Сергей Белкин: Мы создали условия. Учитесь!
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Сергей Белкин: Мы создали условия. Учитесь!


«Теперь мы видим прекрасную, умную, всепобеждающую наглость родителей и наглость детей, которые начинают качать права и требовать от школы, чтобы она готовила дитя к жизни и карьере», – слова первого замминистра образования Александра Асмолова не потеряли актуальности и сегодня. Накануне городского августовского «педсовета» мы встретились с председателем комитета образования Сергеем Белкиным и поговорили о наиболее кричащих проблемах школ Курска.    
– Сергей Иванович, решение какой задачи в сфере школьного образования вы считаете самым значимым достижением комитета за последние два года?
– Два года назад из-за перехода бюджетного финансирования на подушевой норматив порядка 20 школ города оказались экономически неэффективными, в силу чего подлежали реорганизации.
Это не было громом среди ясного неба. С 2011 года был установлен трехлетний адаптационный период, в течение которого руководители образовательных учреждений должны были подготовиться к новым условиям работы. На практике этого не произошло, и в 2014-м году небольшим школам стало не хватать финансирования, рассчитанного исходя из численности учеников. Почему? В некоторых из них имелись классы по 15-18 учеников, тогда как нормативная наполняемость должна была составлять 25 человек.
Так вот, самым значимым достижением комитета считаю сохранение всех 59 курских школ, имеющих статус юридического лица и обладающих финансовой самостоятельностью. Слова горячей благодарности по этому поводу надо адресовать губернатору Александру Михайлову и главе администрации Курска Николаю Овчарову, которые заняли четкую позицию – сохранить все, что есть. На комитет образования легла колоссальная работа по оптимизации действующей образовательной системы без привлечения дополнительных бюджетных средств и без ущерба качеству образовательной услуги. Чтобы уравновесить наполняемость классов, были пересмотрены территории микрорайонов, закрепленные за школами. Мы привели в соответствие нормам нагрузку преподавателей, оптимизировали штатные расписания школ вплоть до численности уборщиц и вахтеров, но и после этих операций фонд оплаты труда в небольших школах не вписывался в объем подушевого финансирования. Выход был найден. Мы установили поправочные коэффициенты к нормативу финансирования и тем самым увеличили его для школ с численностью от 380 учащихся – все это в пределах ассигнований на оплату труда, выделенных регионом.
– Поскольку сегодня в качестве приоритетной задачи образования поставлен переход на обучение в одну смену, закрытие школ в прошлом году было бы серьезнейшей ошибкой...
– Да. Сейчас самая главная проблема – нехватка мест для школьников. Это касается не только Курска и области, но и России в целом. В нашей стране армия школьников в ближайшие десять лет увеличится на 3,5 миллиона человек. В Курске также отмечается ежегодный рост числа учеников. Так в 2013 году их было 38,6 тысяч человек, в 2014-м – 40,3 тысячи, а 1 сентября текущего года в общеобразовательные учреждения Курска придут 42 тысячи детей, в то время как наши 59 школ рассчитаны на обучение 33 тысяч учащихся в одну смену.
Увеличение количества школьников и необходимость обучать их в односменном режиме требуют расширения школьной сети. Муниципальной программой «Развитие образования в городе Курске на 2014-2018 годы» предусмотрено строительство школ на проспекте Победы на 792 места в 2016 году, на проспекте Клыкова – на 850 мест в 2017 году,  кроме того планируется построить четыре школы в Юго-западном жилом районе.
Одновременно школы города уже в этом году проводят глобальную ревизию  имеющихся площадей для создания дополнительных мест за счет переоборудования ранее неиспользуемых помещений.
– Значительная часть ваших выступлений в прессе была связана с обеспечением безопасности школ. Что послужило основанием для беспокойства? Есть реальная угроза жизни и здоровью учащихся?
– Безопасность школ находится под пристальным вниманием комитета образования по ряду причин: во-первых, повышены федеральные требования в этой сфере, во-вторых, область граничит с государством, отношения с которым у нашей страны достаточно сложные, в-третьих, увеличился поток украинских мигрантов, среди которых могут быть и преступные элементы. Поэтому, даже в условиях дефицита бюджета, администрация города регулярно выделяла денежные средства на пожарную, антитеррористическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность образовательных учреждений, и результаты не заставили себя ждать. На сегодня все школы Курска имеют «тревожную кнопку», 7 школ оборудованы приборами автоматического комплекса «Альфа-Безопасность», позволяющего в режиме реального времени контролировать пожарную обстановку, 57 школ оборудованы системами видеонаблюдения и в 18 школах внедрен инновационный проект «Мама, я пришел!», направленный на повышение антитеррористической защищенности. В рамках этого проекта установлены ограждения и турникеты с бесконтактными считывателями, учащимся выданы электронные карты, являющиеся пропуском в школу, внедрена система контроля посещаемости. Кроме того, родителям, подписавшимся на дополнительный сервис, приходят смс-сообщения о приходе и уходе ребенка из школы.
– Качество образования в современной школе в значительной мере определяется профессионализмом учителя. Что делает комитет в этом направлении?
– В области действует комплексная программа повышения уровня профессионального мастерства школьных учителей. Особое внимание уделяется повышению квалификации директоров, у которых в последние два года существенно расширился круг полномочий. Кстати, средний возраст руководителя школы сегодня составляет 48 лет, тогда как в 2013 году он достигал 55 лет.
Мы стимулируем приход в школу молодых, талантливых педагогов. Для молодых специалистов, закончивших средние и высшие профессиональные учебные заведения с отличием, в течение первых трех лет работы установлен повышающий коэффициент к ставке в размере 1,4, тогда как обладателям синих дипломов в этот же период работы ставка увеличивается в 1,3 раза.
Для адаптации вчерашних студентов работает Школа молодого педагога, существует практика наставничества. Среди номинаций ежегодной муниципальной премии «Признание» есть «Дебют. Новые педагогические дарования». За первое место молодые педагоги получают призовую сумму в сумме 50 тысяч рублей, за второе и третье – 40 и 30 тысяч соответственно.
В поле зрения администрации города и комитета находятся и бытовые условия  преподавателей. Так, три педагога города улучшили жилищные условия за счет государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области». Кроме того, работники образовательных учреждений, нуждающиеся в жилье, могут рассчитывать на возмещение из городского бюджета процентов по кредитам и займам.
Все это повышает социальный статус учителя и мотивирует его на добросовестный, творческий труд.
– И все же в прессе частенько звучат отчаянные возгласы об упадке школьного образования. По каким параметрам можно судить о качестве обучения курских школьников и какими достижениями в этой области  мы можем гордиться?
–  Достаточно сказать, что 98% выпускников курских школ успешно проходят государственную (итоговую) аттестацию: в 2014 году из 2062 учащихся аттестовано 2034 человека, в 2015-м из 1932 допущенных к государственной (итоговой) аттестации получили аттестаты 1892 человека.
Средний балл ЕГЭ соответственно по этим же годам составил: по русскому языку – 66,4 и 67,9; по математике – 48 и 50,3 (профильный уровень) и 4,1 (базовый уровень). По 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку, литературе, химии, истории набрали 16 выпускников курских школ. При этом выпускницы гимназии №4 Елена Комова и гимназии №44 Екатерина Селиверстова в прошлом году получили по 100 баллов на ЕГЭ по двум предметам.
«Лакмусовой бумагой» уровня знаний школьников являются также олимпиады. В 2014–2015 учебном году по результатам муниципального этапа олимпиады победителями и призерами стали 737 учащихся. На региональном уровне проведения предметных олимпиад учащиеся курских школ традиционно занимают более половины призовых мест (в 2014 году – 51%, в 2015 году – 51,8%). Глубокие знания демонстрируют наши подопечные и на федеральном уровне: в 2014 году учащаяся гимназии №4 Елена Комова стала победителем заключительного этапа олимпиады по праву, в 2015 году учащийся лицея №6 Юрий Матюшин – призером заключительного этапа олимпиады по английскому языку.
Успехи школьников поощряются стипендиями и единовременными денежными поощрениями главы администрации города, губернатора области, золотыми и серебряными медалями «За отличную учебу», учрежденными Горсобранием.
Все условия, чтобы учиться, созданы. Стремитесь к знаниям, дети, а награды найдут достойных, в том числе и главные – успешное поступление в вуз и овладение профессией вашей мечты.
На  100%  готовы  курские школы  к  новому  учебному  году
К такому выводу пришла комиссия по приемке школ, в которую вошли специалисты городского комитета образования, отделов образования, опеки и попечительства округов, регионального управления Роспотребнадзора, госпожнадзора, ГИБДД.
Комиссия мониторила нормативную базу учреждений, планы работы, образовательные программы, программы развития  на новый учебный год. Также проверялось состояние учебных и медицинских кабинетов, пищеблоков, спортивных кабинетов.
На ремонт перед новым учебным годом городская казна выделила учреждениям образования 31 млн рублей. Наиболее масштабные работы проводились в лицее №6 (ремонт кровли, фасада), школе №48 (ремонт спортзала), школе №54 (ремонт пищеблока). Привлекались и внебюджетные источники финансирования.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...