Крутись, гончарный круг...
Свежий номер: 18 апреля 2024 (4969)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В библиотеке имени Асеева представлена экспозиция работ курского гончара Владимира Холчева. В нее вошли как недавно созданные произведения, так и взятые из фондов Курского областного дома народного творчества.    
Профессия гончара – одна из самых востребованных на протяжении всего времени существования человеческой  цивилизации. Тарелки, кружки, кувшины… как   без всего этого? Правда, в современном мире профессия потеряла былую актуальность. Но благодаря фанатам своего дела это ремесло-искусство продолжает жить. И, к счастью, на столах курян все чаще можно увидеть красивые, экологичные  и практичные глиняные изделия.
– Приятно, когда моей посудой пользуются, – говорит Владимир Павлович. – Мне важно делать то, что нравится людям. Я несколько лет проработал в мастерских Сергиева Посада, Москвы и Суздали и могу сказать, что там глиняная продукция пользуется огромной популярностью. Даже несмотря на то, что цены в этих городах намного выше курских.

Народный мастер
Выставка приурочена к 60-летию автора. Гончарным делом он занимается последние двадцать лет. Родился Владимир Павлович в Глушковском районе, что непосредственным образом повлияло на его становление как мастера. Находясь на приграничной к Украине территории, он впитывал культуру обеих стран. Работы Владимира Павловича также не имеют четкой границы: в них уютно сочетаются особенности как украинского, так и русского гончарства.
С детства его тянуло к искусству, поэтому высшее образование он получил на худграфе КГУ, который и по сей день славится своими выпускниками. Затем  преподавал рисование, черчение и труды в Марковской средней школе, позже – в районной художественной мастерской.
Начало 90-х стало переломным для Владимира Павловича. Ему удалось исполнить мечту своего детства – в 1993 году он создал центр художественных промыслов и ремесел. И там  открыл в себе новый талант.
– Помню, как в детстве напротив дома стояла гончарная мастерская, – вспоминает мастер, – Местным ребятишкам давали там полепить да покрутить заготовки. Именно в это время у меня в голове зародилась мысль, которую я смог претворить в жизнь спустя годы. С тех пор и закрутился мой гончарный круг.
За более чем 20-летнюю карьеру гончара Владимир Павлович стал известен на всю страну. Он – лауреат и дипломант различных российских и международных выставок, но главная его награда отнюдь не материальная – с недавних пор он носит гордое звание «Народный мастер России».
– Глина – удивительный материал, – рассказывает гончар. – Чтобы работать с ней, нужно вкладывать душу, иначе она не ответит взаимностью. С годами многое поменялось: теперь не глина управляет мной, а я – глиной. Но одно осталось неизменным: каждое изделие для меня уникально. В этом и есть смысл ручной работы. А еще важно то, что сразу видишь конечный результат.
Создание формы – лишь первый этап. После подготовки всех деталей изделия их необходимо соединить, а затем провести декорирование. Раньше Владимир Павлович занимался этим самостоятельно, но сейчас ему помогает лепщик-декоратор Людмила Лобасова.
Среди гончаров не так много женщин. На это влияет то, что отцентровка – крайне трудоемкий и сложный процесс. Чем больше изделие, тем большую силу нужно применять.
– После рабочего дня я иногда не чувствую рук, с меня сходит семь потов, – признается Владимир Павлович. – Но результат стоит всех этих усилий.
Параллельно с работой в мастерской Владимир Павлович занимается подготовкой новых кадров. Для него это тоже важная задача.

С огоньком
Во время презентации к Владимиру Павловичу то и дело подходили друзья, знакомые, коллеги. Одним из гостей выставки оказался и ученик народного мастера Михаил Волков. Когда речь зашла об огненных скульптурах, глаза Владимира Павловича загорелись.
– Знаешь, я давно хотел попробовать ее сделать, – улыбаясь, произнес гончар.
– Конечно, один будет центровать снаружи, другой – изнутри, – отшутился ученик.
Как оказалось, огненная отличается от обычной скульптуры наличием специальных отверстий. После определенной подготовки произведение прокаливают в печи. Постепенно температура возрастает до критической отметки, и в этот момент из отверстий вырывается пламя.
– В интернете я видел огненную скульптуру в виде волка, – рассказал Михаил Волков. – Красота! А еще смотрел видео, как четыре китайца сделали чашку из тонны глины. Нужно будет попробовать сделать.
Они рассмеялись и продолжили   беседу.
Казалось бы, в привычной гончарной технике нет места для маневра, но для профессионала любые рамки – лишь недостаток формы. И для того, чтобы его исправить, нужно всего лишь вновь запустить гончарный круг.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...