Что лучше – пять или шесть?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Что лучше – пять или шесть?


Этот вопрос довольно часто встает перед родителями школьников и касается количества учебных дней в неделе. Если с первоклассниками все более-менее ясно – у них законная «пятидневка», то с учениками последующих классов такой ясности нет.    
С одной стороны, два выходных в неделю – подарок как для самих школьников, так и для их родителей, с другой стороны – чем длиннее учебная неделя, тем меньше ежедневная нагрузка. Справедливости ради надо заметить, что эту дилемму уже приходилось решать…
История вопроса
В период существования СССР шестидневное обучение в школах была обязательным, и особых нареканий со стороны учеников и их родителей не вызывало. Правда, в начале 70-х годов в прибалтийском городе Пярну провели образовательный эксперимент, в ходе которого учеников местных школ перевели на пятидневку – считалось, что это даст положительный результат, дети будут проводить по два дня в семье, больше общаться с родителями. Однако, наблюдая за школьниками, социологи выяснили, что по выходным большая часть из них банально «била баклуши», и эксперимент бесславно завершился. Естественно, тогда никакого решения о переходе школ на пятидневную неделю принято не было.
Уже позже, после распада Советского Союза, школам было предложено самим выбирать, сколько дней в неделю учить детей, пять или шесть – образовательные стандарты позволяли это делать. Конечно, большинство школ тогда перестроились на пятидневку. Правда, нагрузка при этом в оставшиеся для учебы дни увеличилась у кого-то с пяти до шести уроков, а у кого-то – до семи, а то и до восьми уроков. Именно по этой при чине в 2000 году был предпринят массовый переход к «шестидневке», что вызвало шквал недовольства не только со стороны учеников и их родителей, но и учителей. Возможно, это принесло определенные плоды, поскольку уже в 2001 году было принято постановление правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении». В документе, который действует и по сей день, в частности, обозначено, что «режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно при строгом соблюдении правил чередования времени обучения и отдыха и максимальной недельной учебной нагрузки».
В принципе, некоторые школы взяли это на вооружение, но большинство продолжало – и продолжает – привычно расписывать школьное расписание на шесть дней. Между тем, согласно данным Минздрава, в последнее время дети стали чаще страдать различными хроническими и простудными заболеваниями, а также заболеваниями опорно-двигательного аппарата и снижением зрения. По мнению специалистов, одна из возможных причин этого – чрезмерная нагрузка в школах. Проблемой заинтересовались в Госдуме:  два года назад депутаты обратились к министру образования Ливанову с предложением узаконить пятидневку хотя бы в начальной школе и внести соответствующий пункт в ФЗ «Об образовании», однако особого интереса их предложение не вызвало.
В феврале этого года в Госдуму был внесен законопроект о введении пятидневной учебной недели на федеральном уровне с 1 по 9 класс, однако представителей партии, разработавшей документ, упрекнули в популизме. Дескать, упомянутое выше «Типовое положение об образовательном учреждении» никто не отменял, а значит, школы по-прежнему имеют право самостоятельно решать этот вопрос…
Сколько дней в неделе?  
Да, имеют, но с одной оговоркой – если это прописано в уставе образовательного  учреждения или соответствующее решение принято родительским комитетом школы. В Курске, например, по словам заместителя руководителя городского комитета образования Ольги Киршенман, именно так принимается решение о введении «пятидневки» для 1-4-х классов – такой режим, к слову, действует во многих курских школах..
А в Москве с этого учебного года пятидневная неделя введена в большинстве столичных образовательных учреждений, и не только для начальной школы, но и для старшеклассников.  Хотя, по мнению директора Института содержания и методов обучения РАО Михаила Рыжакова, пятидневка подходит не для всех школ: «Сейчас школы могут учиться по семестрам, триместрам, четвертям, устраивать дополнительные каникулы, и не надо всех загонять в единые рамки».
Доктор же биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких считает, что однозначного ответа на вопрос, что лучше – пятидневка или шестидневка, просто не существует: «Все это очень индивидуально. Нужно брать каждую конкретную школу с конкретной организацией учебного процесса и анализировать всю ситуацию в течение учебного дня, недели, года. Смотреть, насколько адекватна выбранная методика, как чередуются предметы, есть ли физкультминутка, чем заполнены перемены. Только в этом случае можно сказать, эффективна ли выбранная учебная модель или нет. А единого для всех школ рецепта никто дать не может».
Впрочем, появление в школьном расписании еще одного выходного дня одобряет большинство экспертов, включая медиков и психологов.
По словам кандидата медицинских наук, ведущего научного сотрудника ГНИЦ профилактической медицины Галины Холмогоровой, детям пойдет только на пользу «тот факт, что оба выходных дня дети будут отдыхать, проводить с родителями, больше спать». Или заниматься творческой деятельностью. Например, во Франции у школьников есть отдельный «день здоровья» – среда. Дети не ходят в школу и не сидят за партами, но в этот день они вместе с учителями посещают музеи, ботанический сад, различные мероприятия, где тоже развиваются и учатся чему-то новому.
Если говорить о «минусах» и «плюсах», то у «пятидневки», скорее, больше последних. Судите сами – взрослый человек, согласно КЗОТу, имеет 8-часовой рабочий день, а школьник проводит в школе, в среднем, по 5-6 часов плюс время на выполнение домашних заданий и внеурочную деятельность. Получается тот же «взрослый» рабочий день, а то и больше – разве такая нагрузка может считаться нормальной для растущего организма?
И еще один невольный «плюс» в пользу «пятидневки» – по субботам школьные столовые не работают, а соловья, как известно, баснями не кормят…
  • Комментарии
Загрузка комментариев...