«Да, были люди в наше время…»
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Да, были люди в наше время…»


Во всем мире давно уже стало хорошей традицией называть стадионы в честь знаменитых спортсменов, тренеров или организаторов спортивного движения.    
Чаще всего это имеет прямое отношение к футболу – непререкаемо популярнейшему виду спорта. Достаточно вспомнить стадион имени Мане Гарринчи в Бразилии, где традиция увековечивать таким образом  имена футбольных кумиров наиболее прижилась. В России и на постсоветском пространстве  таковых тоже немало. Скажем, стадионы имени Игоря Нетто, Эдуарда Стрельцова,  Славы Метревели, Валерия Лобановского, Михаила Месхи, Всеволода Боброва в Сестрорецке и в Моршанске),  Анатолия Банишевского, Виктора Банникова (Киев), Николая Старостина, Григория Федотова, Тофика Байрамова (Баку), Николая Озерова…
Эти имена достаточно известные в нашем футбольном мире – на уровне сборных команд. Их помнят, и это хорошо. А вот с  почитаемыми на местах футболистами былых десятилетий – хуже. Но ведь провинция должна быть сильна своей историей, своими именами и победами. Надо ли довольствоваться лишь высшим уровнем?  Эти люди когда-то блистали на курских стадионах, приводя в восторг болельщиков, многие из которых все еще  помнят тот бескорыстный и самоотверженный футбол.
Скажем, в глубинке Бразилии и многих других футбольных стран Южной Америки что ни городок – то футбольный стадион. Если городку посчастливилось, и он стал местом появления на свет какой-либо  футбольной звезды, стадион обязательно назовут  этим именем. А если нет, то сильно горевать не станут и  вспомнят кого-то из своих, что не блистали в сборных командах, но добросовестно и красиво отстаивали честь городка   на местном футбольном поле.  Мало того, организуют музей своего кумира. Можно привести массу примеров, но эти фамилии вам ничего не скажут. Причем приветствуются имена, скажем, довоенные, а то и  начала прошлого века. Это подчеркивает давние футбольные традиции городка и создает ареол легенды – «давно это было…»
Вы уже поняли, к чему это я клоню. Почему бы не присвоить имя одного из курских футболистов 60-х (к примеру) годов стадиону «Трудовые резервы»?  Согласитесь – от нынешнего  скучноватого названия весьма попахивает нафталином.
Скажем, «стадион имени братьев Батиных» или – «Геннадия Забелина». Вот уж были футболисты. Сказать, что не чета многим из нынешних, значит, не сказать ничего. Одним словом, ниже приведу полный список футболистов, на мой взгляд, вполне достойных этой чести.
Александр Галкин – футболист, тренер; Дмитрий Катопуло – футболист с довоенным стажем, тренер; Виктор Батин; Валентин Батин; Валентин Бурцев;  Геннадий Забелин; Виктор Сухоруков; Юрий Цибанов; Леонид Кириченко; Валентин Рязанцев…
Подчеркну – этот список весьма условный, его можно уточнить и продолжить.  Заодно мотивирую, почему имена здесь в основном из 60-х годов. На мой взгляд, именно тогда в этом виде спорта было то, чего так не хватает  в провинциальном футболе сегодня, – огонь, самоотверженность, и бескорыстность.
Во многих странах популярны памятники отдельным футболистам, тренерам, судьям, целым футбольным командам, победам в чемпионатах  мира и Европы, основателям и организаторам футбольных лиг…
Опять же, не станем даже вкратце перечислять эти монументы, установленные в дальнем зарубежье, – не хватит газетных площадей. Относительно постсоветского пространства это сделать гораздо проще. Скажем, памятник  футболистам-участникам «Матча смерти» в Киеве; памятник участникам блокадного матча в Ленинграде; два памятника Льву Яшину в Москве; футболисту и тренеру Валерию Лобановскому в Киеве, судье Тофику  Бахрамому  в Баку, Сергею Перхуну в Днепропетровске, памятный знак в честь 100-летия николаевского футбола… Отметим попутно, что  прекрасный памятник вратарю на могиле Льва Яшина  создал наш земляк Вячеслав Клыков.
Есть даже несколько памятников преданному футбольному болельщику. Да и как без него? Такой недавно появился в Томске. Бронзовый, он сидит среди прочих на трибуне и грустит. Судя по выражению лица, его команда проигрывает.
Но в целом  в России  футбольные монументы и имена над парадными входами стадионов – это, скорее, исключение, чем правило.  Может быть, как раз поэтому они там играют лучше нас?  Должно быть, им помогают души давно ушедших футболистов, которые и ныне гоняют мяч где-то там, на Елисейских полях  – попрошу не путать с 8-м округом Парижа. Во всяком случае, материализованная память о футбольной религии, которую исповедовали земляки еще сравнительно недавно, обязывает.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...