12+
Свежий номер: 20 января 2022 (4735)
тираж номера: 5000 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Электронная копия газеты Оформить подписку
Дремлет устало Северный рынок…


На карте Курска первой четверти XIX века этот заокраинный уголок города (в границах квартала между нынешними улицами Павлова, Радищева, Карла Маркса и Московской площадью) обозначен как пустырь, на краю которого со стороны дороги на Москву (через несколько десятилетий улица Шоссейная, потом – Карла Маркса) стояли винный и хлебный магазины, железные, дегтярные и соляные лавки.    
По другую сторону дороги — подворье с обширным садом Ахтырской церкви. Несколько поодаль в разные времена располагались воинские склады оружия и припасов, кирпичные заводики. В районе нынешней площади Перекальского стояли Московские ворота.
На военно-топографической карте 1863 года (да и на более поздних планах города) главенствует все тот же пустырь, но прибавилось складов, в основном соляных, в том числе и со стороны нынешней улицы Павлова, которая аж до 1949 года так и называлась — Подвальная.
В начале второй половины XIX века город уже выходит за свои давние границы и вместо Московской дороги появляется улица Шоссейная — в честь шоссейной Орлово-Курской дороги, строительство которой завершили в 1852 году.
Постепенно, по мере расширения города, очерченный выше уголок и его окрестности приобретают все более выраженное коммерческое содержание. На пересечении двух торговых дорог («Большой» на Москву и «Старомосковской» в сторону Ямской слободы) приобрела свои границы огромная площадь, которую в те времена называли Десято-Пятницкой, или Пятидесятницкой. Здесь каждый год проходила городская ярмарка «Десятая», организуемая в десятую пятницу по Пасхе, где шла бойкая торговля деревянными изделиями — досками, колесами, телегами. Тут же продавались крупный рогатый скот и лошади. В остальное время года на площади по торговым дням шумел базар. Уже в советское время он назывался Верхним.
Похоже, судьба бойкого торгового перепутья уготована была этой площадке надолго. Но неожиданно вмешался рельеф города. Оказалось, что именно здесь находилась самая высокая по отношению к уровню моря точка. В 1871 году Курская городская дума заключила контракт с подрядчиком о строительстве водопроводной сети. В частности, этот документ предусматривал возведение «…на самом возвышенном месте, в черте города, главного резервуара для подъема воды на такую высоту, чтобы его дно было на полтора аршина выше земли, и устройства башни, которая должна быть в распоряжении думы для пожарных сигналов на весь город».
Эта водонапорная башня, бесхозная и полуразрушенная, но до сих пор стройная и красивая — как будто из старинной сказки, робко прячется за более поздними постройками, скромно доживая свой век.
Во второй половине двадцатых годов XX века началось расширение курских водопроводных сетей. Было принято решение о строительстве новой водонапорной башни на улице Подвальной, поскольку старая, располагавшаяся неподалеку, уже не справлялась. Проект инженера Б. Гринева, завершенный зимой 1928 года, предполагал емкость цистерны в 25000 ведер. Башня частично сооружалась из железобетона, нового материала для местных строителей (это был едва ли не первый опыт в Курске), и была возведена к осени 1928-го. Это сооружение сразу стало достопримечательностью и украшением Курска. Водопровод в целом начал работать с августа 1931-го.
В июле того же года была введена в эксплуатацию и первая очередь Северного трамвайного парка («Северное депо») на 22 трамвайных вагона. За ним было расположено трамвайное кольцо, которое демонтировали лишь в 1968-м. Место расположения нового трамвайного депо имело особый смысл в связи с предполагавшейся прокладкой трамвайного пути в Ямскую слободу.
Как ни странно, но элитное по тем временам жилое здание на углу улиц Павлова и Ленина построили там как раз для областного начальства, невзирая на тот факт, что трамваи «просыпались» за окном уже в пять часов утра и начинали будить горожан.
Казалось бы, техногенное направление развития этой площадки начинает довлеть над торговым. Но уже в конце 50-х годов прошлого века возникла идея построить здесь Северный рынок. Эту задумку реализовали в 1960-м. Поначалу рынок выглядел весьма скромно — деревянные торговые ряды и деревянное же административное здание. Но постепенно он развивался и скоро стал одним из самых востребованных.
Стало быть, давнее соперничество торгового и технического направлений развития квартала, очерченного нынешними улицами Павлова, Радищева, Карла Маркса и Московской площадью, все-таки остается за торговлей. Впрочем, стоит ли сетовать — это судьба едва ли не всего Курска.
Несмотря на значительные перемены на рынке, понятно, что название «Северный рынок» останется и станет украшать фасад нового здания. А вот как владельцы назовут торговый комплекс, что строится рядом? Предлагаю именовать его в честь старинной ярмарки, что когда-то шумела неподалеку, — «Десятый».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

Город
Происшествия
Культура
Спорт
Новые
Власть
Актуально
Общество
Пандемия COVID-19

Тайны авдеевских людей

Тысячелетия назад по курской земле ходили ловкие охотники на мамонтов. Ученые до сих пор не могут разгадать все ребусы и загадки их эпохи. Одной из важных стран...

Новые

Жители могут предложить рабочие варианты

В концертно-творческом центре «Звездный» состоялись финальные тематические обсуждения генплана с жителями города. За круглым столом поговорили о необходимости р...

Новые

Профессионалов экономики и менеджмента в мэрии ста...

В Курском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 24 июня состоялось торжественное подписание договора о практической подготовке...

Новые

Погодная аномалия увеличила потребление воды

В связи с сухой и жаркой погодой объем потребляемой горожанами воды возрос более чем в два раза.

Новые
3, "ID" => 39); $pagesProps = CIBlockElement::GetList(Array(), $arFilter, false, Array("nPageSize"=>1), $arSelect)->GetNext(); } ?>