Тайны авдеевских людей
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Тайны авдеевских людей


Тысячелетия назад по курской земле ходили ловкие охотники на мамонтов. Ученые до сих пор не могут разгадать все ребусы и загадки их эпохи. Одной из важных страниц в летописи каменного века на территории нашей области стала авдеевская палеолитическая стоянка, открытая ровно 80 лет назад. Что известно об этом месте и о людях, живших задолго до того, как возникли первые цивилизации, мировые религии и государства? Отправляемся в небольшое путешествие из Курска в деревню Авдеева.
    
Раскопкам помог ливень

Летом 1941-го в районе Курска температура в первой половине июня не поднималась выше  20 градусов, ливней почти не было, и поэтому земля в основном была рыхлой. Но еще весной того года берег в одном месте на реке Рогозна был подмыт водой и в итоге рухнул. Колхозный бригадир Иван Авдеев, работавший со своими людьми рядом с деревней Авдеева, наткнулся в глинистой почве речного обрыва на странную находку. По виду обычный, небольшой 55-сантиметровый ствол дерева. Но когда его очистили от грязи, оказалось, что предмет больше напоминает гигантскую кость неведомого зверя.
К счастью для отечественной науки и курской истории, было решено обратиться в краеведческий музей. Это сейчас есть железное правило для тех, кто проводит земляные работы, сносит старые дома – обязательно обращаться к археологам для обследования места. Тогда же с этим было не так строго.
На место находки выехал 55-летний сотрудник краеведческого музея Владимир Самсонов. За свою полувековую жизнь специалист работал с историческими артефактами не впервые. Крымчанин по рождению, Самсонов исходил весь родной полуостров и знал цену археологическим редкостям. С ним отправились в путь сотрудники музея, студентки-практикантки из Ленинграда и учитель Николай Буданов из села Дьяконово. Деревня Авдеева находилась в 30  с лишним километрах от окраин Курска, в Ленинском районе области (сейчас это Октябрьский район). Здесь Самсонов и увидел 18 июня 1941 года находку  бригадира Авдеева. Это был самый настоящий бивень мамонта! Сотрудник музея детально описал в экспедиционном отчете результаты археологической разведки, в частности, отмечая, что «установлено во многих местах присутствие остатков костей. Произведенной зачисткой одного из таких мест выявлено скопление костей мамонта: лопатка, несколько ребер, куски бивня, осколки и кости коренных зубов. Многие кости имеют следы действия огня, некоторые пережжены; тут же попадаются угольки и кости птиц (в небольшом количестве) и осколки кремня, а также орудия из него в виде пластин с продольными широкими сколами, иногда с намеком на ретушь по краям, кости тщательно очищены от покрывающего их мокрого песка, чтобы дать им возможность подсохнуть. Однако при попытке вынуть кости, все они оказались настолько разложившимися, что не выдерживали собственной тяжести. Все же они были по частям уложены в ящики для доставки в музей. Видя интерес ученых к сделанным из камня орудиям, местные жители передали экспедиции значительное количество кремней, найденных ими в обрыве и на дне ручья под обрывом... Все обнаруженные предметы, за исключением нескольких костей, взятых учителем Будановым как учебное пособие для Дьяконовской школы, доставлены в музей». Так началась история попыток понять, кем же были авдеевские люди отдаленных тысячелетий.

За четыре дня до войны

Есть старая  байка о том, что Великая Отечественная война началась в день, когда советскими археологами была вскрыта гробница правителя Тамерлана в Самарканде. При открытии саркофага помещение наполнили испарения эфирных масел. Так, якобы, был выпущен на свободу дух Тамерлана, и началась война. Однако было это не 22-го, а 19 июня, и решение о начале боевых действий, как вы понимаете, приняли задолго до вскрытия гробницы.
По стечению обстоятельств авдеевскую стоянку под Курском тоже начали вскрывать за четыре дня до начала войны. Для любителей мистики и конспирологии эти факты весьма занимательны. А историками был сделан однозначный вывод: более глубокое изучение стоянки приостановилось почти на 5 лет.
И лишь в 1946-м в ходе Деснинской археологической экспедиции стоянку снова посетили специалисты по древностям. Возглавил многолетнюю экспедицию молодой советский археолог Михаил Воеводский, приехавший из Москвы. Михаил Вацлавович специализировался на каменном веке, читал лекции студентам в МГУ по этому периоду. Именно Воеводский сделал из деревни под Курском настоящую «Мекку» для коллег со всей страны и заложил крепкие основы местной археологической школы.
После изучения территории у реки Рогозны Михаил Вацлавович обнаружил овальное по форме  поселение величиной более чем 800 квадратных метров, на котором жили люди в каменном веке. Для более точной датировки пришлось приезжать еще не один раз. В конечном итоге, уже позже, другими специалистами с помощью радиоуглеродного анализа было подтверждено, что время стоянки можно приблизительно оценивать как обитаемую 23-21 тысячу лет назад. Учеными этот период относительно стабильного прохладного климата называется верхним или поздним палеолитом.
Воеводский, разработавший новые и более аккуратные методы вскрытия археологических объектов времен палеолита единовременно десятками и даже сотнями квадратных метров, так и не смог найти разгадки стоянки. Он  неожиданно умер вскоре после окончания полевого сезона под Курском в возрасте  45 лет.

Уникальные находки

В период с 1972 года раскопки у деревни становились более интенсивными. Полевыми исследованиями здесь занималась целая плеяда блестящих археологов, таких как Марианна Гвоздовер, открывшая второе авдеевское поселение «Авдеево новое». А с 1982-го раскопки возглавил доктор исторических наук Геннадий Григорьев, изучавший палеолит Европы и Африки, классификацию каменных орудий и то, какими путями развивались древнейшие первобытные племена.
Среди найденных предметов на авдеевской стоянке встречаются резцы, нуклеусы, которые служили источником для заготовок, а также наконечники из кремня, применявшиеся для охоты, скребки для обработки кожи и меха, примитивные копалки, шилья для шитья одежды, лощило для полировки предметов быта, тесла, которыми можно было выдалбливать из дерева различные поделки или рубить стволы. Авдеевцы делали украшения из зубов волка, песца. А на изделиях из кости часто можно увидеть геометрический узор. Авдеевские художники создавали из бивня мамонта фигурки животных, а еще подвески из мергеля.
Еще в конце XIX века начали находить статуэтки, изображающие тучных обнаженных женщин. Первые такие статуэтки были обнаружены во Франции. Тогда же по аналогии с античными изображениями богини любви антропоморфные статуэтки будут называть Венерами. Потом их станут находить на местах палеолитических стоянок буквально по всей Европе. Исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, чем же на самом деле являлись эти красавицы для доисторического человека.
Авдеевская стоянка не стала исключением, и там была найдена не одна, а целых четыре палеолитические Венеры. Большинство выглядит как обработанный ромбовидный кусок из бивня мамонта, у них небольшие ноги и голова и обязательно нарочито выделенные художником груди, бедра, ягодицы, большой живот и иногда половые органы.  Авдеевских Венер условно можно разделить на два типа. Первый – это статуэтки с проработанным лицом, второй отличается гладкой поверхностью вместо лика. В хозяйственной деятельности статуэтки не использовались, и вопрос об их значении остается открытым.

Когда вечная мерзлота отступила

Чтобы хоть немного прикоснуться к тайнам древних авдеевских людей, нужно кратко объяснить, что это была за эпоха для нашего края. Люди уже доходили до территории будущей Курской области сотню тысяч лет назад, но тогда это являлось еще редким случаем, ведь большую часть Европы покрывала ледяная корка, климат был очень суровым. В один из моментов в истории Земли началась небольшая оттепель, и как раз в это время на берега Рогозны приходят охотники на мамонтов.
Сам же каменный век в истории человечества длился огромный срок в два с половиной миллиона лет. Удивительно здесь то, что на протяжении этого периода и перехода от палеолита к мезолиту и далее к неолиту быт и культура людей как будто находились на одном и том же уровне. История от первых  цивилизаций до нашего времени насчитывает каких-то пять с лишним тысячелетий. То есть огромное количество времени человек был в первобытном состоянии, прежде чем вдруг «сорваться с места» и проделать удивительно короткую дистанцию до наших прогрессивных дней.
Откуда же пришли эти охотники на территорию Русской равнины, которая тогда частично была приледниковой зоной? Около 28 тысяч лет назад на земле, где возникнут Австрия и Чехия, появилась удивительная культура людей, которые занимались главным образом охотой на мамонтов и собирательством. Они были достаточно мобильны и перемещались вслед за стадами животных, в том числе оленей и лошадей на восток, где все больше от вечной мерзлоты открывались поля сочной травы. Год за годом, десятилетие за десятилетием люди граветтской культуры глубже проникали на территорию Восточно-Европейской равнины. Перешли Вислу (Польша), Днестр (Молдавия), далее перебрались за Неман (Белоруссия) и Днепр (Украина) и оказались на берегах Десны. Оттуда по злачным пастбищам вдоль рек Сейм и Ока оказались в пределах нынешней России. Река Рогозна, где находится авдеевская стоянка, как раз и является правым притоком Сейма, поэтому можно смело предположить, что люди верхнепалеолитического периода вышли на нее, перемещаясь годами мелкими группами по Сейму. Возникла  виллендорф-костенковская культура, жемчужиной которой стал целый комплекс разновременных стоянок у села Костенки в Воронежской области. Схожие стоянки будут найдены в Подмосковье (самая северная для этой культуры), рядом с Новгород-Северском в Украине, у села Гагарино Липецкой области, в 25 километрах от Брянска, в 3 километрах от деревни Бердыж в Белоруссии, Мезенская с музыкальными инструментами в Черниговской области и еще десятки подобных объектов на территориях Украины, Молдавии, Белоруссии, Литвы и России.
В нашей области основательно изучено не более восьми стоянок первобытных людей. Стоит сказать, что отдельные поселения каменного века находили и в самом Курске.  Например, еще в 1960 годах были выявлены две позднепалеолитические стоянки в районе улиц 2-й Полевой и Котлякова (в народе эту часть города называют Цыганский бугор). Там нашли как кости мамонта, типично составляющие большую часть находок на таких объектах, так и расколотые кремневые орудия разных типов, красную и желтую  охру, угольки. Любопытно, что найденный кремень не имеет никакого отношения к Курску. Здесь похожего на найденный материал просто нет. Вероятнее всего, палеолитические поселки снаряжали небольшие экспедиции для добычи кремня. Ареалом поиска могла быть территория и рядом с Новгород-Северским, и места на реке Оскол, у города Валуйки. Курские стоянки беднее по материалу, чем авдеевская. Судя по всему, это были сезонные стойбища, куда охотники приносили туши, найденные кости и инструменты для ремонта или же быстрого изготовления. Вдобавок стоянки на территории города моложе и проще по структуре, чем солидный авдеевский комплекс.
Авдеевцы тоже использовали приносимый со стороны меловой кремень. Большинство их охотничьих наконечников отличается выемкой с одной стороны. По этому признаку выделяют костенковский тип орудий, распространившейся на все стоянки того времени.

Короткая жизнь без войн и краж

Вообще при гипотетической реконструкции образа жизни в верхнем палеолите возникают постоянные сравнения с бытом современных людей. И с гармоничной размеренностью жизни, о которой только может мечтать нынешний курянин. Работа, если это так можно назвать, 3-4 часа в день. Коллектив – это твои родственники, которым доверяешь на 100%. Отсюда и бессмысленность кражи. Соответственно, и замков не нужно. Нет армий и войск, нет круглогодичных войн, значит, нет и боевого оружия и крепостных стен.
Чужаки в лагере редки и приходят жить на стоянку только в случае браков с соседним родом, и часто это молодые девушки. Спать ложатся вместе с природой: как только солнце совсем скрывается, а просыпаются, когда первые лучи попадут на жилище.
В рационе почти нет соли и сахара. На стоянке обычно проживали около 20 человек. Это количество и есть та естественная норма друзей и знакомых для одного. Для организации такого количества людей не нужны громоздкие системы управления, поэтому и институт государства здесь был абсолютно лишним. Стоит ли говорить, что и без денег тут тоже обходились, ограничиваясь обменом.
Правда, срок жизни в этом обществе был очень сильно ограничен. 31-летний человек считался бы уже пожилым, спешно передающим охотничий опыт детям. Медицины как таковой еще не существовало: один некстати съеденный корешок, порез, полученный на охоте – и ты ушел в страну предков.

Крупные открытия впереди

Умелые  обитатели стоянки оставались на этом месте поколениями. Их жилище представляло собой своеобразные комплексы: расчищенную площадку овальной формы, а по краю которой размещался ряд землянок и полуземлянок, а посередине на одной линии горели очаги. Жилище представляло собой сооружение из костей мамонта и жердей, напоминавших современные чумы на крайнем севере России и вигвамы у индейцев. Рядом  обязательно было  что-то вроде землянки-кладовки, где хранились вещи и некоторые продукты. Из «однокомнатного» чума за пару часов можно было сделать «двухкомнатный», соединив жилую и хозяйственную зоны. Освещали такие землянки головками бедер мамонта – достаточно пористыми, чтобы их можно было пропитать жиром и приспособить к долгому горению.
Первобытные труженики, остатки деятельности которых нашли и в Авдеева, и на тех же стоянках в Курске, не занимались земледелием. Эта трудная, тяжелая повинность ляжет на плечи человека позже. А тогда на земле авдеевцев было множество живности на любой вкус – охота была основным и можно сказать единственным способом пропитания. При этом люди знали меру. Охотились в определенные периоды, убивали столько, сколько нужно для еды.  А вот рыбных костей обнаружено совсем мало.
К сожалению, в районе авдеевской стоянки до сих пор не найдена, как говорят археологи, антропология. Другими словами, не нашли еще останки авдеевцев, как это было сделано в воронежских Костенках. А это значит, что крупные открытия впереди.
Автор Яков БОНДАРЕВ.
Фото предоставлены автором.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...