Как защитить ребенка от кибербуллинга
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Как защитить ребенка от кибербуллинга


Если раньше школьников могли донимать хулиганы-одноклассники, то сегодня – любители травли и издевательств в интернете. Как проявляется кибербуллинг и как с ним бороться, «ГИ» рассказали полицейские и психологи.    
Сергей М. учится в 7 классе. Мальчик молчалив,  сидит один за последней партой. С одноклассниками не общается, ждет конца уроков, чтобы побыстрее уйти домой. По вечерам семиклассник получает сообщения в социальных сетях: «На уроки не приходи. Такому, как ты, там делать нечего...».
Признаться матери и учителю о травле со стороны одноклассников мальчик так и не смог. А вот у психолога получилось узнать о проблеме: с подростком уже начали работать, чтобы вернуть его в социум.
Сергей – один из многих, кто стал жертвой кибербуллинга. По словам полицейских и психологов, это явление становится все более распространенным.

Что за термин
– Впервые для обозначения явлений травли как формы насилия слово «буллинг» использовал английский журналист Эндрю Адамс в 1990 году. Подвергаться буллингу – значит быть социально отверженным не только конкретными преследователями, а группой в целом, – пояснила доцент кафедры психологии КГУ Галина Ларина.
Как правило, в этом «поединке» участвуют «школьный хулиган» и «мальчик для битья». Это два личностных типа – преследователь и жертва.
– Человек, обладающий характерными для преследователя чертами, не обязательно станет заниматься травлей. Однако, если рядом окажется потенциальная жертва, то вероятность такого развития событий возрастает, – уточнила психолог.
Чтобы лучше понять психологические особенности участников травли, надо выяснить, какие позиции они занимают и какие роли играют.
– Последние исследования показали, что буллинг следует рассматривать как социальное явление, в которое включены не только жертвы и агрессоры, но и остальные члены коллектива, например, школьного, – продолжила Галина Ларина. – Существует несколько классификаций ролей. В большинстве исследований выделяются три основных категории: преследователь, жертва, свидетель. Каждый участник системы имеет свое мнение по поводу происходящего.
Кто есть кто
Некоторые ученики поддерживают и поощряют преследователей, другие пытаются защитить жертву, в то время как большинство пассивно. По словам психологов, на выбор роли участников буллинга влияют особенности отношения к себе, уровень развития коммуникативных способностей, враждебность и агрессивность к людям, статус, наличие социальной поддержки, специфика поведения в конфликтной ситуации.
– Несмотря на внешнюю браваду, любители едкого словечка имеют низкую самооценку и поэтому чувствуют себя незащищенными. Буллеры закипают от обиды, горечи, ненависти и часто вымещают гнев на других. Они движимы завистью и ревностью. Отказ – еще одна сильная мотивация для того, чтобы унижать и задевать других, – рассказала психолог.
«Преследователи»
Они четко осознают круг общения, в котором их принимают. И более авторитарны, чем все остальные участники буллинга. Эта особенность помогает им подчинять «помощников», является внутренним оправданием при травле «жертв» и создает ощущение субъективной правоты
«Жертвы»
У них самое низкое положение в классе. «Жертвы» наиболее зависимы, слабы по сравнению с другими участниками буллинга. Их самооценка занижена, а уровень притязаний довольно высокий. То есть «жертвы» недовольны собой, не принимают себя и, возможно, хотят меняться
«Защитники»
У них самые высокие статус и коэффициент удовлетворенности общением. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются ему. У «защитников» хорошая самооценка, особенно по надежности и пониманию. В идеале они хотят быть очень добрыми. Эти качества позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им
«Помощники»
У них низкий статус. Помогая «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» зависимы, благодаря чему их подчиняют, но одновременно они и достаточно авторитарны, что создает у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу самые высокие показатели у «помощников», так как часто именно они обзывают, бьют, а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план
«Нейтральные участники»
Они наименее зависимы, что позволяет им вообще не вмешиваться в конфликты. Не подпадают ни под чье влияние, просто смотрят со стороны. Но это не всегда хорошо, так как «нейтральные участники» – те самые зрители, для которых играется жестокий спектакль
Не довести до беды
– Дети более впечатлительны, поэтому могут воспринять издевательства сверстников в интернете как неразрешимую проблему. И последствия такого психологического состояния могут быть серьезными, вплоть до случаев подросткового суицида, – прокомментировала начальник отделения по делам несовершеннолетних УМВД России по городу Курску Наталья Муханова.
Полиция работает над тем, чтобы ни один ребенок не испытывал дискомфорт в повседневной жизни. Стражи порядка воздействуют на тех, кого раньше называли школьными хулиганами. Их ставят на профилактический учет, а родителей привлекают к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей. На базе школ созданы киберпатрули, которые в сети выявляют проблемы в общении подростков, наблюдают за ними и передают информацию в правоохранительные органы.
Вместе со специалистами КГУ полицейские провели серию интерактивных занятий, на которых показали ребятам, как можно защититься от травли в сети. В основе метода – дать детям понимание того, что колкие высказывания собеседника – это попытка возвыситься над другим человеком.
– Главное – не обращать внимание на хулиганов и не уподобляться им, – посоветовали ребятам полицейские и психологи.
Родителям специалисты рекомендуют более внимательно относиться к проблемам детей. Причиной апатии и депрессивного настроения школьника могут быть сложности в общении со сверстниками. Если стать для ребенка другом, он сможет делиться секретами и вовремя получит от взрослых совет и помощь.
Жертвы буллинга
В первую очередь жертвами насилия в школе становятся ученики с особым взглядом на жизнь, которые хотят продемонстрировать индивидуальность и раскрыть таланты. Они выделяются и могут становиться основным раздражителем, объектом агрессии. Также нападкам со стороны одноклассников подвергаются ребята с психическими или физическими отклонениями, плохой успеваемостью. Высокие умственные способности, опережающее интеллектуальное развитие, отличные успехи в учебе или невероятные таланты также могут провоцировать на буллинг.
– Иногда с помощью агрессии ребенок хочет продемонстрировать лидерские качества, стать лучшим и властным в среде сверстников. Это один из способов самовыражения и самоутверждения. Насилием очень легко покорить волю людей, навязать им мнение или заставить удовлетворять свои потребности, – продолжила психолог.
Без вмешательства психолога невозможно вывести ребенка из состояния «жертвы»
Конфликты между учениками, на первый взгляд, кажутся случайными. Но на самом деле могут быть очень серьезные причины взаимных недоразумений, которые длятся годами. Неприязнь накапливается и выплескивается в насилие.
Часто родители виноваты в том, что дети проявляют агрессию в школе. Они поддерживают нападки со стороны сыновей и дочек, что в конечном итоге дает новый стимул проявлять злобу по отношению к слабым и незащищенным подросткам.

Как бороться
По словам психолога, работа должна быть направлена не на избавление от агрессивности, а на устранение причин, ведущих к ее проявлению.
– Работаем с такими детьми – учим способам выражения гнева, приемам саморегуляции и умению владеть собой. Также отрабатываем навыки общения в возможных конфликтных ситуациях. Необходимо формирование таких личностных качеств подростков, как эмпатия и доверие к людям, – отметила Галина Ларина.
Часто используют упражнение «черный-золотой стул». Каждый ребенок по очереди садится на черный (воображаемый) стул, и ему говорят неприятные вещи. Потом пересаживается на золотой и слушает комплименты в свой адрес. В конце упражнения детей спрашивают, на каком стуле больше понравилось сидеть. Ребята делают выводы на собственном опыте.
Как избежать травли
1. Сохраняйте спокойствие.
2. Если вы смогли обнаружить, кто именно был источником угроз, сообщите об этом родителям агрессора или в администрацию школы, в которой он учится.
3. Отправьте обидчика в «черный список» на телефоне или смените электронный адрес, страницу в социальной сети.
4. Сохраните свидетельства этого события – сделайте копии полученных сообщений. В случае повторения угроз обращайтесь в органы правопорядка.
Екатерина ПРОЗОРОВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...