Уроки лет минувших от Светланы Белоусовой
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Уроки лет минувших от Светланы Белоусовой


История – предмет который невозможно не любить. Ведь связан он с прошлым, без которого, как известно, невозможно построить будущее. Усваивать уроки лет минувших юным курянам помогает заслуженный учитель РФ, учитель истории и естествознания лицея №21 Светлана Белоусова.    
О модулях и обучении действием
– Рассказать о том или ином событии, а потом вызвать детей к доске – слишком банально, – отмечает учитель. – Надо заинтересовать, а тут без использования особых методов не обойтись.
Педагог уверена: результативность в учебном процессе определяют выбранные технологии, которые должны соответствовать философии учителя, его харизме.
– Когда школа получила статус лицея, установились тесные связи с университетами (КГУ, КГМУ), – рассказывает Светлана Ивановна. – Чтобы помочь детям адаптироваться к вузовской системе обучения, стала переходить на лекционно-семинарско-зачетный принцип.
У учителя сложилась собственная система преподавания, в основу которой легла модульная технология.
– Модуль – это самостоятельная часть учебной информации. Каждый предмет можно разбить на модули. Обществознание уже изначально из них состоит: философия, социология, политология, экономика и право.  Встроила в модуль лекции, семинары и зачеты. Разработала свои лекции (большой информационный материал, достаточный для сдачи ЕГЭ по предмету, для победы на олимпиаде и для сдачи внутренних испытаний в МГУ), – продолжает Светлана Ивановна. – После подачи информации – диалог: совместно с учениками определяем проблемные точки, разбираем и закрепляем через решение задач теоретический материал. Параллельно работаем с терминологией – дети должны свободно оперировать научными понятиями.
Заслуженный учитель РФ считает, что можно и нужно использовать кейс-технологии (обучение действием), когда каждое положение модуля разбирается на конкретных ситуациях. Например, экономика. Тема: инфляция. Разбираются темпы роста цен. Говоря про  гиперинфляцию, рассматриваем ситуации в Германии в 1920-е или в Никарагуа в 1980-е. При изучении монетарной политики дети вспоминают события современной России: действия Центрального Банка (снижение ключевой ставки). Завершение модуля – зачет (каждый отчитывается по полученным знаниям) и тестирование.
– У этой системы есть и отрицательный момент – учебный материал усваивается разрозненно. Но мы решили эту проблему. Каждую неделю лицеисты пишут обществоведческое сочинение, где рассуждают о поставленной проблеме, находят аргументы теоретического характера, используя все учебные модули. Лучшие работы издаем – так они становятся обучающим материалом для следующих поколений лицеистов, – поясняет педагог.

Прогуляемся по Курску
Одними занятиями в классе учебный процесс не ограничивается.
– Живем в Курске, значит, должны знать родной город, – уверена Светлана Ивановна.
Педагог вместе с учениками разработала и реализовала несколько экскурсий, которые помогли детям по-новому взглянуть на столицу соловьиного края, – «Старый Курск», «Храмы и монастыри города Курска», «Курские слободы».
– Это совместный проект лицеистов и археологического музея. Работали в архиве, в библиотеке имени Николая Асеева с периодикой. Получили международный грант и I место в конкурсе «Курск – город древний, город вечно молодой», – рассказывает Светлана Ивановна.
В прошлом году для учителей и директоров представили проект 10-11 классов – дискуссионный клуб «Эволюция политических идеологий сквозь призму социального запроса политических групп (технология коучинга)». Группы, представляющие  консерватизм, либерализм, социал-демократию, коммунизм,  раскрывали базовые ценности на родном языке идеологий (английском, французском, китайском, итальянском, немецком). Показали эволюцию каждой за последние 100 лет (уже на родном языке), попытались определить самую эффективную для современного общества систему взглядов. Светлана Белоусова исполнила роль коуча – человека, помогающего ученику достичь некой жизненной или профессиональной цели.
– Получили высокие оценки от гостей. Дети проявили себя на 100 %. Ради таких моментов живет и работает учитель, – отмечает Светлана Ивановна.
О выпускниках
Успехи учеников – это гордость учителя. Воспитанники Светланы Ивановны ежегодно становятся победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников, участвуют во всероссийских многопрофильных интеллектуальных состязаниях. Выпускники каждый год получают высокие баллы по ЕГЭ и поступают не только в российские вузы. Каждый из ребят вспоминает об учительнице истории с теплотой и любовью.
– Желание помогать другим – качество, определяюще будущее многих учителей, – говорит Светлана Белоусова. – Люди становятся педагогами, потому что любят детей или потому что им нравится быть с ними, наблюдать, как они развиваются, становятся умелыми и уверенными. «Они учат, отдавая частичку себя другим», – сказал Уильям Эрз.
И если удается чему-то научить школьников, значит, трудишься не напрасно. И это ни с чем
не сравнимое чувство
Екатерина ПРОЗОРОВА.
Фото Влада Малышко.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...