Любовь в слове
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Учитель русского языка и литературы лицея №21 Юлия Мальцева любит профессию, русский язык, слово и старается поделиться этим чувством с учениками. А помогают в этом педагогу собственные методики, основанные на герменевтике. Об удивительной науке и о том, как заинтересовать детей на уроке, учитель рассказала корреспонденту «ГИ».    
Юлия Викторовна призналась, что с детства любит книги. Читать научилась уже в три года.
– Папа Виктор Николаевич рано привил эту любовь, за что ему огромное спасибо, – поделилась педагог.
Наша героиня взахлеб читала детективы Агаты Кристи, современную и даже сложную для детского понимания классическую литературу. Время с книгой пролетало незаметно.
– А мнение, что учителя русского языка много читают – миф. Сейчас на это мало времени, – отметила Юлия Викторовна.
В школе курянка еще больше влюбилась в слово благодаря преподавателю русского языка и литературы Елене Юрьевне Ефремовой.
– Только учитель с большой буквы может воодушевить, задеть за живое, после чего захочется пойти по его стопам, – продолжила курянка.
После окончания вуза девушка десять лет проработала в сельской малокомплектной школе, которая находилась в 40 километрах от Курска. Каждый день учитель тратила по 1,5 часа на дорогу туда и обратно. Но расстояния не пугали – работа была любимой. Школу закрыли и Юлия Викторовна перешла в лицей, где трудится уже шесть лет.
Юлия Мальцева рассказала об истоках методики, которая помогает ей заинтересовать учеников:
– Несколько лет назад, когда был создан мой сайт sesony.ru, получила письмо от учителя биологии из другого города с просьбой разместить статью. Там впервые увидела слово «герменевтика». Заинтересовалась.
Учитель увлеклась трудами литературоведа, исследователя языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа Михаила Бахтина. После изучения науки и трудов русского философа курянка выстроила собственную методику преподавания под лозунгом «Текст как способ познания самого себя».
– Обсуждая с детьми Родиона Раскольникова, выстраивали схему: лицо – личность – лик. Когда Раскольников теряет личность, когда совершает преступление, меняется ли его лицо? При обсуждении образа Андрея Болконского представляли ступени вверх: сначала герой жаждал славы, потом стал обретать себя, а перед смертью наконец понял, что важно в жизни.
С таким подходом дети «примеряют» образы героев на себя, осмысляют свои действия, ищут способы решения проблем и изменения недостатков в себе.
То есть читатель на уроке литературы проходит путь от понимания текста к пониманию себя, входит в герменевтический круг. В помощь ему – произведения живописи. Работа над пониманием любого сложного текста благодаря визуальным трамплинам упрощается – возникает эмоциональный отклик и активизируется воображение.
– Выпускники признаются: уроки литературы были больше, чем уроки, это – попытки познания себя, поиск смысла. Это куда важнее, чем бездумно зазубрить правило, – отметила Юлия Викторовна
Главное, чтобы после урока ученик вышел наполненным смыслом. Если он захочет что-то перечитать, задумается, правильно ли поступил, что обидел друга или нагрубил маме, то задача достигнута. Слово может ранить, а может воодушевить, воспитать настоящим человеком.
Еще во времена преподавания в сельской школе Юлия Мальцева    участвовала в конкурсе «Учитель года». Тогда курянка получила специальный приз за творческий подход. А через год работы в лицее удостоилась второго места в профессиональном испытании «Самый классный классный».
В 2019 году Юлия Викторовна победила на городском этапе конкурса «Учитель года», а затем стала лучшей  на региональном и представляла область на всероссийском уровне в Грозном.
– Каждый учитель отличается от другого – методикой преподавания, харизмой. Конечно, нужна смелость, чтобы публично рассказать о своих наработках, преодолеть этот страх быть непонятым, – поделилась Юлия Викторовна. – Но главное – оставаться собой и делать то, что ты любишь.
Педагог обожает творчество Булата Окуджавы. Использование его поэтических отрывков в профессиональных испытаниях – в написании эссе, на открытых уроках – впечатлило членов жюри городского и регионального конкурсов.
Но труднее всего было на всероссийском этапе. Предстояло провести урок по «Медному всаднику» Александра Пушкина.
– Боялась, что может возникнуть непонимание из-за разницы в культуре, восприятии мира. Но все прошло замечательно, – поделилась Юлия Викторовна.
Еще она побывала на уроках коллег. И была впечатлена.
– Это удивительно творческие, талантливые люди. Когда их слушаешь, понимаешь, не стать победителем здесь – это нормально, – пояснила педагог.
Курянка не вошла в число 15 призеров, но получила специальный приз от всероссийской ассоциации словесников – за профессиональное владение живым русским языком.
В этом году Юлия Викторовна стала обладателем президентского гранта – «Лучшие учителя России», который послужит развитию новых проектов и реализации идей. А их у талантливого учителя немало.
Юлия Мальцева поделилась еще одним педагогическим приемом. По ее мнению, понять текст произведения помогает нахождение в нем странностей.
– Странным будет и пространство урока, например, работа в камере-обскуре, – пояснила учитель. – Странными будут сравнения и аналогии: сравниваем слово поэта Пушкина со словом поэта Окуджавы о поэте Пушкине, сравниваем два, казалось бы, несравнимых произведения: «Сказку о рыбаке и рыбке» с поэмой «Медный всадник». Но именно с нахождения странностей начинается освоение ребенком цельного смыслового пространства, исчезает страх непонимания или неправильного понимания текста. И быть неправильных ответов сегодня не может.
Герменевтика – искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности; направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов
  • Комментарии
Загрузка комментариев...