Размышления неравнодушного дилетанта
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Размышления неравнодушного дилетанта


Поводом для размышлений стал возможный грядущий снос дома №16 на улице Максима  Горького.  Даже будучи принципиальным противником разрушения в центре старинного города архитектурных раритетов, не стану делать акцент на данном факте, тем более что 16-й не является охраняемым памятником архитектуры или истории.    
Посмотрим с другой стороны – как это скажется на увеличении пропускной способности улицы.
На мой взгляд, улица Максима Горького в целом –  это череда недоработок в реализации генпланов, начиная с послевоенного (1946 – 1947 год). Уже тогда предполагалось  расширить эту транспортную магистраль, выровнять с двух сторон ее «красную линию» – то есть границу, которую не пересекают при возведении зданий и проведении транспортных сообщений.  В этом смысле примером могут служить обе стороны  улицы Ленина, и в первую очередь – нечетная. После войны центральную транспортную артерию Курска решили расширить, отодвинув линию застройки четной стороны, и начали со здания в самом ее начале – гостиницы «Центральной». Кстати, когда в нашем городе в конце XVIII века велись работы по перепланировке, то на пересечении главных магистралей с поперечными улицами возводили самые солидные дома (обязательно каменные), чтобы по ним ориентировать остальные…
Но с улицей Сергиевской (ныне  Максима Горького) получилось иначе. По генплану 1782 года она предполагалась  гораздо короче нынешней – до тупикового пересечения с улицей Можаевской. А дальше в северную сторону тогда шла довольно хаотичная застройка, свойственная глухой окраине, на которую строгости екатерининского генплана не распространялись. Через некоторое время улицу продлили, но и в этом варианте она упиралась в обширный овраг, поднимавшийся едва ли не к центральной улице. В те времена о том, чтобы как-то пересечь этот распадок, не было и речи. То есть  улица уже тогда не считалась перспективной как транспортная магистраль – и уж тем более после того, как главный городской парк распространился не только к западу от нее, но и с другой стороны.
Одним словом, улица Сергиевская (Максима Горького) воспринималась курянами как патриархально-провинциальная, и титул одной из основных городских магистралей ей не грозил. Этому ее качеству, уединенности вполне соответствовало и расположение старинного Свято-Троицкого женского монастыря.
В дополнение картины: еще в начале шестидесятых годов прошлого века по Горького на Боевку гоняли стадо коров.
Еще одна улица в Курске, которая первое время тоже являлась тупиковой, – Фроловская (Радищева). Позже ее соединили с соосной Мясницкой. Но даже в тупиковом варианте она была гораздо востребованнее у курян, чем Сергиевская, и окраинной не считалась. Скажем, именно здесь построили роскошное здание для женской Мариинской гимназии.
Но вернемся к улице Максима Горького-Сергиевской.
Любому старинному русскому городу, до того как его решили устроить на регулярный манер,  была не свойственна упорядоченность и строгая геометрия – этим качествам русская душа противилась долго. Какая уж тут красная линия, если в старину частные дома выходили на улицу не фасадом, а оградой подворья! А уж где стоять дому – это никого, кроме хозяина, не касалось.
Должно быть, в силу как раз тех обстоятельств, которые изложены выше, улица Горького, если рассматривать ее нынешнюю геометрию на  планах, представляет собой довольно интересное зрелище. Красная линия здесь соблюдается фрагментарно – особенно по западной стороне. Заметны попытки последних десятилетий расширить улицу, но лишь в той ее половине, что примыкает к Мирной. Здесь новые строения располагали как раз с учетом этого замысла. Примером тому здание «Банка Москвы», жилые дома №70 и №50, восточная часть дома №6а (улица Кати Зеленко). Но на пропускной способности транспортной части это никак не сказалось – всего лишь значительно расширились газоны. Дело в том, что ширину проезжей части этой улицы лимитируют несколько зданий ниже: №8, 16, 18, 26, 28. Кстати, в том же лимитирующем ряду и юго-восточный угол Дома советов, который сориентирован по оси улицы Ленина и Красной площади и по этой причине к улице Максима Горького стоит несколько боком.
Итак, предположим, дом №16 снесут. Если это с целью внести   лепту в расширение проезжей части улицы Горького, думаю, есть смысл.  Но тогда придется сносить №8 и 18, а также №8 по улице Серафима Саровского, что  маловероятно.
Но вот еще одна грань задачи по увеличению пропускной способности улицы Максима Горького... Если ликвидировать ее тупиковость со стороны Мирной вполне реально – это не раз входило в рамки генпланов последних десятилетий, то решить ту же проблему с другой стороны сложнее. И тут опять не обойтись без исторического экскурса.
Сравнительно недавно улицы Сонина (она же Мурановская, Верхняя Набережная) как значимого транспортного вектора не было вовсе. В конце XVIII века там, где сегодня сливаются улицы Сонина и Луначарского, построили здание присутственных мест, которое надежно перекрыло это транспортное направление. Гораздо позже здание реконструировали, чтобы сделать транспортно доступным место строительства Дворянского собрания. Но и тогда эта улица (Мурановская) была мало востребована курянами. Дорога в гору со стороны нынешней улицы Александра Невского была очень неудобной до тех пор пока ее не благоустроили.
То есть  вопрос соединения улицы Мурановской (Верхняя Набережная) с Сергиевской (Максима Горького) в те времена не был актуален для курян. Но ведь ситуация давно изменилась. Уже в середине 30-х годов появились разработки курских архитекторов, где восточную половину Первомайского парка (со стороны Тускари) предлагалось застроить престижными зданиями и прорезать полноценной транспортной магистралью по оси улицы Максима Горького. Если бы не война, эту задумку наверняка реализовали бы. Но в 1945 году начали строить электроаппаратный завод, и парк решили не трогать – как санитарную зону рядом с промышленным предприятием. Но рано или поздно КЭАЗ перебазируется на другую площадку, и ситуация изменится в корне.
Не пора ли уже сегодня задуматься о том, как сделать улицу Максима Горького полноценной магистралью?
  • Комментарии
Загрузка комментариев...