Валерий Мезенцев: Если бить, то в десятку
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Необычная живопись курского дизайнера Валерия Мезенцева известна и востребована в среде российских и зарубежных ценителей изобразительного искусства. Тем удивительнее, что для многих жителей Курска открытие выставки его картин  в КТЦ «Звездный», приуроченной к 60-летию художника, стало открытием самого художника.    
«Если бить, то в десятку», –  любимая присказка Валерия Сергеевича. К своей цели он шел долго, настойчиво, нередко обходными путями. Можно предположить, что художника Мезенцева сформировали трудности.

Через полосу препятствий
Первое испытание на твердость характера выпускника восьмилетки деревни Розгребли Большесолдатского района ожидало в Харькове. Валерий поздно привез документы в художественное училище: приемные экзамены шли полным ходом, и –  самое неприятное –  рисунки абитуриентов были на порядок выше того, что умел он. «Технике академического рисунка надо учиться у профессионалов», –  подсказали упавшему духом лучшему «художнику» школы, и он вместо того, чтобы принять неудачу как неизбежное, поступил в Донецкий архитектурно-строительный техникум. Только потому, что будущие архитекторы изучали азы академического рисунка и живописи.
После службы в армии Мезенцев дважды штурмовал Льговский институт декоративно-прикладного искусства. Оба раза безуспешно. Кто-то из сочувствующих порекомендовал  для подготовки к экзаменам изостудию в Донецке. Валерий, недолго думая, уволился из курской проектной мастерской и уехал на Украину.
Здесь удача наконец-то улыбнулась упрямому пареньку. Он устроился художником-оформителем, отсюда до настоящего искусства рукой подать. Оправдал надежды и педагог изостудии. Через год Мезенцев с пятью другими студийцами успешно поступил в Харьковский институт.

Сплав двух профессий
После окончания вуза в 1987 году  Валерий работал на курском  рекламном комбинате. Молодой дизайнер проектировал интерьеры магазинов, кафе, ресторанов, выполнял живописные и декоративные настенные панно. Первым серьезным успехом на профессиональном поприще для Мезенцева стала победа на всесоюзном конкурсе по оформлению витрин в Ленинграде в 1988 году. Невский проспект, непревзойденный по красоте, стараниями конкурсантов был превращен в невероятное зрелище. Но через два-три месяца от витринных шедевров не осталось и следа. Интерьеры помещений – и те живут недолго, что говорить о рекламе, бабочке-однодневке?
В том же 1988-м  Мезенцев дебютировал как художник на молодежной выставке, в 1992-м прошел отборочный конкурс на межрегиональную выставку.  Его фигурную композицию «Последний день августа», занявшую второе место в областном конкурсе, приобрела картинная галерея имени Дейнеки.
До вступления в Союз художников в 1995 году Мезенцев арендовал для занятий живописью полуподвальное помещение. В кризис картины не продавались, но Валерий, ведомый одному ему известной целью, день за днем выкраивал время для работы за мольбертом. Деньги на хлеб по-прежнему  давали   интерьеры и реклама.
В 2000-м Курский госуниверситет открыл отделение дизайна, и Мезенцева пригласили преподавать. От выполнения частных заказов пришлось отказаться. Но вместе с небольшим стабильным доходом Валерий обрел свободное время для живописи. Из того, что он делал, претендовать на вечность могла только она.

Свое лицо
– В Харькове один молодой преподаватель все тащил нас по мышлению и композиции в авангард. «Академия, –  говорил он, –  скоро закончится, учитесь условности. Художник должен  врать убедительно и красиво. Как в кино: понимаешь, что такого в жизни не бывает, а от экрана не оторвешься», – вспоминает студенческие годы Валерий Сергеевич.
Первые работы Мезенцева были выполнены в авангардистской манере, и сейчас, когда его живопись приблизилась к классическим канонам, словом «реализм» художника можно обидеть. Под каждой картиной он четко обозначает жанр – «постмодернизм». В  натюрмортах уход от академической живописи очевиден, но глядя на сочные, живые, празднично-настоящие пейзажи, с автором трудно  согласиться.
Коллеги говорят, что реалистичные работы Валерия Сергеевича, не выходящие из традиций русской школы, отличаются  декоративностью, лаконичностью, четко организованным пространством  и подчеркнутой графичностью.  «Мезенцев ни на кого не похож», –  признал присутствовавший на открытии выставки заслуженный художник РФ Валерий Мазуров.
Найти собственный стиль и добраться вершины мастерства чаще всего удается людям, работающим на стыке различных профессий. В живописи Мезенцева невозможно не заметить отголосков монументализма – тех самых расписных стен, радующих глаз посетителей общепита. Но как высоко поднялся автор! Архитектурное образование дало Валерию четкое видение композиции, дизайн интерьера  научил составлять гармоничные сочетания цветов, а благодаря особой технике письма его картины получили витражное свечение. Валерий Сергеевич не утаивает секрета, как масляными красками он создает эффект света, проходящего через стекло:
– На холст, покрытый белой грунтовкой, плоской, почти сухой кистью кладутся длинные мазки «впротир». Верхний слой краски ложится на основу тонкими цветными штрихами. Легкость этого приема кажущаяся: одно неправильное движение или ошибка в тоне – переписать уже не получится. Пятна пастозных мазков и «удары» мастихином  я делаю на финальном этапе для обогащения колорита и  игры светотени.
По признанию художника, он не увлекался поисками собственного стиля: все получилось само собой. «Если сильно упираться в узнаваемость, можно стать не похожим на других, но потерять живопись», – считает он.

99% трудолюбия
По количеству картин, надолго берущих в плен восторженных посетителей, выставке Мезенцева трудно найти конкурента. Признак настоящего мастерства – не только качество, но и количество произведений. Пользователи интернета легко найдут коллекцию полотен Валерия Сергеевича, размещенную в двух виртуальных галереях. Цены на работы –  40-80 тысяч рублей. Картины Мезенцева стоят этих астрономических для Курска денег и реально покупаются.
–  Случайно нашел галерею и выставил работы, – рассказывает Валерий Сергеевич, –  Приходит письмо от владельца из Питера: «Мы сотрудничаем с лучшими профессиональными художниками. Ваши картины нас устраивают, предлагаем представить их на более дорогой площадке». В год продаются 3-4 картины. Галерейщик доволен.
Тут надо раскрыть еще один секрет художника. Полотна  Мезенцева рождаются долго и трудно. На каждую уходит до трех недель. Он не приверженец пленэра: «На природе меня тянет копировать». Не признает импрессионизма, когда работа пишется на одном дыхании за 3-4 часа.
– Наблюдаю, фотографирую, вынашиваю идеи. Смотрю, как похожие вещи писали классики. Дальше, как учили в институте, неделями прорабатываю варианты композиции и цветового решения. Для каждой работы делаю несколько эскизов и только потом берусь за  большой холст, над которым работаю два-три дня.
Мезенцев убежден, что художник на 1% состоит из таланта и на 99% – из трудолюбия. Талант трудно определить в начале пути, требуется время, чтобы его развить и отшлифовать. Но зернышко должно быть. Если  природный дар слишком мал, сколько ни работай – ничего не получится.

Четыре в одном
Художник, дизайнер, педагог Мезенцев – еще и основатель семейного бизнеса.
– Жена, экономист, всегда имела стабильную зарплату. Мы же привыкли жить от заказа до заказа. Старший сын – программист, не нашел работы по специальности и сколотил небольшое дело  по ремонту квартир. Младший учился у меня под крылом  дизайну интерьеров, сейчас работает по договорам подряда. Только очень крупная организация может позволить себе взять такого специалиста в штат.
В перипетиях рыночной экономики выстоять можно только сообща, поддерживая друг  друга, и хорошо, если во главе команды будет стоять известный «кутюрье», человек  с именем.

В чем счастье?
Когда я спросила Валерия Сергеевича о лучших моментах в жизни, он задумался.
– Приезжаю в Москву на хорошую, крупную выставку, где представлены работы классиков. Смотрю на полотна, и меня заводит. Потом в поезде  всю ночь не сплю: «Вот тот прием в своей технике я бы использовал  таким образом, а вот для той композиции у меня есть потрясающий сюжет...» В эти мгновения я счастлив.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...