Революция. Год спустя
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Революция. Год спустя


Молодая страна Советов свои праздники отмечала громко, с вызовом прошлому. И провинциальный Курск не был исключением из правил.    
Первым официальным постреволюционным праздником в Курске стал Первомай. Этот день легально отметили в 1917 году. В марте 1918-го единственный раз отпраздновали годовщину Февральской революции. Октябрьская годовщина в том же году стала первым праздником новой советской власти.
Накануне городских торжеств были переименованы (конечно, по-революционному) 36 улиц, три площади и два отдельных объекта (здания и зала бывшего Дворянского собрания) в губернском центре.
Иногда переименование шло от противного: Мещанская улица стала улицей Свободных граждан, Смирительная – Свободной, Остроженская площадь – площадью Свободы. Не обошлось и без курьезов: Суворовскую переименовали в улицу Рошаля, а «Бородино-поле» –  в площадь 1-го Мая. Великий российский полководец еще воспринимался как душитель крестьянского восстания Емельяна Пугачева.
Накануне первого праздника Октября владельцы домов были обязаны очистить стены своих домов и заборы от различного рода афиш и наклеек, а также «знаков старого времени»: гербов, надписей с именами святых.
В соответствии с планом по организации празднования оно начиналось 6 ноября в 12 часов дня, о чем граждане извещались салютом (пушечными выстрелами) и фабричными гудками. С этого часа все работы прекращались. Затем в районах города начинались концерты-митинги. Для граждан, живущих в районе улицы Троцкого (бывшая Херсонская), они проходили в столовой союза кулинаров и официантов (бывшей Никулина), в красноармейском клубе, в латышском клубе (бывший кинематограф «Био»), в Рабочем дворце (бывшем Дворянском собрании), в бывшей мужской гимназии, в бывшем коммерческом клубе на улице Береговой, в Зимнем театре и в бараках при железнодорожной  станции «Курск». В кинематографах города были организованы демонстрации фильмов с 14 часов для детей и с 18 – для взрослых.
Праздничный номер газеты «Курская беднота» вышел под заголовком: «Ликуйте и празднуйте, труженики!». С утра 6 ноября улицы города «подернулись красным флером»: спешно устанавливались расписанные красками колонны, задрапировывались фронтоны подъездов, окна, устанавливались трибуны, развешивались по стенам нити электрических лампочек. По улицам взад-вперед сновали автомобили и извозчики, развозя кипы красной материи, вороха лент, зеленые лапы ельника и пр. Было все, как задумывалось: и море красных флагов, и три пушечных выстрела в полдень, и шумные толпы на улицах.
В театральном зале Народного дома стояли изготовленные скульптурные бюсты Карла Маркса и Льва Троцкого, портреты других вождей пролетарской революции. Бронзовую голову Маркса установят на балконе здания городского Совета, а бюст Троцкого – на балконе дома, где размещался военно-полевой штаб. На стене здания городского Совета поместили картину, изображавшую крестьянина и рабочего «среди обстановки их повседневного труда».
Вечером первого праздничного дня центром стечения жителей Курска становится Ямская слобода. Здание вокзала, залитое светом бесчисленных электролампочек (что само по себе необычно для испытывавшего проблемы с освещением города), украшал большой портрет Карла Маркса. А на привокзальной площади установили огромный глобус, на поверхности которого красными лампочками отмечали пункты, где к тому времени существовала рабоче-крестьянская советская власть.
7 ноября состоялись парад красноармейцев на Красной площади и торжественное шествие по улице Ленина к Народному дому Советов. Цветовая гамма демонстрации пока еще сохраняла полифонический характер: «Красный – это общий тон знамен, в котором тонут все другие оттенки, знамена же мелькают и черные, и лиловые, и алые. Черно-белые   – это траурные знамена с надписями: «Слава борцам, павшим за свободу!», «Прощайте, братья, вы честно прошли…». Маршевые мощные звуки революционных гимнов соседствовали с печальными мелодиями.
Особо эффектным стало появление на центральной улице настоящего паровоза, перевитого красными лентами, задрапированного в зелень еловых лап, с красными колесами и черной закопченной трубой, который, как говорили дежурные в красных фуражках, курьерским живо летел на станцию «III Интернационал».
В военном параде приняли участие конные всадники в «серых сибирских шапках и ярко-желтых полушубках», оркестровая команда и красноармейцы, «несущие на плечах седую щетину штыков» с развевающимися маленькими красными флажками. Над центром города кружились аэропланы, разбрасывая тысячи листовок. Эти пафосные построения взяты нами из местных газет. Сотворение праздника требовало и особого газетного  жанра – репортажа в восторженных тонах.
Для курян это было действительно зрелище яркое. Они толпились на тротуарах, взбирались на скамейки и ограды и даже залезали на деревья.
В газете «Курская беднота» на центральной полосе была опубликована статья В. Матохина «Праздник праздников», в которой, в частности говорилось: «Наконец свершилось то, что человечество ожидало две тысячи лет: русский пролетариат осуществил учение великого учителя, богочеловека Иисуса... Царство капитала долгое время жило в безопасности, но в мире появился великий толкователь и последователь Иисуса, дополнив учение его новым научным, уже историко-экономическим учением, второй великий учитель на земле, также богочеловек, это Карл Маркс, в своей социально-философской, экономической программе положивший конец беспечности поработителей народа... Спустя девятнадцать веков после мученической кончины первого борца за освобождение порабощенных, без страха принесшего себя в жертву народу, народился третий богочеловек, исполнитель великих учений – это Владимир Ильич. Читатель охотно согласится, что имена Маркса и Ленина также будут бессмертны в народе, как имя Иисуса».
Вместо молебна – митинг или торжественное собрание, вместо крестного хода – манифестация или демонстрация, вместо свечей к иконам в храме – возложение цветов к памятникам вождям и мученикам революции и, конечно, грандиозные зрелища, прозрачно, неприкрыто агитирующие за новую веру, для организации которых революционным приказом мобилизовались лучшие художественно-творческие силы уезда, города, столицы. Таким образом происходила «подстановка и замена символики в привычном ходе обряда», вроде появившихся вскоре «красной Пасхи» и «революционных крестин».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...