На пожелтевшем фото, сделанном осенью 1944 года, – освободители Польши, офицеры 57-го гвардейского Полтавского Краснознаменного орденов Богдана Хмельницкого и Суворова отдельного тяжелого танкового полка прорыва. Справа курянин Михаил Михайлов – кавалер пяти орденов и обладатель многих медалей. Он родился в 1920-м в деревне Кононыхино близ Коренной пустыни. Перед войной учился в Курском аэроклубе, а воевать ему пришлось танкистом. Трижды горел, был ранен... После излечения в госпитале окончил Ульяновское танковое училище.
Весной 1944 года эшелон с новенькими «ИС-2» проследовал через Курск на Западную Украину. Во время разгрузки на небольшой станции Збараж Тернопольской области подвергся налету противника.
Михайлов не растерялся. Запустил двигатель, «спрыгнул» на танке с железнодорожной платформы и смог вывести его вместе с экипажем в безопасное место
За освобождение Львова Михаил Михайлович награжден орденом Красной Звезды. В Польше он первым повел «ИС-2» на переправу через широкую и глубоководную Вислу. Однополчанин Александр Малов в художественно-документальной повести «Юность моя опаленная» вспоминал: «Проклятое это место на войне для переправляющихся и излюбленное место охоты для авиации противника. …Сгорели два грузовика с боеприпасами, выведен из строя танк, потери живой силы составили около десяти человек. Не стал останавливаться на деталях этой операции, если бы не поступок механика-водителя Михаила Михайлова, тогда нами еще не оцененный по достоинству.
– Ну, Миша, – сказал командир машины Вениамин Луканин, – заводи. И с Богом!
Михайлов – водитель опытный. На малой скорости, без рывков, начал заходить на понтон. Тот подозрительно заходил вправо-влево, переправа не выдержала 50-тонной массы танка. Водитель мгновенно среагировал и, включив заднюю, дал полный газ. Ускоряя погружение понтона движением, танк все же успел добраться до суши, на максимальных оборотах, преодолев спуск, и с ходу раздавил подставившийся новенький «студебеккер». Грузовик и тяжелый танк на плацдарме – ценности несопоставимые. Понимающие это командиры даже похлопали Михайлова по плечу: «Молодец!» Цену спасенному танку мы еще увидим позже. Итак, наш полк на западном берегу Вислы. Увы, это были не лучшие дни боевой мощи полка. В нем остались три боеспособных танка и командовал ими гвардии старший лейтенант Ляхов. Они оставили яркий след в истории 3-й гвардейской танковой армии, поэтому считаю уместным рассказать об этом подробнее».
Далее автор книги подробно рассказал о подвиге, совершенном на Сандомирском плацдарме 21 и 22 августа 1944 года двумя экипажами из танковой роты Петра Тимофеевича Ляхова. Это была последняя пара «ИС-2», уцелевшая в полку после тяжелых боев летом 1944-го. И один из них – тот, которому не позволил утонуть с экипажем курянин Михайлов на переправе. Фронтовая газета «Во славу Родины» также опубликовала статью «Гвардейская стойкость» о том бое под Сандомиром, в котором участвовал земляк. Пожелтевшую от времени газету Михаил Михайлович бережно хранил в течение многих лет. Сохранил во время боя за город Лаубан, когда в феврале 1945 года их экипаж уничтожил еще два «тигра». За нанесенный тогда урон противнику ему вручил орден Отечественной войны I степени будущий маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко. Сохранил, пройдя нелегкий боевой путь до Берлина и Праги.
Обращаемся вновь к страницам книги фронтовых воспоминаний:
«Танкисты экипажей Ляхова и Луканина за два дня уничтожили 17 немецких танков и самоходных орудий. Тихое августовское утро нарушил гром артиллерийской канонады. Немцы били по нашему переднему краю из артиллерии и минометов, били ожесточенно, методично. Артиллерийская подготовка немцев длилась более часа. Но наши боевые порядки стояли прочно, стойко, непоколебимо. Когда закончилась вражеская артподготовка, гитлеровцы бросились в бешеную контратаку. Два наших танка, стоявших в засаде, заметили впереди на скате высоты облако пыли, поднятой вражескими танками и бронетранспортерами. Более 30 немецких машин двигалось на наши боевые порядки.
– Подойдут ближе, будем их бить, – решил гвардии старший лейтенант Ляхов. Наши танки занимали очень выгодную позицию. Они могли бить по бортам вражеских машин. Как только немецкие бронированные чудовища подошли ближе, командиры танков гвардии старший лейтенант Ляхов и гвардии лейтенант Луканин приказали открыть огонь. С первых выстрелов командиру орудия Копылову удалось поджечь два немецких танка. Это была первая победа боевого экипажа Ляхова. Не отставали и танкисты экипажа Луканина. Командир орудия Арефьев несколькими снарядами сжег «тигр» и «пантеру». Огрызаясь, немцы стали отходить назад. Вражеская контратака была отбита. Враг, оправившись, снова двинулся в контратаку. Двум нашим экипажам пришлось выдержать несколько контратак.
– Стоим насмерть, врага не пустим вперед ни на шаг, – радировал командиру подразделения гвардии старший лейтенант Петр Ляхов.
Бой длился с утра до позднего вечера. Закончился он блестящей победой наших танкистов. На поле сражения стояли недвижимыми 11 вражеских машин, подбитых и сожженных огнем двух наших танков. Экипаж гвардии старшего лейтенанта Ляхова уничтожил в тот день два немецких «тигра», две «пантеры» и две самоходных установки. Два «тигра», две «пантеры» и одну немецкую самоходную пушку уничтожили в том бою танкисты экипажа гвардии лейтенанта Луканина. В тот день врагу не удалось продвинуться ни на шаг. Путь ему преградили бесстрашные, мужественные гвардейцы-танкисты Ляхов и Луканин и их экипажи.
На следующее утро снова разгорелся ожесточенный бой. Враг в дикой злобе рвался к шоссе, бросая в контратаку большое количество танков и самоходных орудий. Но танки Ляхова и Луканина были для врага несокрушимой крепостью. Не щадя своей жизни, дрались гвардейцы и победили. Они подбили и сожгли в тот день шесть танков врага.
Так сражаются наши славные гвардейцы!»
За этот бой Михаил Михайлов награжден орденом Красного Знамени. Кстати, есть основания полагать, что Петр Тимофеевич Ляхов также родился в Курской области, в деревне Погодино Дмитриевского района. Он на фотографии –
второй слева. Первый слева – сибиряк Вениамин Луканин, в 70-летнем возрасте инвалид войны приезжал из Красноярска в Соловьиный край поклониться могиле толкового механика-водителя (мехвода). Очевидно, высоко ценил и уважал танкист-ас Михаила Михайловича за не раз спасенные жизни членов своего экипажа.
- Комментарии
Загрузка комментариев...