Ивана Афанасьевича призвал в Красную Армию вскоре после нападения Германии, в июле 1941 года, Дзержинский райвоенкомат. В Книге Памяти Курской области читаем о красноармейце Епифанове: «Пропал без вести». Вместе с тем в Обобщенном банке данных (ОБД) «Подвиг народа» размещен наградной лист курянина, свидетельствующий о его героизме.
Вот что сообщает командир отдельной разведывательной роты 20-й отдельной стрелковой бригады Калининского фронта лейтенант Афанасьев, кратко излагая подвиги курянина: «Еще до начала боевых действий тов. Епифанов был образцом дисциплинированности. С началом боев он всегда идет впереди в головном дозоре. Первым обнаруживает врага и предупреждает командира. После выполнения боевой задачи близ села Головково наши разведчики возвращались с задания. Епифанов первым заметил вражескую засаду, что позволило обойти ее без потерь. Всего он участвовал в 25 разведках и 4 засадах. На дороге между Кулотино – Вайно тов. Епифанов первым увидел идущих по дороге немцев и подпустил их на 10-15 метров. Бросился на них, двоих убил и двоих ранил. В разведке 24 февраля 1942 г. разведгруппа вошла в деревню Вайно. В первом доме немцев не оказалось, во втором доме выявили и забросали противника гранатами. Немцы открыли пулеметный и автоматный огонь. Епифанов не растерялся и огнем своего автомата обеспечил отход товарищей без потерь. При встрече с немецкой разведкой 27 февраля 1942 г. товарищам Тимченко, Епифанову, Вьюну было приказано обойти противника с правого фланга, немцы, увидев их на фланге, дрогнули и побежали. Но тов. Епифанов с гранатой в руке приблизился и прокричал: «Хенде хох» – руки вверх! К исходу боя 3 немцев взяли в плен, два фашиста оказались убитыми. К нашей засаде 3 марта 1942 г. подошел противник в количестве 12 человек. По команде лейтенанта Афанасьева красноармеец Епифанов первым бросился в атаку. В результате 3 немца были пленены и 3 убиты. Все пленные дали ценные показания, захвачены важные документы для командования Красной Армии. Вышеизложенные факты свидетельствуют о смелости, храбрости и умении воевать». Командование 3-й ударной армии поддержало ходатайство лейтенанта Афанасьева и политрука отдельной разведывательной роты Чеснокова и наградило курянина орденом Красного Знамени.
На улице 1-й Понизовке (ныне Нижняя Казацкая) в доме №22 проживал Никита Демехин 1909-го (или 1903-го – есть разночтения) года рождения, призванный в армию Дзержинским РВК Курска в августе 1941 года. Его жена искала бойца в послевоенные годы. В Книге Памяти читаем те же скорбные слова: «Пропал без вести». Сопоставим сведения Курского военкомата того периода и донесения о безвозвратных потерях 307-й стрелковой дивизии от 16 мая 1942 года. Вполне очевиден вывод (даже с учетом искажений в написании отдельных слов): командир отделения сержант Демехин погиб 25 апреля 1942 года на южной окраине деревни Лимовое Покровского района Орловской области. В тот день пали в бою еще несколько десятков бойцов.
А семья курянина Петра Атрепьева 1904 (1902) года рождения только в этом году узнала, что он воевал в 1216-м стрелковом полку 364-й стрелковой дивизии и был убит в бою 20 августа 1942 года севернее деревни Сутока Залучского района Ленинградской области. За полтора черных года эта деревня была стерта с лица земли: через нее проходила линия фронта. Здесь у Рамушевского «коридора смерти» погибли тысячи воинов, многие остались безымянными. В настоящее время на месте Сутоки шумит зеленое урочище. Курянин проживал на улице Нижней Казацкой у 6-го лога. Скорбное извещение не было получено своевременно, ведь в 1941 году Курск оккупировали немцы, да и фамилия в похоронке все равно была искажена.
Что касается пропавших без вести соседей Ивана Епифанова с улицы Саленовка, в плену погибли два из трех не вернувшихся с войны братьев Пахомовых. Федор Михайлович, 1912 года рождения, умер в концлагере Цайнхайт в Германии. Андрей Михайлович (1918) попал в плен под Минском, был узником «шталага» №326 Хевельхоф.
Дмитрий Максимов (1907) погиб в плену 4 апреля 1942 года в лагере «Офлаг 57», захоронен в польском местечке Хорошь. Красноармеец 874-го стрелкового полка 282-й стрелковой дивизии Брянского фронта, он попал в плен под Трубчевском в начале сентября 1941 года, в дни страшной гитлеровской операции «Тайфун», когда в Орловской и Брянской областях завязались кровопролитные бои. 282-я дивизия пала почти полностью, сдерживая танковую группу зловещего генерал-полковника панцерваффе (танковых войск) Гейнца Гудериана. Такого сопротивления от еще не встречал, хотя воевал во многих странах. В своих воспоминаниях этот захватчик признавался, что порой оставался в Курске цел только чудом.
Жил Дмитрий Максимов на небольшой улице Денисовке, сегодня она носит имя другого местного жителя – летчика-истребителя, Героя Советского Союза Сергея Сыромятникова. Кстати, место падения самолета курянина не установлено. Последний групповой воздушный бой с его участием был 19 марта 1943 года над переправой через реку Ловать, где соседствуют Новгородская и Калининская области. Здесь летчик-ас пропал без вести.
Месяц за месяцем приближается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Но более 4 млн красноармейцев до сих пор числятся пропавшими без вести. И до 2 тысяч убитых солдат ежегодно поднимают из толщи земной участники поискового движения России. Около 6 тысячам человек за семь последних лет удалось вернуть имена. Но, как говорил величайший полководец всех держав, генералиссимус Александр Суворов: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат»…
Фото с kopilkaurokov.ru.
- Комментарии
Загрузка комментариев...