В жизни всегда есть место подвигу
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


О героях, проявивших себя в разное время, «ГИ» рассказал председатель регионального отделения Союза десантников России Владимир Армашов. Собеседника и самого впору назвать героем – столько орденов на груди. Хотя таковым Владимир Александрович себя не считает. Говорит, встречались на его жизненном пути люди, более достойные этого звания.

Мечтал о штурвале пилота, а попал в десант
Владимир Александрович после школы мечтал попасть в летное училище, но не прошел отбор. Вернулся домой расстроенный. Гуляя по городу, встретил одноклассника, который вселил надежду. Рассказал, что его брат учится в Ленинградском артиллерийском училище. Там набирают батарею по подготовке десантников – форма у них такая же, как у летчиков, только эмблемы другие.
Владимира заинтересовали его слова – поехал попытать счастье. И поступил. Два года там отучился, затем окончил подготовку десантников. 28 выпускников перевели в Коломенское артиллерийское училище. После него Владимир Армашов командовал взводом, служил помощником начальника штаба дивизиона, начальника штаба полка, был командиром батареи, заместителем начальника штаба 1120-го учебного артиллерийского полка. Окончив Военную артиллерийскую академию имени Калинина, отправился в учебный полк.
– Там вели подготовку сержантов и специалистов для десантных войск, в том числе для боевых действий в Афганистане. Но как я мог учить, не побывав на той войне? – продолжил Владимир Александрович.

Школа жизни – Афганистан
Владимир Армашов попал в Кабул, где был начальником штаба полка артиллерии, отвечал за боевые заставы.
– Заставы обеспечивали всевозможным вооружением: бронетранспортерами, крупнокалиберными пулеметами, снайперскими винтовками, гранатометами, а также минометами и танками. Каждый солдат, независимо от военной специальности, должен был уметь уверенно пользоваться всеми видами, – рассказал собеседник.
Все позиции выкапывали вручную, а после очередного налета стенки осыпались, проходы забивались песком. Приходилось все восстанавливать. Песок и пыль постоянно оседали на оружии и технике. Пока солдат не приведет их в порядок, о сне даже не мечтал.
– Душманы тоже нападали не с голыми руками. У них имелись автоматы, пулеметы, минометы и реактивные установки, которые стреляли на 5-6 километров. Они практиковали «подлые» перестрелки: дадут несколько выстрелов или очередей и прыгают в кяриз (подземный водовод времен Александра Македонского). Выкурить их оттуда было сложно, – отметил Владимир Александрович.

На волоске от смерти
Любая перестрелка с моджахедами могла оказаться последней. Был случай, когда Владимир Александрович оказался на волоске от смерти.
– После двухдневной операции в горах возвращались на базу в сопровождении колонны бронетранспортеров. Встречный БТР не вписался в поворот и выбил нам колесо. Колонну нельзя останавливать, а на ходу не перепрыгнешь никуда. Мобилизовали все силы и, просто молниеносно оценив ситуацию, пересели на свободный БТР. Оказались в хвосте. И вдруг сбоку душманы начали обстрел. Пропустив большую колонну, боевики решили отыграться на нас. Так получилось, что с военным врачом упали с бронетехники. Чудом успели запрыгнуть в люк – никого не ранило, – рассказал Владимир Александрович.
На тот момент на слуху у нашего военного контингента было имя ефрейтора Александра Корявина. Во время очередного боя «дух» пытался застрелить командира взвода, но Александр пожертвовал собой и спас его, заслонив от автоматной очереди. Посмертно парню было присвоено звание Героя Советского Союза.
– В моем полку служил старший лейтенант Владимир Задорожный. Он накрыл собой гранату, брошенную душманом. Погиб, но солдат спас. Ему также посмертно присвоено звание Героя, – продолжил Владимир Александрович.
Два года Армашов прослужил в Афганистане. И самая дорогая награда – орден Красной Звезды – получена за тот период.

Владимир Армашов героем себя
не считает, но 36 раз выходил с солдатами на «боевые» и всех до одного вернул обратно –
ни у одного не было даже ранения
После Афганистана Владимир Армашов вернулся в Коломенское училище – то самое, которое когда-то окончил. Половина курсантов была под его командованием.
С каждым курсом выезжал в учебный центр для боевых занятий с техникой, оружием. Было кому передать опыт. А курсанты его не подводили – показывали отличные результаты в подготовке, дисциплине, спорте.
А после Владимир Армашов попал в Курск – несколько лет проработал на военной кафедр в политехническом институте. Затем – в комендатуре военных сообщений. Чуть позже началась его новая страница жизни под названием «Соколы Маргелова».

СПРАВКА
Моджахеды, душманы или как их еще называли «духи» в первые месяцы конфликта представляли собой разрозненные группы местных жителей и выходцев из соседних Пакистана и Ирана. Эти люди направляли оружие не только в сторону русских, но и друг на друга. В рядах моджахедов числились сотни группировок разных религий и взглядов. Поскольку в Афганистане царила бедность, то часто к боевикам нанимались мирные жители – за еду и воду. Как рассказывают ветераны боевых действий, даже 10-летние мальчишки за тарелку риса делали засады, заманивали в ловушки.
С местными общаться запрещалось. Могли в любой момент выстрелить из-под полы или под видом дружеских отношений угостить отравленным напитком.

Их девиз – «Никто кроме нас»
Владимир Армашов – председатель ассоциации поддержки десанта Курской области «Соколы Маргелова».
– Когда ее создавал, долго придумывал название. Один из вариантов: «Голубые молнии». Но подсказал и помог принять правильное решение Александр – сын основателя российских ВДВ Василия Маргелова, – пояснил Владимир Александрович.
Это решение было согласовано с другим сыном «дяди Васи» – Виталием Маргеловым. Нельзя не рассказать и о младшем сыне Василия Маргелова – Александре.
– В то, что людей можно десантировать внутри техники, не верил никто. Для испытаний министру обороны Андрею Гречко командующий ВДВ Василий Маргелов предложил свою кандидатуру, но получил отказ. Тогда участвовать в эксперименте вызвался его сын, – продолжил Владимир Армашов.
Эксперимент провели на полигоне под Тулой. Во время десантирования на командном пункте, переживая за сына, Василий Филиппович выкурил больше пачки папирос. А рука в кармане держала заряженный пистолет. Но все прошло гладко. За подвиг Александра наградили Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Знаменитый испытатель техники для армейского спецназа Александр Маргелов скончался в военном госпитале имени Бурденко после тяжелой болезни в 2016 году. Ему было 70 лет.
Героев должны знать и помнить, уверен Владимир Армашов. Его ассоциация помогает бывшим солдатам, оставившим здоровье в горячих точках. С подачи Владимира Александровича в августе 2021-го заложили камень будущего памятника десантникам всех поколений и, конечно, «отцу» российских ВДВ, десантному бате Василию Маргелову. Монумент будет находиться на пересечении улиц Дзержинского и Ломоносова в память о тех, кто брал высоту, рисковал жизнью и отдавал ее ради Отечества.

В Дагестане есть высота «Ослиное ухо». Бой за нее – один из эпизодов второй чеченской войны. Сражения шли между чеченскими боевиками и десантниками из Новороссийска и Ставрополя (7 ВДД) федеральных сил за контроль в этом месте. Именно на этой высоте погиб еще один герой, которого знал Владимир Армашов. Сергей Костин возглавлял штурмовую группу. За этот подвиг командир 3-го парашютно-десантного батальона гвардии майор Костин (посмертно) и его заместитель гвардии майор Эдуард Цеев были удостоены звания Героя Российской Федерации
  • Комментарии
Загрузка комментариев...