Женщины на банкнотах
Свежий номер: 10 октября 2024 (5019)
тираж номера: 4000 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Продолжаем совместный проект с региональным отделением Банка России под названием «Монета на память». Однако сегодня речь пойдет не о монетах. В преддверии 8 Марта предлагаем вашему вниманию интересную подборку, посвященную женщинам, изображенным на банкнотах разных стран. На самом деле сложно сказать, сколько раз представительницы прекрасного пола были представлены на купюрах. Казалось бы, бумажные деньги – сугубо утилитарная вещь. Но тем не менее традиция изображения прекрасной половины человечества на денежных билетах насчитывает уже не одно столетие.

В глубь веков
Первоначально, когда в XII веке бумажные деньги окончательно оформились в Китае как государственные обязательства без ограниченного срока употребления в платежи (первым стал выпуск 1189 года), они всецело напоминали денежный документ, без всяких излишеств. Главным элементом известных китайских бон, дошедших со времен Средневековья, был текст –впрочем, как и первых европейских бумажных денег, появившихся в Швеции в 1660-е. Шведские бумажные далеры возникли из кредитной природы – не случайно текст банкнот времен короля Карла ХI и его преемников напоминал государственное обязательство.
Перед Великой французской революцией во Франции были выпущены ассигнаты разных номиналов, на некоторых можно увидеть изображения женских фигур. Они – в античных одеждах, в окружении модных в эпоху Классицизма древнеримских символов. Это аллегории революции и ее идеалов: Свободы, Равенства и Братства. На ассигнате в 50 солей 1793 года можно заметить изображение Фемиды – древнеримской богини Правосудия, с весами в руке, а на ассигнате в 50 ливров 1792-го (иллюстрация 1) – аллегорию Свободы и Равенства, рядом с которой изображен символ Франции – галльский петух, а на постаменте – древнеримские фасции (пучки прутьев с боевыми топориками), символ народного единства, и фригийский колпак, который, как считалось, в Древнем Риме был атрибутом простолюдинов и рабов-вольноотпущенников.

Chechez la femme
С того времени бумажный денежный знак стал восприниматься в Европе не только как платежное средство, но и как предмет агитации. И женский образ на австрийской банкноте в один гульден 1858 года – не просто декоративный элемент, гравированный (как считают) со скульптуры и связывавшийся с олицетворением Австрии (иллюстрация 2). Внимательно приглядевшись к изображению, можно различить на голове башенную корону – именно так на античных монетах изображали богиню Судьбы Тюхе.

В 1892 году в Австро-Венгрии была введена разменная на золото крона, что вызвало необходимость создать новые банкноты. В основу роскошной боны в 50 крон образца 1902-го лег эскиз знаменитого австрийского художника Густава Климта, переработанный дизайнером банкнот Рудольфом Ресслером (иллюстрация 3).

Изображение двух женщин символизирует Сельское хозяйство и Знание – основу процветания страны. Можно заметить вполне индивидуальные портретные черты. Это уже не отвлеченные или идеальные образы, а аллегории, созданные с конкретных моделей.
Женские образы на бонах известны и за океаном – на многочисленных американских банкнотах времени, когда в США не было единого эмиссионного центра, а в обращении находились билеты многочисленных банков. Такова банкнота в 5 долларов Банка Восточного Теннесси 1855 года, выполненная несколько в устаревшем дизайне (иллюстрация 4). Три женских образа – это аллегории Божественной благодати, Сельского хозяйства и Знания, слева от которых – Колумбия, женский образ в плаще в виде американского флага.

Женщины-монархи
В силу древнего культа женщины как образа, дающего жизнь, женщина на банкнотах XIX века нередко изображалась как символ страны. На германской банкноте в 100 рейхсмарок образца 1910 года женщина выступает в виде типичной аллегории страны – с короной и щитом, на котором изображен орел (иллюстрация 5). Этот образ окружают предметы, связанные с сельским хозяйством (плуг), промышленностью (наковальня) и торговлей (перевязанный тюк), на фоне дуба – священного дерева германцев. На дальнем плане – боевые корабли (крейсеры), знак стремлений Берлина создать военно-морской флот, не уступавший британскому, самому мощному тогда в мире. В это время Британия – владычица морей – сохраняла традиционный дизайн банкнот, сложившийся еще в XVIII веке. Банк Англии, получил право выпуска банкнот в 1694-м, и до середины XIX века они были именными, напоминая чеки или векселя. На протяжении многих десятилетий и даже столетий этот дизайн (иллюстрация 6) практически не претерпевал изменений, пока в 1957 году не были выпущены первые билеты Банка Англии с портретом королевы Елизаветы II, которая украшает банкноты страны и по сей день (иллюстрация 7).

Эти банкноты – зримое свидетельство того, что женские портреты в ХХ веке могли печататься как символ государственной власти. Изображения правивших женщин-монархов можно найти также на денежных билетах Нидерландов и Люксембурга, начиная с 1940-х. В Российской империи женский портрет на бумажных деньгах впервые появился в 1866 году. Именно тогда выпустили серию кредитных билетов с портретами правителей. Самым большим номиналом среди купюр стал 100-рублевый. На билете этого достоинства в овальном картуше был изображен портрет Екатерины II (1729-1796), гравированный с прижизненного портрета художника Иоганна Баптиста Лампи-старшего (иллюстрация 8). С 1892-го, во многом под влиянием нереализованных эскизов талантливого художника и скульптора Михаила Осиповича Микешина (автора памятника Тысячелетию России в Новгороде и Екатерине II в Санкт-Петербурге) на российских кредитных билетах появляется женский образ в царских одеждах и шапке Мономаха, символизирующий Россию (иллюстрация 9). Она опирается на щит с гербом Российской империи – двуглавым орлом. Примечательно, что в ее руке – не меч (как на германской банкноте), а пальмовая ветвь – символ Мира.

В 1912 году был утвержден новый образец самой большой по номиналу российской купюры, разменивавшейся на золото, – 500-рублевой, как в народе называли, «петруши» (по гравированному портрету царя Петра I). Ее автором считают художника Экспедиции заготовления государственных бумаг Рихарда Заррина (Зариньша). На этой банкноте изображение аллегории России в виде сидящей женщины со скипетром в правой руке было навеяно эскизом Рудольфа Ресслера (родственник австрийского Ресслера, работавший в России), созданного еще в 1894 году (иллюстрация 10). Правда, в дизайнерском решении Заррина щит с гербом был заменен на лавровую ветвь – но поза осталась прежней.

Комсомолка на советской банкноте
Идея державности стала основной в оформлении отечественных бумажных денег, в том числе Советского периода. На 5-рублевом казначейском билете в 1938 году мог появиться образ советской женщины. Он был создан художником Гознака Иваном Ивановичем Дубасовым и в 1937-м был утвержден к печати наркомом финансов Григорием Федоровичем Гринько. Однако в том же году наркома объявили врагом народа, а утвержденный эскиз стали срочно переделывать. В итоге на казначейском билете этого номинала, появившемся в обращении в 1938 году, был изображен летчик-парашютист.

Символы двадцатого века
В ХХ веке в банкнотных сериях разных стран был распространен мотив «люди труда». На билете Израиля в 1/2 лиры образца 1958 года молодая девушка изображена с корзиной апельсинов, на фоне возделанных полей. Она в военной форме, с шевроном пехотной бригады на рукаве, наряду с мужчинами всегда готовая встать на защиту страны. Это первый женский образ в истории бумажных денег страны. Он создан известными дизайнерами братьями Габриэлем и Максимом Шамирами (иллюстрация 11).

Изображения женщин могли появляться в связи с пропагандой культурного наследия нации. На банкноте Бундесбанка в 5 немецких марок образца 1963-го изображена даже не немка. Здесь увековечена картина великого немецкого художника Альбрехта Дюрера «Портрет молодой венецианки», созданная во время пребывания художника в Италии в 1505 году (иллюстрация 12).
5 Иллюстрация 12. Федеративная Республика Германия. Билет Немецкого федерального банка в 5 марок, 1980
На банкнотах ФРГ образцов 1990-1992 годов – торжество женских образов: на четырех номиналах из восьми изображены женские портреты. Официально серия была посвящена великим людям страны, внесшим вклад в национальную и мировую науку и культуру (есть легенда, что портреты самых красивых жительниц страны выбирал президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер). Победили поэтесса Аннетте Дросте-Хюльсхофф (1797-1848), пианистка Клара Шуман (1819-1896), жена известного композитора и художница Мария Сибилла Мериан (1647-1717). Самый «маленький» денежный билет – в пять немецких марок – украсил портрет писательницы Беттины фон Арним (1785-1859), знакомой со многими выдающимися людьми страны (иллюстрация 13). Неслучайно на купюре изображены подписи Генриха Гейне, Иоганна Вольфганга Гете и других знаменитостей. Правда, среди подписей отсутствует та, которая должна принадлежать теоретику коммунистического движения Карлу Марксу, с которым фон Арним познакомилась еще в 1842 году. Однако его идеи не импонировали писательнице, исповедовавшей идею народного короля.

В соседней Германской Демократической Республике женский образ лишь один раз занял почетное место на бумажных деньгах. Портрет одной из основателей Коммунистической партии Германии Клары Цеткин (1857-1933) был отпечатан в 1971 году на билете Государственного банка ГДР в 10 марок (иллюстрация 14).

Идея людей труда доминирует в оформлении банкнот Польши образца 1948 года. На билете в 20 злотых изображена польская крестьянка в традиционном головном платке, которая одновременно выступает и как представитель простого народа (иллюстрация 15). Автор банкноты и всей серии – талантливый художник Вацлав Боровский, привлеченный к созданию эскизов польских денег еще до Второй мировой войны.


С 1975 году в Польше стали поступать в обращение банкноты новой серии, изготовленные по эскизам известного дизайнера денег Анджея Хайдриха. Среди специалистов она получила название «Великие поляки».
На билете Национального банка Польши в 20000 злотых, включенном в серию и появившемся в 1989-м, изображена выдающийся ученый-физик польского происхождения Мария Склодовская-Кюри (1867-1934), обладательница двух нобелевских премий, в том числе первой нобелевской премии в мире, присужденной женщине (в 1903-м по физике) (иллюстрация 16). Второй раз ее портрет появится на памятной польской купюре в 20 злотых, выпущенной в 2011 году.

В конце минувшего столетия женщины изображались на купюрах как национальные святые – например, святая Агнесса Чешская (1211-1282) на банкноте Чехии в 50 крон образца 1997 года (иллюстрация 17) – или как образы национального искусства. Так, на изящно исполненной словацкой банкноте в 100 крон серии 1993-го изображена известная в стране «мадонна мастера Павла» – фрагмент готической алтарной скульптуры начала XVI века из церкви Святого Иакова в городе Левоче (иллюстрация 18). А на банкноте Центрального банка Кипра в один фунт 1995 года образ нимфы в венке из виноградных листьев заимствован со знаменитой античной мозаики Пафоса. К началу XХI века женские образы на денежных билетах стали весьма популярны в мире, олицетворяя страны, их культурные и научные достижения. И, несмотря на широкое развитие безналичных расчетов и электронных денег, дизайнеры разных стран создают прекрасные, проникновенные женские образы на банкнотах. Один из последних примеров – билет шведского Риксбанка в 100 крон (серии 2015-2017 годов), посвященный шведской и американской актрисе Грете Гарбо (1905-1990), обладательнице премии «Оскар» за выдающийся вклад в мировое киноискусство (иллюстрация 19).

На примере этой банкноты можно говорить о том, что, будучи платежными средствами, но оставаясь при этом знаками пропаганды достижений страны, купюры многих стран сохранили традицию высокохудожественного дизайнерского исполнения, став настоящими предметами искусства. И женские образы на банкнотах органично дополняют созданную художниками красоту.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...