В глубь веков
Первоначально, когда в XII веке бумажные деньги окончательно оформились в Китае как государственные обязательства без ограниченного срока употребления в платежи (первым стал выпуск 1189 года), они всецело напоминали денежный документ, без всяких излишеств. Главным элементом известных китайских бон, дошедших со времен Средневековья, был текст –впрочем, как и первых европейских бумажных денег, появившихся в Швеции в 1660-е. Шведские бумажные далеры возникли из кредитной природы – не случайно текст банкнот времен короля Карла ХI и его преемников напоминал государственное обязательство.
Перед Великой французской революцией во Франции были выпущены ассигнаты разных номиналов, на некоторых можно увидеть изображения женских фигур. Они – в античных одеждах, в окружении модных в эпоху Классицизма древнеримских символов. Это аллегории революции и ее идеалов: Свободы, Равенства и Братства. На ассигнате в 50 солей 1793 года можно заметить изображение Фемиды – древнеримской богини Правосудия, с весами в руке, а на ассигнате в 50 ливров 1792-го (иллюстрация 1) – аллегорию Свободы и Равенства, рядом с которой изображен символ Франции – галльский петух, а на постаменте – древнеримские фасции (пучки прутьев с боевыми топориками), символ народного единства, и фригийский колпак, который, как считалось, в Древнем Риме был атрибутом простолюдинов и рабов-вольноотпущенников.
Chechez la femme
С того времени бумажный денежный знак стал восприниматься в Европе не только как платежное средство, но и как предмет агитации. И женский образ на австрийской банкноте в один гульден 1858 года – не просто декоративный элемент, гравированный (как считают) со скульптуры и связывавшийся с олицетворением Австрии (иллюстрация 2). Внимательно приглядевшись к изображению, можно различить на голове башенную корону – именно так на античных монетах изображали богиню Судьбы Тюхе.
В 1892 году в Австро-Венгрии была введена разменная на золото крона, что вызвало необходимость создать новые банкноты. В основу роскошной боны в 50 крон образца 1902-го лег эскиз знаменитого австрийского художника Густава Климта, переработанный дизайнером банкнот Рудольфом Ресслером (иллюстрация 3).
Изображение двух женщин символизирует Сельское хозяйство и Знание – основу процветания страны. Можно заметить вполне индивидуальные портретные черты. Это уже не отвлеченные или идеальные образы, а аллегории, созданные с конкретных моделей.
Женские образы на бонах известны и за океаном – на многочисленных американских банкнотах времени, когда в США не было единого эмиссионного центра, а в обращении находились билеты многочисленных банков. Такова банкнота в 5 долларов Банка Восточного Теннесси 1855 года, выполненная несколько в устаревшем дизайне (иллюстрация 4). Три женских образа – это аллегории Божественной благодати, Сельского хозяйства и Знания, слева от которых – Колумбия, женский образ в плаще в виде американского флага.
Женщины-монархи
В силу древнего культа женщины как образа, дающего жизнь, женщина на банкнотах XIX века нередко изображалась как символ страны. На германской банкноте в 100 рейхсмарок образца 1910 года женщина выступает в виде типичной аллегории страны – с короной и щитом, на котором изображен орел (иллюстрация 5). Этот образ окружают предметы, связанные с сельским хозяйством (плуг), промышленностью (наковальня) и торговлей (перевязанный тюк), на фоне дуба – священного дерева германцев. На дальнем плане – боевые корабли (крейсеры), знак стремлений Берлина создать военно-морской флот, не уступавший британскому, самому мощному тогда в мире. В это время Британия – владычица морей – сохраняла традиционный дизайн банкнот, сложившийся еще в XVIII веке. Банк Англии, получил право выпуска банкнот в 1694-м, и до середины XIX века они были именными, напоминая чеки или векселя. На протяжении многих десятилетий и даже столетий этот дизайн (иллюстрация 6) практически не претерпевал изменений, пока в 1957 году не были выпущены первые билеты Банка Англии с портретом королевы Елизаветы II, которая украшает банкноты страны и по сей день (иллюстрация 7).
Эти банкноты – зримое свидетельство того, что женские портреты в ХХ веке могли печататься как символ государственной власти. Изображения правивших женщин-монархов можно найти также на денежных билетах Нидерландов и Люксембурга, начиная с 1940-х. В Российской империи женский портрет на бумажных деньгах впервые появился в 1866 году. Именно тогда выпустили серию кредитных билетов с портретами правителей. Самым большим номиналом среди купюр стал 100-рублевый. На билете этого достоинства в овальном картуше был изображен портрет Екатерины II (1729-1796), гравированный с прижизненного портрета художника Иоганна Баптиста Лампи-старшего (иллюстрация 8). С 1892-го, во многом под влиянием нереализованных эскизов талантливого художника и скульптора Михаила Осиповича Микешина (автора памятника Тысячелетию России в Новгороде и Екатерине II в Санкт-Петербурге) на российских кредитных билетах появляется женский образ в царских одеждах и шапке Мономаха, символизирующий Россию (иллюстрация 9). Она опирается на щит с гербом Российской империи – двуглавым орлом. Примечательно, что в ее руке – не меч (как на германской банкноте), а пальмовая ветвь – символ Мира.
В 1912 году был утвержден новый образец самой большой по номиналу российской купюры, разменивавшейся на золото, – 500-рублевой, как в народе называли, «петруши» (по гравированному портрету царя Петра I). Ее автором считают художника Экспедиции заготовления государственных бумаг Рихарда Заррина (Зариньша). На этой банкноте изображение аллегории России в виде сидящей женщины со скипетром в правой руке было навеяно эскизом Рудольфа Ресслера (родственник австрийского Ресслера, работавший в России), созданного еще в 1894 году (иллюстрация 10). Правда, в дизайнерском решении Заррина щит с гербом был заменен на лавровую ветвь – но поза осталась прежней.
Комсомолка на советской банкноте
Идея державности стала основной в оформлении отечественных бумажных денег, в том числе Советского периода. На 5-рублевом казначейском билете в 1938 году мог появиться образ советской женщины. Он был создан художником Гознака Иваном Ивановичем Дубасовым и в 1937-м был утвержден к печати наркомом финансов Григорием Федоровичем Гринько. Однако в том же году наркома объявили врагом народа, а утвержденный эскиз стали срочно переделывать. В итоге на казначейском билете этого номинала, появившемся в обращении в 1938 году, был изображен летчик-парашютист.
Символы двадцатого века
В ХХ веке в банкнотных сериях разных стран был распространен мотив «люди труда». На билете Израиля в 1/2 лиры образца 1958 года молодая девушка изображена с корзиной апельсинов, на фоне возделанных полей. Она в военной форме, с шевроном пехотной бригады на рукаве, наряду с мужчинами всегда готовая встать на защиту страны. Это первый женский образ в истории бумажных денег страны. Он создан известными дизайнерами братьями Габриэлем и Максимом Шамирами (иллюстрация 11).
Изображения женщин могли появляться в связи с пропагандой культурного наследия нации. На банкноте Бундесбанка в 5 немецких марок образца 1963-го изображена даже не немка. Здесь увековечена картина великого немецкого художника Альбрехта Дюрера «Портрет молодой венецианки», созданная во время пребывания художника в Италии в 1505 году (иллюстрация 12).
5 Иллюстрация 12. Федеративная Республика Германия. Билет Немецкого федерального банка в 5 марок, 1980
На банкнотах ФРГ образцов 1990-1992 годов – торжество женских образов: на четырех номиналах из восьми изображены женские портреты. Официально серия была посвящена великим людям страны, внесшим вклад в национальную и мировую науку и культуру (есть легенда, что портреты самых красивых жительниц страны выбирал президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер). Победили поэтесса Аннетте Дросте-Хюльсхофф (1797-1848), пианистка Клара Шуман (1819-1896), жена известного композитора и художница Мария Сибилла Мериан (1647-1717). Самый «маленький» денежный билет – в пять немецких марок – украсил портрет писательницы Беттины фон Арним (1785-1859), знакомой со многими выдающимися людьми страны (иллюстрация 13). Неслучайно на купюре изображены подписи Генриха Гейне, Иоганна Вольфганга Гете и других знаменитостей. Правда, среди подписей отсутствует та, которая должна принадлежать теоретику коммунистического движения Карлу Марксу, с которым фон Арним познакомилась еще в 1842 году. Однако его идеи не импонировали писательнице, исповедовавшей идею народного короля.
В соседней Германской Демократической Республике женский образ лишь один раз занял почетное место на бумажных деньгах. Портрет одной из основателей Коммунистической партии Германии Клары Цеткин (1857-1933) был отпечатан в 1971 году на билете Государственного банка ГДР в 10 марок (иллюстрация 14).
Идея людей труда доминирует в оформлении банкнот Польши образца 1948 года. На билете в 20 злотых изображена польская крестьянка в традиционном головном платке, которая одновременно выступает и как представитель простого народа (иллюстрация 15). Автор банкноты и всей серии – талантливый художник Вацлав Боровский, привлеченный к созданию эскизов польских денег еще до Второй мировой войны.
С 1975 году в Польше стали поступать в обращение банкноты новой серии, изготовленные по эскизам известного дизайнера денег Анджея Хайдриха. Среди специалистов она получила название «Великие поляки».
На билете Национального банка Польши в 20000 злотых, включенном в серию и появившемся в 1989-м, изображена выдающийся ученый-физик польского происхождения Мария Склодовская-Кюри (1867-1934), обладательница двух нобелевских премий, в том числе первой нобелевской премии в мире, присужденной женщине (в 1903-м по физике) (иллюстрация 16). Второй раз ее портрет появится на памятной польской купюре в 20 злотых, выпущенной в 2011 году.
В конце минувшего столетия женщины изображались на купюрах как национальные святые – например, святая Агнесса Чешская (1211-1282) на банкноте Чехии в 50 крон образца 1997 года (иллюстрация 17) – или как образы национального искусства. Так, на изящно исполненной словацкой банкноте в 100 крон серии 1993-го изображена известная в стране «мадонна мастера Павла» – фрагмент готической алтарной скульптуры начала XVI века из церкви Святого Иакова в городе Левоче (иллюстрация 18). А на банкноте Центрального банка Кипра в один фунт 1995 года образ нимфы в венке из виноградных листьев заимствован со знаменитой античной мозаики Пафоса. К началу XХI века женские образы на денежных билетах стали весьма популярны в мире, олицетворяя страны, их культурные и научные достижения. И, несмотря на широкое развитие безналичных расчетов и электронных денег, дизайнеры разных стран создают прекрасные, проникновенные женские образы на банкнотах. Один из последних примеров – билет шведского Риксбанка в 100 крон (серии 2015-2017 годов), посвященный шведской и американской актрисе Грете Гарбо (1905-1990), обладательнице премии «Оскар» за выдающийся вклад в мировое киноискусство (иллюстрация 19).
На примере этой банкноты можно говорить о том, что, будучи платежными средствами, но оставаясь при этом знаками пропаганды достижений страны, купюры многих стран сохранили традицию высокохудожественного дизайнерского исполнения, став настоящими предметами искусства. И женские образы на банкнотах органично дополняют созданную художниками красоту.
- Комментарии
Загрузка комментариев...