Предприниматели только оправились от карантина и мер по борьбе с COVID-19, как в 2022 попали под условия санкционных ограничений. Как выжить и в этот раз?
2020-й для бизнеса был тоже переломным, многие это сопоставляли с катастрофой. Год, прошедший под знаком пандемии, ударил практически по всем сегментам российского бизнеса. Но сильнее остальных пострадали небольшие компании, у которых не было подушки безопасности, чтобы платить аренду и зарплаты во время простоя.
– Более тяжелого года за мою предпринимательскую жизнь, наверное, не было, – говорит руководитель двух балетных школ Анита Максименко. – С наступлением карантина школы закрылись, детей принимать было нельзя, соответственно, остановились покупки абонементов, упала выручка, а платить заработную плату было необходимо, как и оплачивать аренду. Первые «каникулы» мы просто ждали, но их продлевали все больше и больше. Тогда пришлось думать, как выбираться из всего этого, параллельно у всех начали развиваться онлайн-ресурсы. Мы также использовали эту возможность и открыли «Ballet online». Его суть заключалась в преподавании балета по видеозвонку под присмотром преподавателя. Да, это не так эффективно, как занятия в очной форме, но помогает поддерживать дисциплину и форму маленьких балерин.
Проблему карантина по-своему решил и Александр Родионов, владелец сервисного центра по ремонту мобильных устройств. У Александра на момент пандемии было открыто две точки в городе.
– В период карантина у нас получила распространение услуга выездного ремонта, – рассказал предприниматель.
Санкции, введенные в отношении России, также коснулись и бизнеса Александра. Стоимость запчастей и расходных материалов выросла. Как предприниматель планирует решать проблему в этот раз?
– Пока отказались от системы скидок, стараемся не поднимать прайс. И ищем новых поставщиков, будем налаживать общение с Китаем и ориентироваться на юань, – рассказал курянин.
В 2020 году предприниматели выкарабкались из сложной ситуации и нововведения, которыми они «спасли» свое дело в период пандемии, сейчас являются неотъемлемой частью ведения бизнеса. Клиенты пользуются ими уже после карантина, так как это облегчает им жизнь. Сегодня многие озадачены санкциями, но это опять же подталкивает к открытию чего-то нового, переходу на отечественную продукцию, развитие новых отраслей.
Маргарита Авотина
Фото из открытых источников
- Комментарии