Курянин учил Королева делать ракеты
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Армию России, ее несокрушимую и легендарную мощь невозможно представить без ракет. И, конечно, ракеты – основа космонавтики, вторым днем рождения которой (после 4 октября 1957 года – запуска первого искусственного спутника Земли) стало 12 апреля 1961-го. А Курск вместе с Калугой, родиной провидца Константина Циолковского, и Одессой, давшей миру Сергея Королева и Валентина Глушко, может по праву считаться местом, где начиналось движение человечества к звездам. Ведь здесь родился тот, кого почитали учителем оба упомянутых генеральных конструктора.

С курской улицы – на Луну

На гранитных постаментах парка «Патриот» и мемориального комплекса «Курская дуга» – не только фигуры защитников Отечества, но и железные «бойцы»: пушки, самоходки, танки. И легендарная «Катюша» – ракетная установка залпового огня, ставшая славным предком нынешних «Града», «Смерча», «Солнцепека», «Торнадо», «Урагана». Начиная с боевого крещения грозной силы в 1941-м под Оршей, создателем «Катюши» долго считался совсем не тот, кому советский народ действительно должен быть благодарным за весомый вклад в Победу. Но обсуждать неблаговидную историю из 1930-х (донос, незаконные репрессии, обман) здесь не будем: непосредственно она не связана с судьбой великого земляка. Ведь комполка артиллерии Борис Петропавловский, герой Первой мировой и Гражданской войн, начальник Газодинамической лаборатории – первого в мире научно-практического предприятия, конструировавшего ракеты, безвременно ушел из жизни 6 ноября 1933 года.
А родился сын полкового священника, Георгиевского кавалера Сергея Петропавловского в Курске в большой семье в доме №3 на улице Буйловской (ныне Асеева) весной 1898 года. Через некоторое время полк отца Сергия направили в другое место дислокации – на западную границу Российской империи. Там, в Варшаве, Борис поступил в Суворовское училище, где в 1914-м юношу застала война. Ускоренный выпуск военного училища в Петербурге, фронт – новый вид артиллерии, зенитные войска, дуэли с немецкими аэропланами, неуклюжими по нынешним меркам, но уже тогда представлявшими серьезную угрозу. Судьба офицера могла бы стать основой фильма вроде «Белого солнца пустыни»: на Востоке ему также довелось повоевать, в том числе в экзотическом горно-вьючном подразделении. А в историю мировой космонавтики вошел, увы, всего лишь пятилетний период недолгой, но поистине звездной биографии. Первые открытия и испытания свершились, по символическому совпадению, в Петропавловской крепости Ленинграда. Курянин писал: «Мне удалось открыть нечто новое, которое я подтвердил опытом, что внесло целый переворот во всю нашу работу». Это были реактивные ружья – предшественники гранатометов, жидкостные ракетные двигатели и ракетные снаряды на их основе: зажигательные, осветительные, сигнальные, трассирующие и даже агитационные, с листовками. Началась ГДЛ с 10 сотрудников, при Борисе Сергеевиче их стало до 200. Дальность стрельбы ракетными снарядами достигла 5-6 километров.
Уже после кончины конструктора, в 1935-м, вышел из печати уникальный труд «Ракеты, их устройство и применение». Тираж был всего 700 экземпляров, но именно это исследование можно назвать первым шагом отечественной космонавтики. Борис Сергеевич трудился над будущей книгой с 1930-го, его ученики Георгий Лангемак и Валентин Глушко посвятили ее памяти наставника. И как далеко бы ни «бороздили просторы Вселенной» чудо-аппараты на космических скоростях, не теряют важности слова воина, конструктора и патриота: «Главная область применения пороховых ракет — вооружение легких боевых аппаратов, как самолеты, небольшие суда, автомашины». Посмертно, в 1991 году Борис Петропавловский удостоен звания Героя Социалистического Труда, а его имя носит кратер на обратной стороне Луны.

От «Лунохода» до наноспутников

Курский край связывает с околоземными высями немало других достойных страниц местной летописи. Курский аэроклуб, взрастивший нескольких летчиков – Героев Советского Союза, в 1954 году окончил (даже прежде, чем школу №5) Игорь Волк, будущий командир группы искуснейших пилотов в рамках программы «Буран». И хотя советский «челнок» совершил только один полет в беспилотном режиме, Игорю Петровичу все же удалось побывать в космосе. Эксперимент был беспримерным: после приземления обгоревшего спускаемого аппарата «Союз» и тяжелых перегрузок курянин сразу же сел за штурвал пассажирского лайнера, имитировавшего «Буран», и выполнил перелет до военного аэродрома Ахтубинск в Астраханской области и обратно. Его младшие товарищи по отряду Александр Баландин, Александр Лавейкин и Муса Манаров тоже прошли подготовку в Курском аэроклубе на миниатюрных, но полноценных истребителях «Л-29». Инструктором был ветеран ДОСААФ Виктор Афиногенов.
Еще один земляк, генерал-майор авиации, кандидат военных наук, профессор, автор 120 научных трудов в области военно-медицинской и космической техники Вячеслав Довгань хранит уникальное водительское удостоверение на аппараты «Луноход». Первый из них в 1970-1971 годах проехал по поверхности светила более 10 километров, второй в 1973-м – 37. Собрано много ценных сведений, включая сотни панорам, десятки тысяч «обычных» фотоснимков. Движение чудо-машин обеспечили (конечно, на Земле) виртуозы-операторы, включая курянина. В их честь в Море Дождей, в районе прилунения межпланетной станции «Луна-17» названо несколько кратеров: Альберт, Боря, Вася, Валера, Витя, Гена, Игорь, Коля, Костя, Леонид, Николя (это чтобы с Колей не путать), наконец, Слава – по имени Вячеслава Георгиевича Довганя. Решение принял Международный астрономический союз в 2012 году.
Музеи, посвященные космонавтике и полные интересных экспонатов (включая глобус Луны из Центра подготовки космонавтов, служившего для тренировок «гагаринского» отряда и самого Юрия Алексеевича), действуют в школе №2 города Щигры и во Дворце пионеров и школьников Курска.
Нельзя не упомянуть в этих строках малые (но, тем не менее, исправно служащие науке) космический аппарат «Танюша» и другие творения студентов и педагогов Юго-Западного госуниверситета, сконструированные, в том числе, в партнерстве с учеными Эквадора и других дружественных стран.
Наконец, в 2020 году отряд действующих космонавтов (в нем, кстати, всего 26 имен) впервые пополнил человек, родившийся в Курской области, – Александр Горбунов из Железногорска. Выпускник Московского авиационного института прошел обучение на военной кафедре по специальности «Эксплуатация и ремонт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей» и поступил в корпорацию «Энергия» имени С. П. Королева. Пройдя медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем, подал заявление в отряд космонавтов. В 2018 году приступил к ответственной подготовке, включавшей зимнее, водное и другие виды выживания, тренировки в условиях невесомости, испытания в сурдобарокамере. Наконец в 2020-м сдал государственный экзамен и получил квалификацию космонавта-испытателя.

КСТАТИ
Обратную сторону Луны впервые в мире увидели не музыканты рок-группы «Пинк Флойд», записавшие одноименный культовый альбом, а опять же курянин Иван Стародубцев. Будущий корифей легкой промышленности, проходя в 1959 году срочную службу в секретной войсковой части, «вооружившись» проявителем и закрепителем, материализовал фотоснимки с «Луны-3», сразу же облетевшие весь мир.

Фото с sportrg.ru, kosmo-museum.ru, gctc.ru, vk.com/moydvorec
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ