В нашей стране – более 30 колоний, в которых отбывают наказание представительницы слабого пола. Одна из таких ИК расположена в Курской области. Для осужденных женщин в России не применяют строгий режим лишения свободы, есть и другие «послабления». Хотя по жестокости совершенные ими преступления порой не уступают злодеяниям, за которыми стоят мужчины.
На особом положении
Как пояснила сотрудник пресс-службы Курского областного суда Анна Полянская, УК РФ предписано судам при назначении наказания представительницам слабого пола учитывать ряд особенностей их личности, как психофизиологических, так и социальных, связанных с материнством. Так, женщинам не могут быть назначены пожизненное лишение свободы (часть 2 статьи 57 УК РФ) и исключительная мера – смертная казнь (часть 2 статьи 59 УК РФ), на которую в настоящее время в России действует мораторий. Отбывают наказание женщины, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе при любом виде рецидива, в ИК общего режима. Законом для них не предусмотрены такие виды исправительных учреждений, как исправительные колонии строгого, особого режимов, тюрьмы.
Особое положение – у беременных и женщин, имеющих несовершеннолетних детей. Так, при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства признается «интересное положение» подсудимой. При этом не важно, была ли женщина беременна в момент совершения преступления, или ребенок был зачат позднее (пункт «в» части 1 статьи 61 УК РФ).
Беременной, а также женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком этого возраста (статья 82 УК РФ). Есть, правда, виды преступлений, при которых такое особое положение не учитывается.
Кроме того, беременным и мамам детей в возрасте до 3 лет не назначаются такие виды наказаний, как обязательные, исправительные и принудительные работы (часть 4 статьи 49, часть 5 статьи 50, часть 7 статьи 53.1 УК РФ). Принудительные работы также не назначаются женщинам, достигшим 55 лет.
– Следует также отметить, что в главе 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья» выделена статья 106 (убийство матерью новорожденного ребенка), которой предусмотрено: совершение данного преступления во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, наказывается ограничением свободы на срок от 2 до 4 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок. То есть назначается более мягкое наказание, чем за умышленное причинение смерти в иных случаях, – пояснила Анна Полянская.
Смертельная инъекция
Женщина захотела решить проблему одним уколом. Пригласила знакомую для беседы в свою машину, и, оказавшись на заднем сидении, ввела ей в области лопатки инъекцию инсулина. Расчет медсестры одной из курских больниц был до ужаса прост: укол вызовет гипогликемическую кому, а затем – смерть. Бросив шприц, она ушла наблюдать за жертвой через витрину торгового центра. А потерпевшая дошла до дома, откуда вызвала «скорую». Медики спасли жизнь курянки, признав, что еще немного, и последствия были бы необратимы. Что шло в разрез с показаниями задержанной: медсестра уверяла, что хотела лишь напугать знакомую, чтобы та дала отсрочку, и доза инсулина якобы была несмертельной. За покушение на убийство Ленинский районный суд Курска назначил виновной наказание в виде 8 лет лишения свободы в колонии общего режима.
Казнила, как умела
Мужчина, как мог, отбивался, но на помощь убийце подоспела ее мать: вместе женщины держали ему руки. Несчастный молил гражданскую жену помочь ему, а та лишь дала команду дочери: «Бей его! Казни, как умеешь». В ход пошел нож: падчерица выколола отчиму глаза, потом начала наносить удары по голове и шее, пока он не стих. Позже эксперты насчитают на его теле не менее 75 ран. Подельницы договорились, что скажут, будто потерпевший покончил жизнь самоубийством – такую странную версию выдал все еще пьяный мозг. В нее, конечно же, мало кто мог поверить. Агрессивное поведение потерпевшего тоже ставилось под сомнение соседями, которые характеризовали как доброго и трудолюбивого. А вот о женщинах этой семьи отзывались крайне отрицательно.
В судебном заседании девушка виновной себя признала полностью, как и ее мать. По статье «Убийство» их приговорили к 6 и 10 годам лишения свободы соответственно. В кассационной жалобе сожительница жертвы обратила внимание на то, что она не убивала потерпевшего, а только держала его руки. К тому же воспитывает общую с ним несовершеннолетнюю дочь. Однако приговор областного суда от 20 апреля 2001 года оставили без изменений, а кассацию – без удовлетворения.
Одной правой
Супруги развелись, но на протяжении 20 лет жили в одной квартире. Мужчина часто выпивал, из-за чего возникали ссоры. Вот и в тот злополучный день 13 марта 2011 года нетрезвое состояние бывшего мужа спровоцировало скандал. Когда мужчина подошел вплотную к кровати, где лежала инвалид I группы, она оттолкнула его, а когда потерпевший упал, намотала ему на шею веревку, привязанную к ножкам кровати. Держа удавку правой рукой, ногой отталкивала жертву от себя.
Так их и обнаружили соседи: лежащая на кровати пенсионерка и ее мертвый экс-супруг на полу. Позвонили сыновьям, которые тут же приехали в родительскую квартиру. Позже, выступая в качестве потерпевших, дети попросили суд не лишать мать свободы. Учитывая смягчающие обстоятельства, в числе которых состояние здоровья подсудимой, 72-летний возраст, Промышленный районный суд Курска приговорил курянку к четырем годам лишения свободы условно.
Преступления на эмоциях
Была среди собеседниц сотрудника УФСИН, например, многодетная мама. Жизнь на свободе у нее не складывалась: только устроит личную счастье, родит ребенка, как снова за решетку – за убийство. Отсидев очередной срок за расправу над мужем, вернулась домой, а на пороге – сестра жертвы. Так, мол, и так, зачем убила брата? Под рукой у рецидивистки оказался топор, которым она гоняла незваную гостью по всему селу. Пока не догнала. И никто из односельчан не решился помочь несчастной, потому что сами боялись неоднократно судимую землячку. Раскаялась ли в содеянном обитательница женской колонии? Ничуть. А вот по детям, говорила, скучает.
Сыновья и дочки – как якоря, которые держат многих осужденных в рамках нормальной жизни. Но, как правило, ненадолго. Одна из «мам за решеткой» рассказывала, как мечтала вернуться на свободу к трем своим детям. И у нее это почти получилось. Хотя жизнь в рамках закона не складывалась изначально: впервые в колонии оказалась еще в молодости – сбила ребенка, управляя автомобилем. Потом были другие преступления, в перерывах между отбыванием наказания за которые удавалось ненадолго устроить личную жизнь. После очередного освобождения поставила себе цель: найти работу с жильем (родственники не хотели видеть рядом непутевую) и забрать из приюта детей. Все шло по плану, пока барышню не пригласили на день рождения. Выпив очередную порцию спиртного, гостья забылась. А когда очнулась, увидела, что находится в соседнем заброшенном доме, рядом – окровавленный мужчина с ножом в груди. Зачем-то вытащила орудие убийства из тела, еще больше испачкалась кровью… Ей присудили 15 лет, больше попыток наладить связь с детьми она не предпринимала. И до последнего уверяла всех вокруг и себя, что не совершала убийство, которое не помнит.
Ради детей многие осужденные ИК-11 работают: в колонии есть швейный цех и цех по производству рыболовной оснастки. Часть зарплаты отправляют домой. Средства также могут быть удержаны в качестве алиментов. Усердие в труде учтут и при смягчении режима наказания или назначении УДО. Когда дома ждут, туда хочется вернуться еще сильнее.
Супругов среди ожидающих дома встретишь не так часто, как в мужских колониях – женщины куда охотнее связывают свою жизнь с осужденными и готовы не один год проводить в расчете на длительные свидания. Хотя свадьбы в ИК-11 тоже случаются. Как-то в местном ДК расписалась пара: невеста едва не убила будущего мужа, за что и оказалось за колючей проволокой. Жених заступался за нее на суде, поддерживал связь, пока она находилась в колонии, и не дожидаясь освобождения, они сказали друг другу «да».
Право на будущее после развода
Его мать также доставили в больницу с отравлением уксусом, но женщина выжила. Придя в себя, сообщила: мальчик сам отпил из пузырька, оставшись без присмотра. Поняв, что произошло непоправимое, курянка решила свести счеты с жизнью и тоже проглотила 70-процентный раствор. Однако уже здесь обнаружились несостыковки. Медики, пытавшиеся спасти мальчику жизнь, отметили, что к ним и раньше попадали дети с уксусным отравлением. Но обычно все ограничивалось ожогом ротовой полости: почувствовав боль, ребенок бросал пузырек. В этом же случае у мальчика были повреждены внутренние органы пищеварения. По мнению специалистов, ребенок вряд ли сам смог бы столько выпить – это очень болезненно.
10 августа следователь районной прокуратуры возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ. В ходе следствия выяснилось, что в благополучной с виду семье не все ладилось, жена устраивала благоверному сцены ревности, и за несколько дней до трагедии супруг подал заявление на развод. Это и стало точкой невозврата. Позднее на заседании суда курянка заявила: «Мне надоело так жить с мужем, поэтому решила уйти из жизни. Я не хотела, чтобы другая женщина воспитывала моего ребенка, так как думала, что она будет над ним издеваться. Поэтому отравила сына».
Жительницу Обоянского района признали вменяемой, и судебная коллегия приговорила ее к 6 годам лишения свободы.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Начальник психологической службы УФСИН России по Курской области подполковник Виталий ФЕВРОНИН:
– В основной массе женщинам-преступницам в меньшей степени свойственны асоциальные установки. У них нет устойчивых преступных убеждений, чего нельзя сказать о рецидивистках. Женщины по природе более эмоциональны и как правило не планируют нарушать закон. Делают это необдуманно, в силу сильного потрясения, подкрепленного накопившейся агрессией. Для женщин характерны импульсивность, чувство вины, беспокойство за свое будущее, повышенная тревожность. Мужчинам же в большинстве случаев присуща хладнокровность в совершении опасных деяний. Их не тревожит дальнейшая судьба, так как они осознавали свои действия. Самыми распространенными преступлениями женщин являются корыстные (воровство, мошенничество), реже – корыстно-насильственные (грабеж), еще реже – насильственно-агрессивные. Насильственные преступления женщин носят семейно-бытовой характер. Причем около трети совершаются в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
- Комментарии
Загрузка комментариев...