Литература как учебник жизни
Свежий номер: 14 мая 2024 (4975)
тираж номера: 2522 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Накануне Дня учителя корреспондент «ГИ» побеседовал с педагогами разных поколений, чтобы понять, изменились ли методы обучения и сами ученики


Вести урок с воодушевлением
Елена Котельникова работает учителем русского языка и литературы в школе №60. На выбор именно этого предмета курянку вдохновила первый учитель. Девушка решила вести уроки с таким же воодушевлением. В профессии Елена Котельникова – около двух лет. Педагог считает результатом своего труда годовые оценки учеников и, соответственно, их знания.
– После каждой изученной темы даю самостоятельную работу. Так ученики могут закрепить знания, а я проверяю, насколько хорошо ребята усвоили материал, – рассказала Елена Дмитриевна.
По словам педагога, ученики достаточно уважительно относятся как к опытным педагогам, так и к молодым специалистам. У всех учащихся разные характер и темперамент. Есть спокойные и очень активные.
– В любом случае все они душевные и целеустремленные. Каждый ребенок занимается саморазвитием,  ходит в различные кружки, начиная с рисования, заканчивая программированием, – поделилась педагог.
Фото из архива Елены КОТЕЛЬНИКОВОЙ.

Интерес детей нужно поддерживать
Учитель русского языка и литературы гимназии №4 Евгения Бартенева уже в три года знала, что будет педагогом. Будучи ребенком, рассаживала на диване игрушки, ставила перед ними небольшую доску, брала мел в руки и «учила». Долгое время у будущего преподавателя не было точного представления, какой из предметов ей подходит. Одно время Евгения Бартенева хотела быть учителем начальных классов. А в 14 лет познакомилась с педагогом Дворца пионеров и школьников Галиной Девяниной, которая вела литературный кружок. Именно благодаря Галине Геннадьевне курянка поняла, что русский язык и литература ей ближе всего. Поступила на филологический факультет и посвятила профессии следующие 14 лет.
Евгения Бартенева пользуется на занятиях своей методикой.
– Дети всегда тянутся к творчеству, им хочется, чтобы в них видели личность, поэтому всегда применяю в работе различные методы по развитию критического и креативного мышления, личностно-ориентированный подход, – пояснила Евгения Сергеевна. – В магистратуре мы познакомились с теорией множественного интеллекта. Теперь стараюсь дифференцировать задания для ребят, ориентируясь на их тип интеллекта (лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный и так далее). Сегодня, наверное, нет учителей, не использующих компьютерные технологии и безграничные возможности интернета. Я не исключение. Вместе с ребятами работаем в областных хранилищах, используем разные образовательные ресурсы и сами создаем их.
Педагог не прерывает диалог с учениками даже на каникулах. Так, участники читательского клуба «Сказки на ночь» читают книги онлайн. Сначала это были «Хроники Нарнии», потом решили испытать себя и принялись за «Войну и мир». Количество участников клуба было разным, но интерес к клубу сохраняется, причем и со стороны коллег Евгении Бартеневой.
Преподаватель уверена: интерес детей нужно постоянно поддерживать, с ними надо шутить, их надо чувствовать и любить.
Фото из архива Евгении БАРТЕНЕВОЙ.

Любить профессию, учеников, коллег
Кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики ЮЗГУ Татьяна Летапурс решила преподавать русский язык и литературу благодаря учительнице… математики. Для Татьяны Васильевны Тамара Аронова была примером во всех образцах – от прически и платья до манеры говорить, улыбаться, сердиться.
А главное – она так любила и преподавала математику, что слушали ее в гробовой тишине. Сейчас Татьяна Летапурс понимает, каким творческим и одаренным человеком была ее любимая учительница. А еще очень честным. На вопрос мамы «Выйдет ли из Татьяны математик?» Тамара Аронова ответила, что терпением и усидчивостью возьмет, но этого мало. Эти слова услышала учитель русского языка и литературы Нина Шабанова. Она сказала, что талант у Татьяны другой, гуманитарий, и ученице дорога на литфак. Педагог оказалась права.
Преподавательская деятельность Татьяны Летапурс началась сразу после окончания педагогического института. Вчерашняя студентка по распределению отправилась в сельскую школу, где была организатором внеклассной и внешкольной работы два года. С 1979 года курянка преподает в вузе: 30 лет – в КГУ (бывший КПИ), десять лет – в ЮЗГУ. За эти годы и на учебных практиках, и во время профориентационной работы педагог была практически во всех школах области.
–  Жизнь, страна, школа, родители, дети очень изменились. Конечно, в сердцах я могу поворчать и сказать про баранку автомобиля, в который уселась сорок с лишним лет назад. Но по гамбургскому счету – прекрасно, что все эти годы  любила свою профессию, учеников, студентов, коллег, гордилась, что я филолог, – прокомментировала Татьяна Васильевна.
Татьяна Летапурс солидарна с методикой курского профессора Галины Ачкасовой: литература –искусство, а значит, и преподавать ее надо так, чтобы твои студенты всегда слышали выразительное слово, музыку, смотрели видеоряд, кино, театр, живопись. Только целостный анализ открывает «двери» в текст.
По словам педагога, студенты сегодня, как и во все времена, разные.
– Всегда есть те, кто умен и образован, кто пойдет в науку, потому что чувствует призвание и имеет желание осмыслять сложные научные проблемы, кто хочет «сеять, разумное, доброе, вечное». А литература, с одной большой стороны, была, есть и будет учебником жизни. Всем нам, взрослым и молодым, хотелось бы пожелать находить время для пищи духовной. Престать быть человеком очень легко, это вам любой психолог скажет, – подытожила преподаватель.
Фото из архива Татьяны Летапурс.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ