Основатель курского картинга
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Основатель курского картинга
В этом году – 95 лет со дня рождения мастера и тренера. Имя Льва Кононова, инициатора создания картинга в нашей стране  и детского завода по изготовлению микроавто, навсегда вошло в историю города. Как Лев Кононов пришел к созданию картов и как ему удалось сделать картинг региональной достопримечательностью — в выпуске «Сеймских берегов».

2 июля 1967 года в городе Курске установилась замечательная погода. На небе ни облачка, безветренно, а термометр показывал 20 градусов. На Привокзальной площади было шумно. Вся территория была занята трассой для гонок картов. Мимо зрителей и судей с громким жужжанием пролетали маленькие машинки. Соревнования шли замечательно, пока у одного из спортсменов внезапно заглох карт.
Душа курского картинга Лев Сергеевич Кононов внимательно следил за каждым маневром и сразу заметил остановку спортсмена из Красноярска. По правилам соревнований заглохший карт необходимо немедленно убрать с трассы. Такая помеха могла привести к катастрофе. Прорваться криком к водителю сквозь всеобщее пронзительное гудение не было никакой возможности. Кононов стал махать руками, показывая, что нужно оттащить машину в сторону. Но спортсмен будто пытался завести мотор. Кононов, несмотря на правила безопасности, переметнулся через ограждения и побежал по трассе. Ухватившись спереди за раму карта, Кононов попытался сдвинуть его. Внезапно вся конструкция загудела и карт рванул вперед…
Жизнь и работа Кононова всегда была связан с нашим замечательным городом. Хотя родился он в другой области: 19 ноября 1927 года в семье экономиста Сергея Георгиевича Кононова и его молодой супруги Лидии Павловны появился на свет мальчик, которому дали грозное имя Лев. Первое время семья оставалась в Тамбове, где Кононов-старший проходил практику и жил в доме машиниста паровозного депо Павла Попова, будущего тестя.
Перед тем, как осесть в Курске, семья сменила несколько городов.  В 1934 году произошло историческое событие местного масштаба. Огромная Центрально-Черноземная область (территории Воронежской, Курской, Тамбовской, Орловской губерний и Белгорода) была создана в 1928 году. Прекрасная идея по укрупнению на бумаге оказалась трудно реализуемой на практике. Семейство Кононовых жило в столице ЦЧО в Воронеже. Административный эксперимент окончательно был закончен. Экономист-плановик Сергей Кононов получил работу в Курске, а Лидия стала инструктором пионерской работы.
Жизнь Кононовых в Курске быстро наладилась. В квартире на улице Софьи Перовской маленький Лев начал свои первые технические опыты. Он разбирался в устройстве бытовых приборов и замков, а заодно и чинил их. Мальчик постепенно стал увлекаться самолетами. В то время воздушный флот СССР год от года становился все больше. Результаты тяжелой и отчасти даже трагической индустриализации стали давать плоды. В конце 1930-х активизировался выпуск воздушных боевых машин – на фоне напряжения в Европе и последующей войны. Разумеется, что для такой огромной воздушной армады нужны были люди. Много людей. И тех, кто управлял бы самолетами, и тех, кто их проектировал. По всей стране образовывались отделения общества ОСОАВИАХИМ, которое было создано еще в год рождения Льва Кононова. В парке имени  Дзержинского на одноименной улице высилась специальная вышка для прыжков с парашюта. Многие молодые люди вступали в это общество. Екатерина Зеленко в те же годы тоже заболела небом и исполнила свою мечту стать летчицей.
Еще одной полезной структурой взращивания юных патриотов стали кружки авиамоделирования. Мама, видя тягу сына, сориентировала его подходящий кружок во Дворце пионеров – в здании на улице Ленина, 69, он провел свои первые занятия по конструированию механизмов. Тогда же Кононов собрал свое первое транспортное средство – самокат. Самокаты стали входить в моду уже тогда. Школьники делали их сами: использовали несколько досок, вытачивали и зачищали от заусенцев деревянную ручку и прикрепляли несколько подшипников. Если нужны были колеса побольше, а скорость повыше, крепили крупные тракторные подшипники. Можно себе только представить, какие соревнования уже тогда проводил Кононов, гремя с друзьями костотрясами-самокатами в парке имени Первого мая.
  Веселая пора подростковой жизни была мгновенно прервана войной. Кононовы в июне 1941 года встали на защиту Курска. Причем это касалось не только главы семейства, но и старшего Льва, и младшего Бориса. Мальчишки помогали: от зажигательных бомб могли выгореть целые кварталы. Парни должны были дежурить и в случае обнаружения зажигательной бомбы хватать ее щипцами и кидать в бочку или ящик с песком. Однако к концу лета 1941 года стало окончательно ясно, что противник активно движется на восток. Началась эвакуация. Лидия Павловна с мальчишками уехала в Тамбов, к своему отцу.  
Тогда мальчик виделся с отцом в последний раз. В 1942 году во время жесточайших боев Сергей Кононов пропал без вести. Семья прожила в эвакуации несколько лет. Здесь окрепла уверенность Льва в том, что именно техническая тема — это его дорога в будущее. Он узнал, что такое настоящий трудовой подвиг на заводе: парень перевыполнял планы по производству снарядов для фронта.
Вернувшись в Курск, Кононовы вновь поселились в прежней квартире. Лев настолько увлекся автомобилями, что устроился на автобазу, чтобы изучать все новинки отечественного автопрома. Аккуратному водителю с тягой к обучению, Кононову доверили управление, в том числе, и новенькими машинами «Виллис» и «Форд». Но даже работа не могла насытить техническое любопытство молодого конструктора. Он заинтересовался мотоциклами и мотогонками, став активным сторонником популяризации этого лихого, но эффектного вида спорта.
Талантливому технарю необходимо было продолжать образование. Об этом Кононову говорили все, кто видел его талант и неподдельный интерес к транспорту. Из-за войны он так и не получил среднего образования, а без него, разумеется, можно было и не мечтать о высшем образовании. Успешно пройдя курс средней школы и сдав экзамены, Кононов поступил в Харьковский автомобильно-дорожный институт в 1949 году. Уникальным экзаменом на знания стало конструирование собственной машины. Но не простой, а настоящей гоночной. Легкий автомобиль, фактически без защитных стекол с объемом двигателя 750 см3 – Кононов назвал свой первый гоночный болид «ХАДИ». Имя авто, несмотря на ближневосточный оттенок, является всего лишь аббревиатурой Харьковского автомобильно-дорожного института. Главной целью стало участие в гонке всесоюзного масштаба, где курянин блестяще победил.
С квалификацией инженера автомобильного транспорта Кононов мог бы поехать на работу в Горький ведущим конструктором. Он отказался от этого предложения и вернулся в Курск. Проработав некоторое время начальником автобазы, с которой и начинал свой трудовой путь, Лев снова  стал мечтать о конструировании спортивных машин. Для комфортной и грамотной работы необходимо было место, а именно специальный бокс. За помощью он обратился к директору Дворца пионеров Михаилу Ароновичу Немежанскому. Льву Сергеевичу была уже знакома работа учреждения, а Немежанский прекрасно знал о талантах и успехах Кононова в автомобильном ремесле, поэтому сделал попытку пригласить конструктора и гонщика в одном лице на работу. Это направление слабо разрабатывалось, а вместе с ребятами можно было бы организовать кружок юных автомобилистов и обзавестись тем самым боксом для конструирования авто своими руками.
Не теряя времени, приступили к созданию автотехнической команды неравнодушных подростков из Дворца пионеров. Собрать свой настоящий автомобиль было верхом счастья для любого мальчишки, увлекающегося машинами. Фактически, Кононов стал заниматься тем же, чем и в институте – собирать свои авто. До создания школы картинга оставалось совсем немного.
 Работа над машинами была не самой легкой. Не хватало деталей и станков. Проблемы решались, но медленно. Впоследствии рассказывали, как Кононов потратил все свои деньги на отдыхе в Болгарии, чтобы закупить для своего кружка редкие детали. Это была характерная черта Льва Сергеевича: отдаваться работе, проекту с полной отдачей, не лениться и точно знать смысл и цель своей деятельности. Эта энергия, помноженная на интерес и активность школьников, дала любопытные плоды. Руками детей был изготовлен «Курск» – небольшой легковой автомобиль на двоих без крыши, а впереди стояло изогнутое по форме кузова плексигласовое стекло. Остов машины представлял собой трубки из металла, сваренные в ферму, которую затем обшивали листами. Затем ребята зачищали, грунтовали и наносили  шесть слоев автоэмали. Некоторые запчасти брали от автомобилей, к примеру, от «Москвича-402» использовали не только молдинги, но и другие части. Были узлы от мотороллеров и мотоциклов. Приходилось заниматься и созданием новых деталей, и усовершенствованием старых. За пару лет выпустили несколько машин, была создана ЭЛМА (экспериментальная лаборатория микроавтомобилей).
После «Курска» на дороги области выехал «Спутник». Машина была создана почти по такой же схеме, как и прежняя. Так как это были уже полноценные транспортные средства, то их зарегистрировали в ГАИ и получили автономера. У микроавтомобиля «Спутник» был номер 78-34 КУБ. Третьей машиной стал микроавтобус для туристических автопрогулок «Товарищ». Все они испытывались в летний период на разных дорогах во время выездов в районы. Кононов будто пытался создать свои варианты всех видов транспорта. Вдобавок были созданы три микромотороллера. К началу 1960-х ЭЛМА стала одним из самых уникальных проектов в масштабах всего Советского Союза.
И тут пришло озарение! В СССР было огромное разнообразие печатной продукции. Специализированные журналы издавались миллионными тиражами. Как-то одно из таких изданий для любителей техники попало в руки Льва Кононова. В заметке говорилось о крохотных гоночных машинках, которые только недавно получили распространение в США и Европе.  

Как появился картинг?
Слово карт, обозначающее странную машинку, родилось задолго до изобретения самих мини-автомобилей. Если в нашей стране во все времена было популярно катание с ледяных горок на санках, и даже пресловутые «американские» горки появились именно в России на фоне этого увлечения, то в странах, где климат был гораздо мягче, детвора развлекалась чуть по-другому. Брались тележки с четырьмя колесами и в них съезжали с покатых дорог на перегонки. Официально шаг в сторону создания самодвижущейся машинки сделали уставшие пилоты американской авиации во время Второй мировой войны. Количество грузов для перевозки зашкаливало. Чтобы облегчить погрузку, пилоты изготовили из всего, что было под рукой, тележки с моторчиком и колесами. В дни, когда грузов не было, пилоты развлекались на взлетной полосе импровизированными гонками.
После войны, уже в 1956 году, механик гоночных автомобилей Арт Инглс и в прошлом пилот создал один из первых картов – из простой металлической рамы, сиденья и двигателя от газонокосилки. Первые неказистые образцы понравились любителям гонок, особенно подросткам. Это были идеальные гоночные болиды для тренировки подрастающих гонщиков. Очень скоро нашлись и те, кто увидел коммерческий потенциал в юрких машинках. Заводы по производству картов стали возникать в Англии и Италии. А вскоре гонки на микро-авто стали европейским трендом.

Кононов загорелся идеей создать целый парк из картов. Вспомнились юные годы в институте. Все было гениально и просто. Конструкция карта в целом несложная: рама из трубок, двигатель с баком, откуда самотеком поступал в двигатель бензин, два колеса без подвески и кресло с простым рулевым управлением. В условиях дефицита деталей это могло стать настоящим прорывом. Карт могли легко сделать сами дети под присмотром педагога. Первый в РСФСР полноценный карт в Курске завелся зимой 1961 года. А весной 1962-го карты уже весело жужжали на стадионе «Трудовые резервы». В кружок Кононова потянулись новые ученики. Лавина интереса накрыла всю страну. Огромное количество писем стало приходить Льву Сергеевичу. Все хотели основать такой же кружок и у себя в городе. Набравшись опыта в изготовлении картов, Кононов свел все свои теоретические наработки в несколько брошюр, где описывал не только сами гоночные микроболиды, но и желательную трассу для них – это были первые наметки по строительству картодрома. Летом 1963 года организовали небывалое в нашем регионе всесоюзное соревнование по картингу. В 1964 году в Омске на чемпионате РСФСР по картингу все призовые места заняли куряне. Росла роль Кононова как главного специалиста в стране по картингу. Интерес был так велик, что картинг быстро признали официально еще одним видом спорта и даже включили в соревнования в рамках Спартакиады.
Пиком карьеры Льва Сергеевича стало назначение его тренером сборной СССР по картингу. Впереди была важная и очень интересная работа. Все шло отлично, за исключением одного момента: в Курске не было специальной гоночной трассы для занятий картингом. Кононов разработал варианты с участками разной степени сложности. В ходе кипучей работы над новым видом спорта в стране Льву Сергеевичу пришла повестка в армию. Летом 1967 года он должен был уже проходить срочную службу. Констуруктор упросил военкомат дать ему небольшую отсрочку, чтобы провести очередное соревнование. Отсрочка была дана, но сейчас кажется, что лучше бы ее не было и Кононова забрали. 25 июня на Привокзальной площади карт №1 под управлением Юсуфа Хабибулина из Красноярска заглох. Кононов устремился на трассу, чтобы убрать его с дороги и в это время карт неожиданно завелся и сбил легендарного тренера с ног. Лев Николаевич неудачно упал и ударился затылком об асфальт. С переломом основания черепа он был экстренно направлен в больницу, где умер 2 июля.
Есть события в истории нашего города, о которых больно вспоминать. Одно из них – это гибель выдающегося конструктора, талантливого педагога и настоящего патриота своей Родины и создателя российского картинга Льва Сергеевича Кононова. Важно не только хранить память об учителе, но и всячески развивать наследие. Первые такие шаги были сделаны уже в самом конце 1960-х. Началось проектирование курского картодрома, о котором так мечтал Кононов. А в 1971 году, за городом, там, где шла трасса на Москву, был построен и открыт первый картодром в нашем регионе, и один из первых в СССР.

Первые картингисты в СССР
Советские энтузиасты гоночного спорта не отставали от западных коллег. В 1950-х первые простейшие образцы машин стали появляться в Прибалтике, куда часто попадали передовые образцы западных технологий, а потом распространялись далее. Именно в советское время на территории прибалтийских республик и Калининградской области были сделаны шаги по развитию электронной промышленности. Вторая точка распространения микро-авто был Харьков. Москва вкладывала много денег в индустриальное развитие. Технический опыт опережал соседние регионы. Считается, что именно на база харьковского Дворца пионеров Виталий Енин собрал первый в стране карт. Однако первым, кто стал развивать картинг как всесоюзный вид спорта и хобби, стал именно курянин Лев Кононов. О быстром росте статуса картинга говорит и то, что уже в 1960 году были опубликованы «Правила проведения соревнований, классификация и технические требования к микроавтомобилям типа Карт» от самой Федерации автоспорта СССР. Свои первые мастера появились в столице, в Туле, Таллинне, Риге, Одессе, Тбилиси, Минске, Ленинграде, во многих других городах и, конечно же, в Курске. Неизбежно возникала потребность отточить свои навыки в соревновании с другими. На первых гонках всесоюзного масштаба в Риге, участники должны были показать свой класс на асфальтовом кольце и велотреке. Специальные картодромы тогда еще не строились. Но и в этом скоро прославился наш город.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ