Вернулся из «пропавших без вести» через 79 лет
Свежий номер: 5 сентября 2024 (5009)
тираж номера: 4092 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
3 декабря Россия  отмечает День Неизвестного солдата. И каждый из нас, потомков воинов-освободителей, должен приложить все силы, чтобы хотя бы один солдат (а сколько их в истории Великой Отечественной!) вернулся из безвестности… Вот лишь одна строка в Книге Памяти Курской области, одна судьба: красноармеец Жиронкин Алексей Григорьевич, 1925 года рождения, пропал без вести в 1943-м…

Его имя увековечено на обелиске в деревне Дмитриевке Золотухинского района, а родился воин в деревне Сухая Неполка, что относилась к сельсовету с удивительным названием Родительский. Рос мальчик крепким и трудолюбивым в святых местах близ Курской Коренной пустыни, сызмала пользовался заслуженным авторитетом среди односельчан. У его земляка, поэта Юрия Непольского, есть строки о родном крае:

«Купола церквей сияют золотом,
Вдоль дорог березки машут ветками,
И зовет к молитве старый колокол,
За парней, ушедших в бессмертие.
 
Помолитесь люди вы за воинов,
Тех, кто долг свой ратный
с честью выполнив,
В землю лег в боях за нашу Родину,
Душу отпустивши в небо синее».
                                                                                                        
Отец Алексея, Григорий Дмитриевич, нес службу в легендарной балтийской крепости Кронштадте – ныне Городе воинской славы, был очевидцем революционных событий 1917 года. Славился среди земляков знанием математики и притом ловкостью и физической силой – мог запросто стоять на одной руке. На сенокосе ему не было равных. Соответствующим образом воспитывал своих детей. В браке прожил 60 лет с супругой Марией Петровной, которая до последних своих дней верила, что найдется сын Леша, и мечтала набрать горсточку земли с его могилы. Не только верила, но и утвердительно заявляла внукам, что наступит время, когда станут известны подробности о сыне
В 1943-м, сразу после изгнания немецких оккупантов с курской земли, Алексей был призван в ряды Красной армии Золотухинским райвоенкоматом. По воспоминаниям родственников, его направили в танковую часть, которая дислоцировалась близ поселка Поныри (ожесточенные бои за эту станцию были еще впереди). В объединенной базе данных «Мемориал» министерства обороны РФ насчет красноармейца Жиронкина сообщается, что переписка с ним прервалась в октябре 1943 года, остался лишь адрес полевой почты: №05459 (в). После войны родителей Алексея навестил земляк-сослуживец и сообщил, что во время боевых действий видел того раненым. Вот и все, другими сведениями семья не располагала.

Благодаря современным информационным технологиям появилась возможность поиска и выяснения судьбы пропавшего на войне солдата. На крупном интернет-портале «Память народа» пришлось просмотреть сотни оцифрованных архивных документов с этой и похожими фамилиями

Внимание привлекла запись в алфавитной книге умерших 134-го отдельного медсанбата 28-й Невельской Краснознаменной стрелковой дивизии: красноармеец 118-й танковой бригады Жиронникин Алексей Григорьевич умер от ран 6/XI 1943 года и похоронен в братской могиле в 500 метрах юго-восточнее деревни Песица Невельского района Калининской области.
При изучении боевого пути 118-й отдельной танковой бригады подтвердилось, что она в начале 1943 года принимала участие в освобождении соловьиного края, в феврале вела бои за поселок Поныри (тогда Золотухинского района). Появилась надежда, что поиск идет в правильном направлении. Кроме того, более десятка фамилий молодых земляков, призванных Золотухинским РВК в феврале 1943-го, удалось обнаружить в списках воинов, пополнивших танко-десантную роту мотострелкового батальона 118-й ТБР. Затем эта бригада была выведена в резерв Ставки ВГК и направлена в Тульский танковый лагерь на переформирование. В середине октября бригада на трех эшелонах прибыла из Тулы в Великие Луки и после разгрузки продолжила движение к городу Невелю. В завязавшихся боях 21.10.1943 года убит автоматчик Паньков Алексей Савельевич 1923 года рождения, уроженец села Донское упомянутого района. В журнале боевых действий в тот день записано: 118-я ТБР отражала атаки противника, от артогня сгорели два танка Т-34 и один Т-70. Односельчане-сослуживцы Чевычелов Сергей Васильевич 1923 года рождения и Маньшин Василий Семенович 1911 года рождения погибли через несколько дней. Записи в упомянутом журнале этой бригады свидетельствуют об ожесточенных боях в первой декаде ноября западнее Невеля. Земляк-рядовой Кутафин Иван Павлович 1922 года рождения, проживавший на территории Новоспасского сельсовета, погиб весной 1944-го. Они захоронены в братских могилах в Невельском районе ныне Псковской области. Следует отметить, что в архивных документах военных лет нередко встречаются неточности и ошибки. Фамилия курянина Поветкина Анатолия Николаевича 1924 года рождения из села Донское, также воевавшего в 118-й ТБР, была прописана с искажением – Поветник. Он выжил, после госпиталя продолжил воевать морпехом и демобилизовался в 1947-м.
Что касается записей в вышеупомянутой книге медсанбата №134, там также присутствуют искажения в написании фамилий воинов из 28-й и 46-й стрелковых дивизий, действовавших вместе с танковой бригадой на этом участке фронта. В списке умерших и захороненных в деревне Песица с 1 по 6 ноября 1943 года упомянуты 46 фамилий воинов, в том числе пять бойцов 118-й ТБР. По неизвестной причине пять этих солдат не внесены в существующий «Именной список безвозвратных потерь личного состава 118-й отдельной танковой бригады за период с 21 октября по 30 ноября 1943 г.» и значатся пропавшими без вести. Среди них рядовой Жиронникин (Жиронкин) Алексей Григорьевич. При сопоставлении фамилий в книге медсанбата и в стрелковых полках упомянутых дивизий выявлены разночтения: сержант Данклов Дмитрий Купревич из 235 СП 28 СД (так в книге медсанбата) – это, конечно, сержант Данилов Дмитрий Куприянович; рядовой Белонин Петр Павлович из 144 СП 28 СД – на самом деле Белавин и так далее: Горлаков – Горчаков, Володченко – Володченков, Трушенко – Трушенков, Мадин – Модин. Таким образом, закрепилось сомнение касательно солдата Жиронникина (Жиронкина). Пришлось рассмотреть сотни оцифрованных архивных документов, концентрируя повышенное внимание на личном составе 118-й танковой бригады. И вот удача! На сайте «Память народа» находим размещенное извещение №203, датированное 16.12.1943-го, о младшем сержанте 118 ТБР Неволине Илье Федоровиче 1923 года рождения. Важно то, что в этом извещении указаны знакомые цифры полевой почты: 03459. Для уточнения полученного соответствия данный номер полевой почты вводим в поисковую строку этого сайта. Видим информацию с теми же цифрами о сержанте Першине Иване Семеновиче 1923 года рождения, воевавшем в 118 ТБР (полевая почта 03459 – в), что не оставляет сомнений в успешном завершении поиска пропавшего без вести на 79 лет курянина Жиронкина. Причиной затянувшейся исследовательской работы на долгие месяцы явились искажения в документах военных лет в написании его фамилии и номера полевой почты. Подробности этого поиска изложены достаточно подробно. Возможно, это поможет кому-то отыскать своего пропавшего без вести родственника и установить его судьбу.
В послевоенные годы проводились перезахоронения павших воинов. В соответствующих списках в укрупненных захоронениях Невельского района Псковской области указаны бойцы, перезахороненные из деревни Песица. К сожалению, некоторые из них учтены в разных населенных пунктах, что свидетельствует о возникших тогда сложностях в этой архинепростой работе. Сержант Данклов (Данилов) Дмитрий Купревич (Куприянович) значится похороненным в деревне Телешово – но и в деревне Лобок! Курянин – старший сержант Герасимов Иван Васильевич учтен в братских захоронениях деревень Лобок и Плисса. Капитан Цыганков Иван Михайлович увековечен на мемориале в Телешово, указан капитан Цыранков И.М. и в братском захоронении дереви Лобок. На мемориале в Телешово читаем знакомую фамилию, но опять же с искажением – Жиронин А.Д.
В настоящее время деревня Песица не существует, на ее месте растет лес. И не стоило бы провести поисковые работы в 500 метрах юго-восточнее бывшей Песицы? Ведь высока вероятность обнаружить там незарегистрированное госпитальное захоронение с известными фамилиями воинов.

!  Владимир КРУГЛОВ.
Фото предоставлено автором.



  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ