«Хоть Бог и запретил дуэли, Но к шпаге чувствую талант»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Дуэль – старинный способ выяснить отношения и разрешить противоречия, когда затронута честь одного из дуэлянтов. Как правило, она представляет собой поединок с использованием оружия (пистолетов, шпаги и других) до первой крови или смерти кого-то из участников. Дуэли овеяны романтическими преданиями и воспеты в романах как пример мужества, бесстрашия и боевого искусства. Узнаем, как родился этот вид поединка и какими правилами он регламентировался.

История
В Средние века дуэль обычно принимала форму судебного поединка, или «Божьего суда». Если суду не удавалось установить истину или найти доказательства вины, то судьбу подозреваемого вверяли небесам. Происходил бой между обвиняемым (его представителем) и представителем обвинения.
Считалось, что Бог дарует победу тому, кто прав в судебном споре. В этом случае его признавали невиновным. Если же обвиняемый проигрывал, это считалось доказательством его вины и поводом для вынесения приговора. К XIV веку эта практика сошла на нет. Одной из причин было то, что часто новые улики открывались спустя время после поединка, когда обвиняемый был, к примеру, уже казнен судом как виновный.
Типичный пример «Божьего суда» есть в романе Вальтера Скотта «Айвенго». Прекрасную Ревекку, ложно обвиненную в колдовстве, должны были сжечь на костре. Однако главный герой романа бросил вызов обвинению и суду, желая защитить девушку в честном поединке.
Также в Средние века отношения противоборствующих сторон нередко выяснялись с помощью рыцарских турниров. Бой обычно происходил на конях с использованием тяжелых копий или пешими на мечах. Оружие специально использовали затупленное, чтобы снизить риск смертельного исхода. Официально турниры были упразднены в 1559 году, когда король Франции Генрих II по роковой случайности погиб во время поединка с Монтгомери.
Дуэль в привычном формате зародилась в XIV веке в Италии, где люди использовали малейший повод для драки – возможно, сказывался знаменитый итальянский темперамент. Участниками сражения обычно были представители дворянского сословия, имевшие четкие представления о чести и готовые защищать ее с оружием в руках.
Дуэлянты уходили в тихое место, к примеру за город, и дрались оружием, которое имели при себе. Исход таких схваток часто был смертельным. Но подобная форма была все же предпочтительнее стычек, вовлекавших сразу много участников.
Затем дуэли распространились по Европе, приобретя особую популярность во Франции: там молодые дворяне хватались за оружие по любому поводу. Вспомним «Трех мушкетеров» Александра Дюма: день без поединка считался у героев чуть ли не прожитым зря.
К концу XVIII века дуэли в Европе случались все реже, зато в России, напротив, стали главным способом выяснить отношения.

Дуэльный кодекс: основные правила поединка
Правила дуэли сильно различались в зависимости от местности и эпохи. Как правило, ключевых участников было двое: обидчик и оскорбленный (тот, чья честь была задета). При этом понятие чести трактовалось очень широко и могло быть субъективным. Поводом к дуэли могло стать:

l оскорбление, нанесенное самому дуэлянту;
l оскорбление в адрес дамы;
l неосторожная шутка;
l месть за близкого человека, друга, родственника;
l неловкий жест;
l флирт супруги с другим мужчиной и так далее.

Иногда поводы к дуэлям были откровенно нелепыми и смехотворными. Но участнику все равно приходилось соглашаться на поединок, чтобы не выглядеть в глазах общества трусом. Можно опять обратиться к литературе, а именно к «Повестям Белкина» (Александр Пушкин). Герой «Выстрела» Сильвио по личным причинам отказался ответить на оскорбление и не вызвал обидчика. За это от него отвернулись почти все друзья и знакомые, сочтя его малодушным.
Были исключения. К примеру, дворянин спокойно мог не ответить на вызов, брошенный представителем низшего сословия. Более того, ответить на подобный вызов было ниже его достоинства. Также старший офицер мог проигнорировать вызов младшего по званию.
При нанесении оскорбления обиженная сторона могла тут же на месте потребовать от обидчика извинений или сразу сообщить о намерении драться. Также вызов мог быть передан обидчику письменно или через секундантов – свидетелей и посредников, сопровождающих дуэль и следящих за исполнением правил. Обычно секундантами становились друзья или доверенные лица участников.
Еще один способ вызова противника – бросить перчатку или даже ударить его перчаткой по лицу. Если человек поднимал брошенную перчатку, это означало, что он принимает вызов.
При серьезных оскорблениях обиженный получал право на определение некоторых условий поединка. Он мог выбирать:
l вид оружия;
l расстояние (при пистолетной дуэли);
l вид дуэли (до первой крови, до смерти и другие).
При нанесении легкого оскорбления эти условия (за исключением права на выбор оружия) определялись секундантами по взаимной договоренности.
Интересно! Бросить вызов могла и женщина. В этом случае от ее лица выйти на поединок мог ее близкий родственник, муж или ее спутник на момент вызова.
После вызова дуэлянты не должны были больше видеться. Вся информация о месте, встрече и порядке сражения передавалась через секундантов, которые по возможности старались мирно разрешить конфликт. При невозможности примирения противников они пытались создать условия, в которых ни одна сторона не имела бы преимущества.
Происходила дуэль обычно утром, в уединенном месте. Опоздание более чем на 15 минут не допускалось: в этом случае второй противник мог просто уехать с места поединка, а опоздавший считался обесчещенным. Если же участники прибывали вовремя и по-прежнему отказывались пойти на мировую, происходило сражение. При дуэли на пистолетах право стрелять первым получал тот, кого вызвали. Также очередность выстрела могли решать с помощью жребия.
После окончания поединка все разногласия противников считались улаженными, а честь – восстановленной. Правила хорошего тона требовали, чтобы дуэлянты, расходясь, пожали друг другу руки.

Самые знаменитые дуэли в истории
В число самых известных входит так называемая «дуэль миньонов», произошедшая в Париже в 1578 году. Описание поединка есть у Дюма в романе «Графиня де Монсоро», однако писатель сильно отклонился от исторических фактов.
На самом деле, дуэль не имела отношения к политике, а сражение происходило между миньонами короля Генриха III и «гизарами» – сторонниками герцога Гиза. В поединке участвовали шестеро (по трое с каждой стороны), и четверо из них погибли. А вот воспетый Дюма в том же романе Бюсси действительно входил в число главных дуэлянтов своего времени и погиб почти так же, как описано в произведении.
В числе выдающихся дуэлянтов XIX века был канцлер Отто фон Бисмарк. В молодости он постоянно сражался и участвовал, как считается, минимум в 27 поединках. И лишь в одном из них получил ранение.
В России в 1817 году произошла так называемая четверная дуэль (двое на двое). Поединок состоялся из-за очаровательной светской львицы и балерины Авдотьи Истоминой. Стреляться должны были камер-юнкер Александр Завадовский и штабс-ротмистр Василий Шереметев. Секундантами были писатель Александр Грибоедов и будущий декабрист Александр Якубович. Шереметев погиб, а Якубович с Грибоедовым сразились уже позднее, причем писателю прострелили палец.
Две другие знаменитые дуэли лишили Россию двух талантливых писателей и поэтов. Первая произошла между Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом в 1837 году. Александр Сергеевич вообще был одним из самых известных дуэлянтов при дворе, и его поединок с Дантесом был как минимум двадцатым в его биографии.
Вторая известная дуэль в России унесла жизнь Михаила Лермонтова в 1841-м. Обладавший непростым характером великий поэт злыми шутками вывел из себя майора Николая Мартынова и поплатился за это жизнью.
Дуэль считается прерогативой мужчин, но это мнение ошибочно.
Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того – поединки между ними были не столь редкими и по большей части намного более кровавыми и изощренными.
Раньше женские дуэли были распространены не меньше мужских. Первые упоминания о них относятся к XVI веку и вопреки устоявшимся представлениям о дуэлях происходили они вовсе не во Франции. В 1552 году в Неаполе Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла не поделили одного молодого человека. Дуэль прошла в присутствии маркиза де Васта. Обошлось без жертв, но долгое время эта история не давала неаполитанцам покоя – все же обычно мужчины дрались за внимание женщины, а не наоборот. Случай был настолько впечатляющим, что в XVII веке художник Хосе де Рибера написал по ее мотивам картину «Женская дуэль». Еще один случай произошел в Милане 27 мая 1571-го. В женский монастырь Святого Бенедикта прибыли две знатные сеньоры и попросили предоставить им комнату для совместной молитвы. Вскоре монахини сбежались на шум и увидели двух женщин, израненных кинжалами и истекающих кровью. Обе дуэлянтки умерли.
Самым легендарным почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Ссора из-за герцога Ришелье, который чуть позднее стал кардиналом, сподвигла дам вооружиться шпагами и, пригласив секунданток, отправиться в Булонский лес. Схватка закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Благодаря «красному кардиналу», в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток, поединок оставил след в истории.
Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины «дрались» по любому поводу.

Одинаковые платья, любовники, косой взгляд – лишь часть того,
что было причиной
для поединка
Жестокость, проявляемая дамами в борьбе, шокирует. Из десяти дуэлей восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях из десяти).
Это были бои без правил – в момент схватки к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки. Дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль. Дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело-раненой…
Удары старались наносить исключительно по лицу. Одна такая дуэль привела к тому, что обе женщины до конца жизни были вынуждены скрывать лица под густыми вуалями.
Россия тоже не осталась в стороне. Например, в Псковской судебной грамоте содержится такая запись за 1397 год: «Если две женщины приговором суда обязаны сойтись в поединке, то ни одна из них не может выставить вместо себя наемного бойца». Однако временем расцвета женских дуэлей в России стал период правления Екатерины II.

кстати
В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получила вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две 15-летние девочки, но, запершись в спальне Софьи, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.
К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествии времени стала Софья Фредерика.

Русские придворные дамы дрались с упоением – только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама царица.
К слову, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом стали слова «До первой крови!». А посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.
Причиной поединка мог стать спор. В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к ней приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась.
Разговор пошел на повышенных тонах, и у англичанки в пылу спора вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина.
Княгиня медленно поднялась и жестом пригласили встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и дала ей пощечину. Герцогиня, недолго думая, дала сдачи. Графиня Пушкина   опомнилась, лишь когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
Спустя время приютом женских вооруженных поединков стали закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы.
Так, в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло 17 женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот в июне 1829-го помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности.
В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы». Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок, русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а впоследствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящества – вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность.
К началу XX века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. В наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок. Но изящества в современных поединках, увы, уже нет.

Было бы слишком скучно, если бы женщины дрались только из-за мужчин. Например, в Великобритании дамы однажды не поделили наряд. В 1612 году на балу у графа Сассекского леди Рокфорд наяву увидела один из самых страшных кошмаров любой женщины – даму в таком же платье. К тому же он шел сопернице больше. Когда же граф пригласил «злодейку» леди Эстер Рейли на менуэт, это стало последней каплей. Поскольку леди Рокфорд не владела шпагой, то оружием был выбран яд. Дамы прибыли на постоялый двор в 20 милях от Лондона и заказали комнату. Решение было довольно изящным – в двух бокалах было вино, но одно из них – отравленное. Все могло бы закончиться трагедией, если бы не то обстоятельство, что давно хранившийся яд утратил свои свойства. Леди Эстер отделалась в итоге лишь сильнейшим расстройством желудка.

Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д’Агу, возлюбленная композитора, приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его, лишь когда женщины угомонились.
Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.

КСТАТИ
Француженка Жюли д’Обиньи, известная как мадемуазель Мопен, умела постоять за себя, ходила в мужском костюме и была фигуранткой множества любовных приключений.Однако при случае хваталась за шпагу: на ее счету – не менее десяти убитых или смертельно раненных мужчин. При этом Мопен была известной оперной дивой и блистала на сцене парижской Гранд-опера. Но многие знали: с ней шутки плохи. Одни говорят, что фехтовать ее учил отец, другие – что любовник, бывший учителем фехтования.

Фото сtopdialog.ru.
Фото с ucarecdn.com.
!  По материалам  disgustingmen.com, kulturologia.ru,  masterok.livejournal.com.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ