В жизни каждого человека есть периоды, которые психологи называют переходными. Если брать школьные годы, то с 1-го класса по 11-й таких периодов три. Об их особенностях и снятии тревожности во время каждого рассказала педагог-психолог школы №59 Татьяна Гришаева.
Начальная школа. В этот период у детей бывают проблемы с поведением, учебным процессом, дефицит памяти и внимания. Занятия психолога с этой категорией направлены на развитие их психических процессов. Но самое главное – помочь детям привыкнуть к режиму, новому статусу школьника.
– Что можно, а что нельзя, как должно быть и что неправильно. Эти понятия ставят малышей в тупик. И мы помогаем им адаптироваться к новым нормам и правилам. В любом случае для них это стресс, – рассказала Татьяна Гришаева.
У одних переходный период длится месяц, у других – полгода, у третьих может растянуться и на весь первый учебный год.
Конечно, у психологов есть ряд эффективных методик, которые помогут включиться в школьную жизнь. Но и родителям нужно действовать. Например, поддержать в ребенке его стремление стать школьником, показать заинтересованность в его ученических делах и заботах, хвалить за первые, но такие значимые для него достижения. Еще очень важно составить вместе с первоклассником распорядок дня и следить за его соблюдением.
– Если что-то беспокоит в поведении вашего сына или дочки, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу – вам всегда помогут, – посоветовала Татьяна Гришаева.
Уже не маленькие
Именно так оценивают себя дети, переходящие из начальной школы в старшее звено. Этот период психологи считают одним из самых сложных. Дети привыкли к определенным порядкам начальной школы. Теперь же им нужно время для того, чтобы приспособиться к новому ритму жизни.
Предметы ведут разные преподаватели, а ведь у каждого – свои требования, стиль работы с детьми. К тому же в это время начинают происходить физиологические изменения в организме детей. Все в совокупности сказывается на успеваемости. Поэтому отличники могут стать троечниками, а те, кто учился удовлетворительно, наоборот, получать только «пятерки».
Психологи советуют родителям попробовать воодушевить ребенка собственным примером, рассказывая о своих школьных годах.
– Нужно больше разговаривать о событиях, которые происходили во время учебного дня, спрашивайте об одноклассниках и педагогах. Надо стараться искать любые возможности для того, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, дома. Он должен чувствовать себя полезным и значимым, – отметила педагог-психолог.
И еще очень важна атмосфера. Дома всегда должно быть комфортно, спокойно и уютно. Стрессов вашим детям хватает и за пределами семейного гнездышка.
Мы взрослые уже!
9-11-й классы – подготовка к экзаменам, выбор будущей профессии. Это период осознания себя как личности.
Однако, чтобы попасть в эту взрослую жизнь, еще нужно потрудиться и сдать экзамены. А до этого выбрать предметы, которые пригодятся для поступления в желаемое учебное заведение.
Татьяна Гришаева – сама мама выпускницы, которая в этом году заканчивает 11-й классов, поэтому советует подходить к этому вопросу заранее.
– Начинать правильно ориентировать ребенка нужно в 9-м классе. Уже стоит определиться с предметами, в соответствии с тем, к чему у ребенка лежит душа, и понемногу готовиться. 11-й класс – это уже завершающий этап закрепления полученных знаний в 9-м и 10-м, – продолжила педагог-психолог.
А если ребенок даже при помощи родителей не может определиться с профессией?
– Для этого существуют профориентационные мероприятия. У нас – много методик, в том числе и в электронном виде. Можно пройти тест и получить рекомендации, – рассказала Татьяна Николаевна.
Школа сотрудничает с вузами и ссузами города, ученики посещают дни открытых дверей, которые помогают с выбором будущей специальности.
К ЕГЭ готов?
И вот предметы выбраны, занятия с репетиторами остались позади, а впереди – ЕГЭ.
– Советую всем школьникам прежде всего осознать, что единый госэкзамен – это лишь одно из жизненных испытаний. Одно из многих, которое никак не повлияет на любовь к вам ваших родителей, – посоветовала Татьяна Гришаева.
Как снизить уровень тревожности? В этом помогают тренинги, которые направлены на мобилизацию внутренних резервов, снижение уровня тревожности и повышения стрессоустойчивости. Также это могут быть арт-терапия, музыкотерапия.
– Внутренние резервы небезграничны, поэтому психологическая разгрузка просто необходима. Дома это могут быть совместная деятельность детей и родителей, прогулки по парку или просмотр фильма, – продолжила Татьяна Николаевна.
При этом важно соблюдать режим дня. Нужно разделить его на три части: первая – подготовка к экзаменам, вторая – занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, походы в кинотеатр, третья – сон не менее 8 часов.
Главный совет родителям – работайте над собственной тревожностью, чтобы беспокойство не передавалось ребенку. Все будет хорошо: дети сдадут экзамены, приобретут специальность и будут радовать новыми успехами!
Фото Влада МАЛЫШКО.
- Комментарии
Загрузка комментариев...