Белорусские каникулы
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Сезон путешествий известинцев первой в этом году открыла замглавного редактора газеты Ирина ЛЕГКОПЫТЦЕВА. Выбор пал на Беларусь: не нужен загранпаспорт, хорошее транспортное сообщение, доступные цены.

Подготовка

Двум девушкам предстояло на машине доехать из Курска до Минска, оттуда – в Брест с заездом в знаменитые белорусские замки, затем – в Гомель, а уже оттуда вернуться домой. Первым делом купили в страховой компании зеленую карту – по сути аналог российского ОСАГО, но имеющий международный статус. Ее можно оформить и в приграничье – вдоль дорог расположены специальные «офисы», в которых предлагают такую услугу.

Бак автомобиля лучше по максимуму заправить на территории РФ. В Беларуси бензин дороже, хоть и цены на него фиксированные на всех АЗС.

Российские рубли на белорусские решили не менять – у соседей практически везде принимают карты МИР любых банков. Наличные средства потребовались нам всего пару раз за недельную поездку: чтобы оплатить общественный туалет (в Беларуси они практически везде платные) и для приобретения сувениров в Брестской крепости. Даже чаевые в кафе можно оставить по карте.

Сим-карту решили купить местную. Наш оператор предлагал драконовские условия: 1 гигабайт интернета за 450 рублей в сутки. В такую же сумму обошлась белорусская симка с безлимитным интернетом на месяц и возможностью его раздачи. Ее мы покупали в Минске – точек продажи услуг связи здесь полно.

Гостиницы бронировали заранее. Предоплата не требовалась, нужно было лишь заранее предупредить о позднем заселении, если оно предполагалось.

Монументальная столица

От Курска до Минска по трассе – более 800 километров. Пейзажи вдоль дороги напоминают брянские – леса сменяются полями и лугами. За скоростным режимом автомобилистов «следят» камеры, допустимое превышение – +9 километров в час, а не 19, как у нас.

Выехав из Курска рано утром, до столицы Беларуси добрались ближе к вечеру. Закинув вещи в гостиницу, отправились изучать окрестности. Рядом оказались «тусовочные» улицы Зыбицкая, Революционная, Комсомольская. Здесь – наибольшая концентрация кафе и баров.

Забегая вперед, скажу, что гастрономическая часть нашего путешествия строилась вокруг местной кухни. Драники ели каждый день. Кроме того, нам повезло, что в период поездки в некоторых городах Беларуси проходил гастрономический фестиваль. Местные заведения предлагали свои лучшие сеты по фиксированной цене.

Главная улица города – проспект Независимости. Он очень длинный, на нем расположено множество исторических зданий. В Великую Отечественную войну столица была значительно разрушена. Многие здания в центре были построены уже после 1940-х.

Из дореволюционных построек можно выделить в основном храмы и костелы. Историческую часть города составляет Троицкое предместье – частично сохранившаяся до наших дней планировка была утверждена Александром I. Сейчас это жилые дома, офисы, кафе.

Но в остальном Минск – советский город. Монументальность – так можно охарактеризовать белорусскую столицу. Высокие здания с колоннами и лепниной, внутри – массивные люстры и барельефы с изображением тружеников. В некоторых общественных местах этот стиль с успехом обыгрывается. Например, в столовой универсама «Центральный» сохранен интерьер советских времен.

Но стоит немного свернуть с центральных улиц, и вот ты уже в окружении индустриальных зданий, украшенных граффити. Появление масштабных изображений на стенах в свое время началось с фестиваля. Атмосферу создают и многочисленные кафе в бывших производственных помещениях. На улицу Октябрьскую точно стоит зайти за оригинальными снимками и авторским кофе.

Минск – зеленый город. Здесь много больших парков и маленьких скверов, украшением белорусской столицы является река Свислочь. Чистым и опрятным город делают местные жители. Пока мы находились в Минске, его улицы бесконечно мели, мыли и красили. К порядку, в том числе в вопросе сортировки мусора, минчан призывает многочисленная социальная реклама.

В принципе основные достопримечательности Минска можно обойти пешком. Но мы иногда ленились и спускались в метро. Стоимость поездки – 26 наших рублей, дети до 18 лет вообще пользуются этим видом транспорта бесплатно, чего б не прокатиться?

Обязательно к посещению

Когда мы интересовались, что посмотреть в Беларуси, все, кто там бывал, в один голос советовали два замка – Несвиж и Мир. Оба находятся совсем недалеко от Минска, поэтому было принято решение заехать в них по пути в Брест.

В Мирском замке нас ждал сюрприз: театрализованное представление шотландской пехоты горцев. В само здание решили не заходить – вход в музей платный. Прогулялись по замковому комплексу XVI-XX веков, включенному в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несвиж, как и Мир, в свое время принадлежал богатейшему в Великом княжестве Литовском роду Радзивиллов. Вход на территорию дворцово-паркового ансамбля XVI-XIX веков платный. Этот замок мы решили осмотреть изнутри и не пожалели. Разные по стилю и убранству залы, портреты и бюсты представителей древнего рода сопровождаются табличками с описаниями, поэтому в принципе можно обойтись без экскурсовода. И все же одну историю о Радзивиллах мы откровенно подслушали. Литовский король Сигизмунд Второй не смог смириться со смертью любимой жены и вызвал ее дух, после чего правитель окончательно потерял рассудок, а в Несвиже периодически стали видеть призрак Черной дамы (или Черной панны). Памятник Барбаре Радзивилл можно увидеть в парке, примыкающем к замку.

«Я умираю, но не сдаюсь…»

Брест знаменит в первую очередь своей крепостью. Хотя от самой твердыни после Великой Отечественной войны осталось немногое: руины стен, некоторые здания и ворота. Мемориал расположен на Центральном острове Брестской крепости – Цитадели и в восточной части Кобринского укрепления. Его территория – 70 гектаров. Памятные сооружения – монументы «Мужество» и «Жажда», «Штык- обелиск». На территории Цитадели покоятся защитники крепости: гарнизон принял первые удары захватчиков 22 июня 1941 года и более месяца держал оборону в полном окружении. Нередко жертвами обстрелов становились жены и дети воинов. Подробнее о героическом сопротивлении можно узнать в музее обороны крепости. Мы брали аудиогид и получили исчерпывающую информацию об истории этого места.

Одним из первых экспонатов музея был комсомольский билет лейтенанта Алексея Наганова, найденный в 1949 году во время разборки завалов у Тереспольских ворот

Впрочем, Брест – это не только крепость. Здесь можно прогуляться по пешеходной улице и посмотреть, как каждый вечер делает свою работу фонарщик. Одетый в форму петровских времен, он поднимается по лестнице и вручную зажигает и гасит керосиновую лампу. И так с каждым из 17 фонарей на улице Советской. Фонарщика уже ждут: чтобы сфотографировать и подержаться за пуговицу на его форме для исполнения желания.

Фонари вообще стали «фишкой» Бреста. Здесь их целая аллея. На улице Гоголя есть кованые фонари, посвященные не только произведениям Николая Васильевича. Затраты на изготовление взяли на себя инвесторы, и новые арт-объекты рассказывают о деятельности профинансировавших их создание предприятий. Здесь есть фонарь-швейная машинка, печка с накрытым столом, ткацкий станок и другие.

Из новых туристических достопримечательностей можно отметить зимний сад, расположенный на территории Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. Нам не повезло: в те дни, что мы находились в городе, в оранжерее были выходные.

Зато хорошая погода позволила полюбоваться прекрасными храмами и   костелами, монументальным железнодорожным вокзалом, прогуляться по набережной реки Мухавец и улице Леваневского с ее архитектурной концепцией город-сад.

Второй по величине

Гомель расположен менее чем в 400 километрах от Курска, а потому сюда часто ездят за недорогими и качественными белорусскими товарами. Здесь есть на что посмотреть. Главная достопримечательность Гомеля – дворцово-парковый ансамбль, протянувшийся на 800 метров вдоль берега реки Сож. Центральный объект – дворец Румянцевых и Паскевичей (XVIII-XIX вв.). Также туристов наверняка заинтересуют собор и часовня-усыпальница. Площадь самого парка – 34 гектара. Здесь можно прогуляться в тени растений и покормить уточек и лебедей.

На гербе Гомеля изображена рысь. Фигура этого животного является частью бронзовой скульптурной композиции, расположенной на Киевском спуске Гомельского парка. Она изображает человека, стоящего в лодке, рядом с которым сидит рысь. Скульптура символизирует первого гомельчанина, приплывшего в эти места.

Часть парка отдана под аттракционы. Довелось прокатиться на местном колесе обозрения: довольно скромное, даже если сравнивать с тем, что стояло в нашем Первомайском парке. Летом отдыхающие наверняка оценят и пляж, расположенный на противоположном берегу реки.

В целом архитектура Гомеля чем-то похожа на Курск. И в главной улице Советской легко различимы черты нашей улицы Ленина. При этом Гомель – второй по величине город республики.

Завершилось наше путешествие на Центральном рынке. Здесь прикупили местных конфет, колбасных изделий и сыров, текстильную продукцию. Везде – очереди. При всех возможностях импорта белорусы любят местные товары за соотношение цена-качество.

Что привезти из Беларуси

Льняные изделия. Есть целые магазины с одеждой и домашним текстилем из льна. В качестве сувенира подойдет и небольшое кухонное полотенце.

Носки. Мы брали «Брестские». Есть также целые магазины с большим ассортиментом.

Сладости. Местные кондитерские фабрики с богатой историей – «Коммунарка», «Спартак», «Красный пищевик».

Открытки. Замечательные иллюстрации местных авторов представлены как в книжных магазинах, так и на почте. На последней открытки обойдутся в копейки (в переносном и прямом смысле, если говорим о местной валюте).

«Дефицит». В Беларуси представлены товары, которые в России из-за санкций можно найти разве что в интернете. Примерить «Зару», пощупать «Бершку» – за этим также приезжают к соседям наши туристы.

Главная ценность Беларуси – люди. Приветливые, внимательные – так можно охарактеризовать местных жителей. Везде нас встречали улыбкой, придерживали дверь, если требовалось, водители терпеливо уступали дорогу.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ