Служба по наследству
Свежий номер: 31 июля 2025 (5103)
тираж номера: 3474 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+

Капитан 3-го ранга запаса Виталий Сафронков считает службу в подводных силах Военно-морского флота самой мужской работой. Интерес к профессии под названием «Родину защищать» курянин привил сыну и внуку. Андрей и Михаил пока не определились, кем станут после окончания военно-морских образовательных учреждений, но есть большая вероятность, что Виталием Эдуардовичем заложена основа династии подводников.

Мечта детства

В службе в ВМФ шел по стопам дяди – Олега Борисовича Голеусова, капитана 1-го ранга, служившего в том числе на надводных ракетных кораблях с 1959 по 1988 годы, а в 1962-1963-е выполнявшего интернациональный долг на Кубе (Карибский кризис), – рассказал Виталий Сафронков.

Родился в Курске в 1966 году. Учился в школе №33, в 1983-м поступил в Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола в Ленинграде, которое окончил с отличием в 1988-м. С 1988 по 1999 годы служил на ракетных подводных крейсерах стратегического назначения проекта 667 БДР на Северном флоте.

Оканчивал штурманский факультет военно-морского училища и долгое время служил в БЧ-1 на должностях от инженера электронавигационной группы до командира штурманской боевой части, обеспечивая с требуемой точностью судовождение и выдачу координатов в комплекс ракетного вооружения. В задачи штурманской боевой части входят также выбор курсов для безопасного расхождения с иными кораблями и судами, разными навигационными опасностями, обслуживание и правильная эксплуатация технических средств кораблевождения, и прежде всего – навигационного комплекса. За каждым матросом, мичманом и офицером закреплено свое заведование – часть технических средств и оборудование, все должно быть исправно, – рассказал моряк-подводник.

Виталий Сафронков участвовал в шести боевых службах (автономках) продолжительностью от 60 до 90 суток, часто бывал в море на коротких выходах – от недели до трех – для решения различных учебно-боевых задач.

Три боевые службы прошли подо льдами Северного ледовитого океана, доводилось всплывать в 50 километрах от Северного полюса и проплывать под айсбергами с высотой льда более 150 метров, – вспоминает он.

В 1999 году Виталий Эдуардович был уволен в запас в должности помощника командира ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-487 – корабль был выведен из боевого состава ВМФ, экипаж сокращен.

Каждый выход в море уникален

Наш герой отметил, что современные подводные лодки – чрезвычайно сложный комплекс самых совершенных технологий. Длина его корабля составляла около 150 метров, высота – как четырехэтажный дом, максимальная скорость под водой – 25 узлов (более 45 километров в час).

Во многом труд подводников сравним с трудом космонавтов, но только если на космическом корабле находятся 3-4 человека, то на современных подводных лодках экипаж может составлять около 150. И от правильных действий каждого члена экипажа зависят не только выполнение поставленной учебно-боевой задачи, но и в целом жизнь и здоровье людей на борту, а то и во всем мире. К тому же Мировой океан до сих пор изучен гораздо хуже, чем ближний космос: в целом более 90% океана неведомо человечеству – в подводных походах, особенно в закрытых вечными льдами приполюсных районах, приходилось прокладывать путь корабля на совершено чистых, как белый лист бумаги, картах, встречались также неизвестные ранее глубины и возвышенности на морском дне, и течения, – рассказал курянин.

Как рассказал Виталий Сафронков, каждый выход в море уникален по-своему. Подготовка к боевой службе в обязательном порядке включает практическую отработку разных учебно-боевых задач, например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, и если все эти задачи выполнены, то лодка уходит на боевую службу. Она длится по-разному: самая короткая – 50 суток, самая длинная – 90.

Повод для гордости

Теперь уже и сам Виталий Сафронков стал примером для подражания. Сын Андрей был с отцом на встречах с товарищами, сослуживцами, военными моряками, они даже ездили вместе в город Гаджиево Мурманской области, где базируются стратегические подводные лодки и где служил Виталий Эдуардович, посещали ракетный подводный крейсер стратегического назначения.

Возможно, это его имя (святой Андрей является покровителем всех моряков) и флаг ВМФ России – Андреевский – сыграли свою роль при выборе им жизненного пути. Сын успешно окончил Мурманский филиал Нахимовского военно-морского училища, где учился с 7-го по 11-й классы. Был на практике в морской пехоте Северного флота, посещал боевые корабли и подводные лодки, стрелял из разных видов оружия и успешно занимался в секции робототехники, а также спортом – атлетикой. Сейчас он – курсант Военно-морского политехнического института в Санкт-Петербурге, и что-то подсказывает мне, что по его окончании, как и я, будет офицером-подводником. Мой сын – настоящий мужчина, уверен, что он достойно продолжит это дело – Родину защищать. Горжусь им, – сказал Виталий Эдуардович.

Как-то получилось, что тема подводной службы не оставила равнодушным и его внука – Михаила Резникова, ученика 4-го класса лицея №21. Парень прошел медкомиссию для поступления в 5-й класс Нахимовского военно-морского училища, собирает необходимые документы и активно готовится к экзаменам.

Уверен, что и у него получится все задуманное. Загадка для меня, кем же он станет по окончании высшего военно-учебного заведения, но по некоторым косвенным признакам догадываюсь. В прошлом году Михаил самостоятельно разработал и защитил на обсуждении в своей школе учебный проект по истории развития, классификации и применении в Российской империи, Советском Союзе и в настоящее время в Российской Федерации подводных лодок, – делится Виталий Сафронков.

Сейчас Виталий Эдуардович работает начальником центра государственной инспекции по маломерным судам главного управления МЧС России по Курской области.

Все приобретенные на военно-морской службе навыки и знания помогали и помогают в гражданской жизни. То, что вошло в кровь и образ жизни, начиная с военно-морского училища, – это навсегда. Служить в подводных силах Военно-морского флота – самая мужская работа. Никому не отдам секунды из времени службы, никогда не жалел о том, что был подводником. Есть чем гордиться на пенсии, – уверен наш герой.

Случай на корме

В день моего рождения, в июне 1996 года, мне случилось всплывать во льдах в желобе Франц-Виктория, в Северном ледовитом океане. Несколько часов мы были в надводном положении, выполняя специальные задачи. Была прекрасная погода, легкий морозец – не ниже 15 градусов, почти не было ветра. К борту нашего корабля пришли белые медведи – медведица с медвежонком, по льду зашли на корму и вальяжно разлеглись на черной резине – обшивке корпуса, греясь на солнышке. Потом пообедали остатками продуктов, что мы им насыпали на лед в безопасном месте, наверняка поблагодарили нас за это и пошли себе дальше, – вспоминает курянин.

«Поцелуй кувалды»

Несомненно, у моряков, особенно подводников, есть выработанные годами обычаи и традиции. При спуске подводного корабля на воду после окончания его строительства обязательно разбивается о его носовую оконечность бутылка шампанского. Когда отдыхающая боевая смена помогает кокам лепить пельмени для всего экипажа, в один из них кладут монетку или вместо мяса заворачивается изрядное количество черного перца – на удачу.

Также, когда моряк на подводной лодке выходит первый раз в море, он должен пройти обряд посвящения в подводники: ему дают выпить морской забортной воды (около литра). Тогда же ему вручают свидетельство, что моряк стал подводником. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: ее подвешивают к потолку и, когда кувалда раскачивается, подводник должен изловчиться и ее поцеловать.

Режим работы – круглосуточный

Интересно было узнать и о быте подводников. Виталий Сафронков рассказал, что перед выходом в море несколько суток, а то и недель происходит погрузка на борт корабля продуктов питания, ГСМ, иного необходимого имущества. В этом участвует весь экипаж – офицеры, матросы, мичманы. Принимается и питьевая вода в соответствующие цистерны. Кроме того, на борту есть установки для опреснения морской воды и очистки воздуха.

Экипаж подлодки круглосуточно несет вахту в три смены по четыре часа. Каждая завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий – учений, тренировок, праздников, соревнований. Из развлечений на лодке – турниры по шахматам и домино.

Еще подводникам кино показывают. Когда не было планшетов и компьютеров, в кают-компании стоял пленочный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии, – вспоминает герой.

Подводник все время занят: восемь часов проводит на вахте, остальное время – на занятиях и учениях. Каждый день примерно в 15 часов начинается «малая приборка». Все идут приводить в порядок вверенный участок. У кого-то это пульт управления, у кого-то – гальюн (уборная). Раз в неделю, по субботам, «большая приборка», в которой участвует весь экипаж, и длится она полдня.

Что касается пищи, то за день кок (повар) на подводной лодке должен не только 12 раз приготовить еду на 140 голодных моряков, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть ее.

Подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мед, варенье. На обед или ужин обязательно красная икра и осетровые рыбы. Каждый день подводнику положены небольшая шоколадка и вобла (сушеная рыба), 100 граммов сухого красного вина – для улучшения пищеварения, – рассказал Виталий Сафронков.

Фото из архива героя публикации.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...