Потребитель
Свежий номер: 6 марта 2025 (5060)
тираж номера: 3733 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Всемирный день защиты прав потребителей ежегодно отмечается 15 марта. В преддверии даты корреспондент «ГИ» побеседовал с председателем комитета экономического развития администрации города Анной ЗАКОВЫРИНОЙ о нововведениях законодательства в сфере товаров и услуг, а также проблемах, с которыми сталкиваются курские потребители.

Книга отзывов не для всех?
– С 1 января 2021 года вступили в силу правила продажи товаров по договору розничной купли – продажи, утвержденные постановлением правительства РФ от 31.12.2020 (далее – правила). В соответствии с ними магазины теперь не обязаны иметь книгу отзывов и предложений. Что касается предприятий общественного питания, то в них такая книга по-прежнему должна быть, – пояснила Анна Константиновна.
Это не единственное изменение. В соответствии с теми же правилами, покупателям официально разрешено производить фотосъемку. Там сказано, что «не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара». То есть любой потребитель вправе зафиксировать, например, на камеру мобильного телефона нарушения, с которыми столкнулся на предприятии торговли или общественного питания.
По правилам купленный дистанционно товар может получить как тот, кто его непосредственно заказал, так и любой другой человек, который сообщит курьеру номер заказа или как-то иначе подтвердит его оформление. То есть родственникам и другим лицам, совместно проживающим с потребителем, не нужно теперь предъявлять доставщику доверенность либо паспорт.

На что жалуются куряне
За 2021 год в комитет экономического развития администрации города поступило 300 обращений потребителей по вопросам, связанным с правонарушениями, возникающими между покупателями и продавцами (изготовителями, исполнителями) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Из них с устными жалобами на личном приеме обратились 282 потребителя, с письменными заявлениями – 18. Также разъяснительная работа велась через горячую линию, СМИ. Комитет оказывает и практическую помощь – по порядку составления и предъявления письменных претензий.

48 претензий составлено в ходе досудебных разбирательств. В порядке компенсации убытков населению добровольно вернули 178,1 тысячи рублей. Также потребителям помогли в составлении трех исковых заявлений от их имени в защиту их прав

По вопросам защиты прав потребителей можно звонить в рабочее время по телефону 70-54-84

В рамках празднования Всемирного дня защиты прав потребителей региональное управление Роспотребнадзора и консультационный центр Центра гигиены и эпидемиологии в Курской области проводят горячую линию. До 25 марта в рабочие дни с 10.00 до 17.00 (перерыв – с 13.00 до 14.00) можно получить ответы на вопросы о потребительском законодательстве. Управление Роспотребнадзора – 58-71-86, 54-59-46, 54-59-47; консультационный центр – 22-33-01, 51-26-34, 8(910)270-17-10.

Вопрос-ответ
На вопросы курян отвечают специалисты комитета экономического развития администрации города
? – Возможно ли вернуть товар, если выросла цена? К примеру, при покупке он стоил меньше, а когда в нем выявились дефекты, цена на него заметно увеличилась. В каком размере покупателю должны вернуть денежные средства, например, за телефон?
– В данной ситуации закон РФ «О защите прав потребителей», а именно статья 24 «Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества», защищает потребителя. В соответствии с пунктом 4 покупатель вправе требовать возмещения разницы между стоимостью товара, установленной договором (то есть ценой, по которой он был приобретен), и стоимостью соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или вынесения судом решения.

? – Друзья подарили нашему ребенку электронную игрушку. Чек и документы к покупке прилагались. Спустя некоторое время она сломалась, но гарантийный срок еще не истек. Можем ли мы обратиться с претензией к продавцу?
– В законе РФ «О защите прав потребителей» есть определение, кто такой потребитель. Это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Вы являетесь потребителем, использующим товар, соответственно имеете право обратиться к продавцу с заявлением о ремонте товара, его замене или возврате денежных средств.
? – Заказал двери. Когда их привезли, оказалось, что цвет и размер не тот, который хотел. В магазине пояснили, что этот товар больше не поставляется, так как расторгнут контракт с заводом-изготовителем. Кто не прав в такой ситуации?
– Продавец обязан передать вам товар, который полностью соответствует образцу, и информации, предоставленной при заключении договора, а также информации, доведенной до вашего сведения при передаче. Если вам доставили покупку, не соответствующую условиям договора, вы должны в течение 20 дней после ее получения сообщить продавцу об этих нарушениях. При отсутствии товара, соответствующего условиям заключенного договора, вы вправе обратиться с письменным заявлением к продавцу с требованием о расторжении договора и возврате денежных средств.

? – Купила в магазине линолеум на метраж для ремонта кухни и коридора. Однако после работ решила сделать другое покрытие в одном из помещений. Можно ли вернуть оставшиеся метры в магазин?
– Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату документ. Отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. При этом в соответствии с постановлением правительства РФ от 31.12.2020 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Согласно пункту 4 к ним относятся строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия) и другие товары, цена которых определяется за единицу длины. Поэтому в вашем случае вернуть линолеум не удастся.

? – В ювелирном магазине купила дочке кольцо на 18-летие. Однако во время примерки оно не подошло по размеру. Хотела обменять, но в магазине сказали, что ювелирные изделия не подлежат обмену. Как мне быть?
– Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней входят в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену.

? – Поясните, подарочный сертификат на покупку косметики в крупной сети, полученный в качестве презента, можно вернуть и обналичить?
– В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязан передать покупателю товар. Сертификат является предоплатой за товар, который ему еще не передан, следовательно, договор купли-продажи еще не заключен. В связи с этим можете потребовать стоимость сертификата, ссылаясь, например на то, что в наличии нет необходимого товара.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...