Рожденная в Год Тигра
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Не так давно юбилей отметила актриса Курского государственного драматического театра имени Пушкина, заслуженная артистка России Инна Кузьменко.
    
…В тот вечер после спектакля, когда чествовали актрису, Инна Кузьменко взяла микрофон, посмотрела на Юрия Бурэ и сказала: «Мы — Тигры. Осторожно!» Зал замер… Что же скрывалось за этой фразой?
Она родилась в Читинской области. Отец будущей актрисы служил на границе. С одной стороны — Сибирь, с другой — Китай, посередине — Амур. Холодный, мощный — в этой дальневосточной экзотике девочка росла до десяти лет. О Дальнем Востоке осталось много детских воспоминаний:
— Мне было шесть лет, брату — три. Жара невозможная! Мы сидим на берегу, играем на камушках. И вдруг брат зашел в воду. Как я прыгнула — до сих пор не помню. Схватила его! Он испугался, но воды нахлебаться не успел. Я не могу добраться до берега, течением сносит… Когда почувствовала, что вода мне по щиколотку, отпустила братика. Смотрю, бабушка бежит с прутом в руках. Я говорю: «Бабушка, не трогай его!» Сейчас, через много лет, он спрашивает: «Сестра, как ты меня спасла?» А я и сама не знаю… Секунда, и все — его бы унесло. Это Амур!
А вот одно из военных воспоминаний: заставу бомбили 8 мая 1945 года.
— Налетели внезапно. Наш дом (старинный, где родились дед, все мои дядья, моя мама) стоял на самом берегу Амура. Артиллерия помогла… А на следующий день, 9 мая, по радио Левитан: «Говорит Москва!..»
Запомнился и переезд в Кемерово: сначала по Амуру на катере, потом — шесть суток на поезде по знаменитой Транссибирской магистрали.
Инна Кузьменко окончила театральную студию при телевидении в Томске.
— С подругой поехала поступать в Курский пединститут, на вступительных экзаменах «срезалась» на открытиях Беллинсгаузена.
На семейном совете решили: Инна будет поступать в Томский университет, но, оказавшись рядом с Томским топографическим техникумом, девушка решила поступать туда, остановив свой выбор на отделении топографии: быть геологом, семь месяцев в году — в поле с палаткой, это так интересно! Да и стипендия немаленькая. Но… первокурсница-топограф Инна увидела объявление о наборе в театральную студию.
— Я и пришла. Народу!.. Записалась — 160-й. В студии увидела народных, заслуженных артистов, режиссеров! Потом узнала, что они были репрессированы, в 1956 году их освободили, но дальше Томска и Ижевска выезжать не разрешили. Не помню, что читала — что-то из Пушкина. Юлия Александровна, режиссер из Театра Революции, сказала: «На второй тур проходите…»
Через год студийцы поставили спектакль «Фабричная девчонка» по пьесе Александра Володина:
— Прихожу домой, телевизор включаю, смотрю — наш дипломный спектакль. Я себя увидела и совершенно не узнала. Вдруг — звонок на студию телевидения, главный режиссер Красноярского театра Юрий Соколик говорит: «А можно мне увидеть Инну Кузьменко?» И пригласил меня на работу.
Потом молодую актрису позвали в другой театр — в закрытый город Канск. Затем еще один поворот судьбы. Приходит телеграмма от главного режиссера Томского театра Ильи Колтынюка.
— Приехала в Томск. Режиссер — большой, как лев: огромные глаза, грива волос: «Я видел вас в „Фабричной девчонке“. Мне не нужны никакие характеристики, я вас приглашаю, будем работать». И понеслось… Мы занимались балетом, вокалом. Илья Борисович сделал со мной совершенное чудо! — говорит Инна Петровна. — У меня не было амбиций, была бы я топографом. Но театр… Жизнь — как бурная река!
Актриса верит в свою судьбу и всегда слушается знаков, которые та ей посылает. Так, было и с мужем — будущим главным художником Курского драмтеатра, заслуженным деятелем искусств России Вилленом Нестеровым.
— В Томск приехал очень красивый, высокий, молодой художник, — говорит Инна Петровна. — Я и внимания не обратила, а потом мне рассказали: он столько театров менял, все искал — такой мятежный! Жена его бросила… И вот он подошел ко мне, за руку взял и говорит: «А хочешь, я покажу тебе мои эскизы?» И как-то все на шутках-прибаутках, закрутилось…
Позже работала Инна Кузьменко, теперь уже с Вилленом Нестеровым, в Пензе. Там у молодой пары родилась девочка, но прожила она совсем чуть-чуть. Пережив горе, супруги решили навсегда уехать из этого города. Выбор пал на Мурманск. Все уже было договорено, и вдруг…
— Ночью раздается звонок. Открываем дверь, стоит красавец-джигит… башкир. Весь такой хрустящий, чистый — крахмальная рубаха, кожаный плащ — тогда вообще такого не было! Говорит: «Нестеров Виллен тут живет? А вы — Инна Петровна? Значит, можно войти?» Это был главный режиссер Государственного академического русского театра в Уфе. Пригласил Нестерова главным художником.
— Какой Мурманск? — говорит он. — Там рыба, а у нас — мед! У нас — степи! У нас воздух какой — это же Башкирия!
В театре оказалась очень хорошая труппа. В Уфе родилась и дочь Маша, ныне она актриса нашего театра Мария Нестерова.
Потом была Вологда, знакомство со многими интересными людьми. Писатели Виктор Астафьев и Василий Белов стали друзьями семьи. А вот еще одна деталь, которая сегодня может оказаться ценной идеей: в Вологодском театре была специальная детская комната с прибитым к полу ковром — чтобы какой-нибудь ребенок не запнулся. Кто был свободен, смотрел за детьми. Спектакль отыграли — можно забирать. Вот такое простое решение проблемы детских садов…
Из старинной Вологды с ее удивительным воздухом, живописными монастырями и ядреной клюквой уехала семья Нестеровых в 1979 году: пришла телеграмма от режиссера Владимира Бортко, который только что принял Курский театр. Здесь тоже не было главного художника.
— Встретили Белова в телогрейке, с топором за поясом — дачу строил, — продолжает Инна Петровна. — «Куда вы едете?» — «В Курск». Он сделал паузу и шепотом: «Как же ты будешь жить без Вологды? Разве без Вологды жить можно? Астафьев тут, я тут, все мы тут!» Нестеров говорит: «А там — Носов». Виллен тосковал по Вологде всю жизнь…
В Курске квартиру им дали с видом на парк Бородино: чета Ломако — на втором этаже, Нестеров и Кузьменко — на третьем. Казалось бы все нормально, но уехал театр в Сумы на гастроли.
— Возвращаемся, а в нашей квартире… живут! Он какой-то «шишка», кажется, из обкома. Так и живем с тех пор в «его» квартире на девятом этаже.
Много интересного рассказала Инна Кузьменко о том времени. Например, как «приползали» в гости писатели: лифт не работал, приходилось на 9-й подниматься пешком. Жизнь была небогатой, и Евгений Иванович каждый раз, посещая застолья, предлагал деньги. Нестеров не брал:
— Носов говорит: «Виллен, давай, я у тебя что-нибудь куплю? Посмотри, сколько работ!» — «Не надо! Ваши работы не хуже моих. Евгений Иванович, мы же с вами художники!» Носов, кстати, все время говорил: «Я не писатель, я художник». Так что нам повезло — мы всегда были в кругу необыкновенных людей.
Тепло вспоминает Инна Петровна и своего коллегу — актера Андрея Буренко:
— Это был самородок! Он тоже никаких институтов не кончал, как и я. Выйдя на сцену, мог ни слова не сказать, но публика ему аплодировала — так прекрасно вписывался он в происходящее на сцене. Это называется органика. Такими были Плятт, Раневская, наш Буренко. Такой же была и Антонина Губардина.
Что же задержало в Курске Кузьменко и Нестерова?
— Во-первых, Владимир Бортко, во-вторых, очень хорошая работа. Когда пришел Юрий Бурэ, я у него играла в спектаклях «Деревья умирают стоя», «Крестный отец», «Татуированная роза»… Всего — более 90 ролей. Например, в спектакле «Карнавал» я играла бомжиху-пропойцу, которая торговала водкой. Считаю, это была лучшая роль! Я любила сцену, порой даже выздоравливала на ней. Иные актрисы отработали и спокойно уходили. А я полночи спать не могла, какая бы роль ни была — большая, маленькая… Играла я долго-долго. Говорили: «Это в тебе Амур бурлит!» Еще вот что скажу: я ни о чем не жалею. Трудно, конечно, было, но это — судьба!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...