Второе дыхание старого парка
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Второе дыхание старого парка


В пятницу, 19 июля, в парке Железнодорожников пройдет торжественная церемония открытия памятного знака работникам железной дороги, совершившим героический подвиг во время Великой Отечественной войны.
    
Инициаторами его создания выступили ветераны-железнодорожники. ОАО «РЖД», которому принадлежит парк, приступило к строительству памятника. Событие приурочено к 70-летию Победы на Курской дуге.
Автором памятника является кандидат архитектуры, член Союза архитекторов РФ Елена Холодова. Сам монумент представляет собой большой крест с колоколом наверху. По перекладине креста будут «пущены» паровозы. Внизу памятного знака появятся 200 фамилий погибших героев-железнодорожников.
Как рассказал заместитель начальника филиала ОАО «РЖД» «Московская железная дорога» Юрий Кобзарь, между администрацией Курска и Московской железной дорогой на протяжении многих лет сложились взаимовыгодные партнерские отношения. По предварительным расчетам, строительство памятника обойдется РЖД примерно в 3,5 миллиона рублей.
Торжественное открытие памятного знака пройдет накануне прибытия в Курск Поезда памяти «70 лет Курской битвы», в котором будут участвовать ветераны и почетные гости со всей России.
Сам памятник станет хорошим подарком нашему городу. Кроме того, решается вопрос о возможной передаче парка Железнодорожников в муниципальную собственность.
— Администрация города следит за тем, чтобы парк Железнодорожников содержали в чистоте. Периодически здесь проходят субботники, на которых убирают грязь и мусор. Если парк будет передан в муниципальную собственность, то город потратит необходимые средства для того, чтобы реконструировать его, — сказал заместитель председателя Курского городского собрания Владимир Ткаченко.
По словам главы администрации Железнодорожного округа Олега Амельянчика, памятный знак станет символом не только памяти о героях, но и тесного партнерства между администрацией Курска, Курским городским собранием и ОАО «Российские железные дороги». Безусловно, это место нуждается в реконструкции, оно должно получить свой неповторимый облик, стать уютным уголком отдыха не только жителей округа, но и гостей нашего города. Ведь неподалеку находится железнодорожный вокзал — по сути ворота Курска.
Подробнее об истории, настоящем парка и о том, каким это место может стать, «ГИ» рассказал член Общественного совета при главе администрации Курска, кандидат исторических наук, почетный железнодорожник Александр Манжосов:
— В парке Железнодорожников находится место упокоения двух моих прадедов — Алексея Ивановича Баранищева (в 1908 году) и Василия Игнатьевича Стрелкова (в 1919-м). Благодаря бабушке Марии Васильевне Баранищевой мне хороши известны места их захоронения.
С середины XIX века территория парка была огромным кладбищем, вторым по древности в Ямской слободе. На нем похоронены почти четыре поколения местных жителей. Самое старое Ямское кладбище, которое находилось неподалеку от Введенской церкви (на нынешней улице Маяковского), было к тому времени переполнено и соприкасалось по улицам Коренской (Дубровинского) и Поповской (Маяковского) с жилыми домами.
В конце 70-х годов XIX века сход граждан решил организовать новое кладбище ближе к вокзалу. Это решение было также связано со строительством новой Николаевской церкви на Ямах. В августе 1884 года возведение храма было завершено, и состоялось его освящение. Церковь не была самостоятельной: ее престол относился к Введенскому храму.
— Правда ли, что на месте Дома культуры Железнодорожников раньше была церковь?
Бытует такое мнение, однако оно ошибочно. Церковь располагалась перпендикулярно современной улице Интернациональной. На месте, где сегодня в парке находится фонтан, была колокольня.
Вокруг постепенно начало разрастаться большое кладбище, ведь Ямская слобода была самой крупной в городе. Сравните: согласно первой Всероссийской переписи населения, на 28 января 1897 года в Ямской слободе проживали 9111 чел., в Казацкой — 7682 чел., в Стрелецкой — 5046 чел., Пушкарной — 1087 чел.
Кладбище начали сносить в 1923 году, а церковь закрыли в 1927-м и окончательно разрушили в 1928 году молодые комсомольцы-энтузиасты, «строя новую жизнь». Никакого переноса останков с этой территории не проводилось. Правда, храм не взорвали, а разобрали по кирпичику. Рушили красивые гранитные купеческие памятники Ветровым, Масленниковым, дома которых до сих пор остались на улице Дубровинского.
Исследования показали, что, хотя Дом культуры и не стоит на церковном фундаменте, кирпичи из того самого фундамента частично использовались для строительства старого клуба, который был возведен к 1928 году на месте сегодняшнего ДК. В войну клуб был сильно разрушен, потом его частично реконструировали, и какие-то элементы основания старого здания входят в состав нынешнего ДК.
Может быть, возле вокзала кладбище было и не нужно, но в том, как с ним поступили активные «строители коммунизма», заключалась безнравственность той эпохи, от чего мы до сих пор не можем оправиться.
— Каким был парк Железнодорожников в советское время?
— Я вырос в завокзальной части города, и, естественно, мое детство прошло в этом парке. Здесь были три фонтана, качели, карусели, устраивали новогодние елки и другие праздники, например, широко отмечали Масленицу. Этот парк дорог не только как место упокоения предков, но и как зона культуры и отдыха, детские воспоминания.
Масштабная реконструкция парка от улицы Интернациональной была проведена в начале восьмидесятых. На мой взгляд, до реконструкции здесь было куда лучше, чем после.
Тогда вокруг фонтана были клумбы, на центральной аллее высаживали красивые цветы. Раньше там была скульптура ребенка и учителя с раскрытой книгой.
В районе современного фонтана в 1974–1976 годах железнодорожниками был создан сказочный детский городок с рубленными из дерева скульптурами Бабы Яги, Соловья-разбойника, избушки на курьих ножках и другие.
— На ваш взгляд, как изменится парк?
— Известно, что и Дом культуры, и территория парка долгие годы являлись собственностью ОАО «РЖД». Да, здесь убирают, но от парковой зоны практически ничего не осталось.
Как член Общественного совета при главе администрации города вижу только одно решение: парк необходимо принять в муниципальную собственность. ОАО «РЖД» этот парк не нужен. Он не приносит прибыли, а строить в столь значимом месте какой-нибудь торговый центр мы, общественность, не позволим.
После передачи в муниципальную собственность, а переговоры на эту тему ведутся между руководством города и ОАО «РЖД», должна быть новая планировка парка. Здесь необходимо привести в порядок аллеи, проложить хорошие дорожки, разбить цветники, построить детские аттракционы.
Проводить работы на этой территории надо с высокой степенью осторожности, помня, что там лежат останки наших предков.
— Как быть с Домом культуры железнодорожников?
— Думаю, он должен остаться. Почти 90 лет это здание является культурным центром, но ДК требует масштабной реконструкции.
Вообще в городе не хватает хороших зеленых уголков. И парк Железнодорожников вместе с ДК должен стать одним из них.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...