«Любовь к родному пепелищу…»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Любовь к родному пепелищу…»


«ГИ» постоянно обращаются к теме сохранения объектов культурного наследия.    
Оно и понятно – старый, с давними регалиями город, по мнению многих, постепенно уступает позиции современным веяниям в градоустройстве. У кого-то может сложиться впечатление, что защитить старину некому, даже невзирая на действующий закон о защите объектов культурного наследия. Но задумайтесь, как бы выглядел Курск, если бы этого закона не было вовсе? Старожилы наверняка помнят, как в пятидесятые годы, да и позднее старый город сносился целыми кварталами. В те времена даже понятие «памятник архитектуры» официально отсутствовало…
Впрочем, и сегодня многие вспоминают этот термин, лишь когда старое здание сносят на глазах. Вспоминая, поругивают власти, не задумываясь при этом: а чего стоит сохранить тех из «ветеранов», что еще остались? Или как разумно распорядиться незастроенными площадками в историческом центре, поскольку таковые хранят в себе культурные слои (от самых древних), что уже само по себе должно налагать ответственность при выборе архитектурного решения?
Об этом — наша беседа с председателем комитета по культуре Курской области Валерием РУДСКИМ. Именно на возглавляемое им подразделение возложена обязанность охранять объекты культурного наследия от посягательств и нерадения владельцев.
— Валерий Вячеславович, понятно, что меня в первую очередь интересует ситуация в Курске, поэтому предлагаю начать с некоторых знаковых для нашего города объектов и площадок. Скажем, как будет складываться архитектурная судьба четной стороны «полугоры» — спуска от Красной площади к цирку?
— В планах областной администрации — построить здесь здания краеведческого музея и картинной галереи. В свое время это место было присмотрено для нового Театра кукол. Александра Кондратова как бы зарезервировала эту площадку в областном комитете по имуществу за данным проектом. Но это было еще в конце 80-х, и с тех пор многое изменилось. Сегодня городу необходимы новые здания для краеведческого музея и картинной галереи, соответствующие престижности и знаковости этой площадки. Обе организации обладают замечательными историко-художественными фондами, которые должны выставляться для всеобщего обозрения гораздо достойнее, чем это делается сегодня. Куряне уже очень давно не могут увидеть всего богатства, которым мы с вами обладаем. Кроме того пребывание этих учреждений в приспособленных помещениях дальше просто невозможно. По сути, наша картинная галерея — это обычный выставочный зал. В последние годы мы добротно отремонтировали старый особняк на улице Советской, постарались в меру сил оборудовать там фондохранилище, навели порядок с точки зрения охраны и видеонаблюдения и даже кое-что сделали по температурному режиму. Но современным требованиям к хранению произведений искусства помещение не отвечает. То есть нужно принципиально новое здание, спроектированное специально для картинной галереи.
Относительно краеведческого музея… Вы знаете, что занимаемое им здание издавна принадлежит Курской епархии. Она не торопит освобождать его, но мы прекрасно понимаем, что перебираться рано или поздно придется. В том числе и по этой причине мы не можем его ремонтировать, а это требуется в огромных объемах и обошлось бы в немалые деньги. Практически в ту же сумму, что и строительство нового здания…
Я не припоминаю крупного объекта культуры, который был бы построен в Курске после драматического театра в 1983 году. У губернатора предложение о возведении зданий музея и галереи нашло полную поддержку.
Что касается Театра кукол, то, выстраивая приоритеты, мы исходили из того, что он сегодня пребывает, несомненно, в стесненных, но все же в относительно сносных условиях. Масштабы с точки зрения создания новых спектаклей и посещаемости невелики — коллектив больше работает на выезде. При этом задача строительства нового здания театра остается одной из первоочередных.
— В курских СМИ и в архитектурных кулуарах «засветилось» несколько вариантов зданий музея и галереи, предназначенных для «полугоры». Какому из них отдали предпочтение?
— Их было шесть или семь. Мне довелось работать в жюри, которое в институте «Курскгражданпроект» отбирало из них основной. Однако окончательное решение еще не принято. Впрочем, признаюсь, лично для меня важнее было другое — сдвинуть эту давнюю проблему с места. Ради начала строительства не стоит усложнять этот процесс излишней требовательностью к проекту. Главное — «ввязаться в бой». Конечно, нужно будет увязать эти объекты с историческим центром, с окружающим архитектурным пространством.
Когда в областной администрации был озвучен замысел построить на «полугоре» музей и галерею, началось бурное обсуждение этой темы в прессе. В частности, именно вы, Виктор Васильевич, предложили объявить своего рода мораторий на застройку этой площадки и подождать еще несколько лет. На мой взгляд, такая медлительность сегодня может сослужить плохую службу. По многим позициям все складывается удачно как раз в пользу строительства этих объектов, и не хотелось бы потерять такое стечение обстоятельств и давних наработок. И затевать в этот момент дискуссии на тему «Надо ли здесь что-то строить, а если строить, то что?» нужно очень осторожно, чтобы не навредить начавшемуся процессу. Как говорят, лучшее враг хорошего, и мы в результате споров можем не получить ни того, ни другого.
— На мой взгляд, основным фактором, который стимулировал дискуссию относительно застройки «полугоры», был проект, представленный на градостроительном совете в городском комитете архитектуры и градостроительства. Внешне это было очень похоже на две цилиндрические нефтеналивные емкости. Проект раскритиковали в пух и прах, но официального вердикта относительно отказа от него так и не последовало. Многие в Курске до сих пор полагают, что строить будут именно так.
— От этого варианта отказались сразу, и он давно не обсуждается. Во-первых, он абсолютно не соответствует требованиям исторического центра города, выпадает из архитектурной среды. Кроме того, подобные здания не отвечают сложнейшим требованиям музейной и выставочной деятельности. Ирина Лоташева, директор краеведческого музея, была категорически против этого решения…
Хотя основной проект еще не выбран, губернатор уже год или два тесно работает с Министерством культуры РФ и с более высокими инстанциями по вопросу финансирования строительства. Это долгая и непростая работа. На мой взгляд, Александр Николаевич смог подать этот вопрос веско и убедительно. Минэкономики пока не поддерживает софинансирование строительства, но губернатор, насколько я понимаю, отступать не собирается.
— Проект не выбран, но археологи на этой площадке уже побывали. Кто финансировал их работу?
— Деньги выделены из бюджета области, причем заранее — чтобы в 2014 году не мешкая приступить к строительству.
Кстати, хочу прокомментировать позицию некоторых архитекторов. Они приходили ко мне, мы долго беседовали, мне показалось, что они поддерживают замысел строительства этих двух объектов, но позже в прессе они начали выступать против. Вот цитата из одной местной газеты: «Как отметил глава Союза архитекторов, раскопки на полугоре нужно проводить более глобально, ведь в этом месте находилась часть крепости, защищавшей наш город. Как известно, наибольшую ценность для археологов представляют свалки, а где еще они могли размещаться, как не за пределами города… Поэтому на полугоре нужно копать и копать…»
Однако специалисты музея археологии профессионально утверждают, что та площадка, где они копали в мае—июне этого года, — это последняя часть на «полугоре», которая может содержать культурный слой. Они еще в прошлом году делали там шурфы и имеют достаточно информации, чтобы это утверждать. Дальше к улице Дзержинского культурного слоя нет.
— Уже лет десять символом борьбы за сохранение старого Курска была Георгиевская аптека — на углу улиц Дзержинского и Гайдара.
— Не стану вдаваться в предысторию вопроса — ваша газета об этом много писала… Георгиевскую аптеку практически уже снесли, но мы будем продолжать обжалование уже состоявшегося судебного решения. В частности, нами подана кассационная жалоба… Признаюсь, я не ожидал, что снос начнется так быстро, хотя владельцы здания имеют на это право, поскольку решение апелляционной инстанции вступает в силу сразу после его принятия.
Я полагаю, что в случае положительного решения по нашей кассационной жалобе речь может идти о наказании владельца или о восстановлении здания в первоначальном виде…
На мой взгляд, история с Георгиевской аптекой показала ситуацию, сложившуюся в деле сохранения памятников, в определенном свете: усилия власти не всегда приводят к положительному результату. Мы живем в правовом государстве, где есть судебный способ решения любых споров. Как говорится, «закон суров, но это закон». Стало быть, нужно полагаться на судью, на его объективность и компетентность. А в данном случае — и на его личное отношение к истории города. Однако это уже не в юридической плоскости, а в морально-человеческой.
Но обратите внимание — все произошло на фоне отчетливо выраженной общественной позиции города: СМИ неоднократно обращались к этой теме, давая высказаться многим знаковым курянам. Я лично не знаю никого, кто считал бы, что Георгиевскую можно снести. Народ далеко не «безмолвствует», он активно выражает свое мнение, но владельцы здания мнение горожан проигнорировали, и общественная оценка этого факта просто необходима.
— Что владельцы здания собираются строить на месте Георгиевской аптеки? Ведь именно это является целью сноса.
— Есть проект нового здания, но это полное изменение внешнего облика нынешнего: три этажа, другая форма окон, другие архитектурные детали, мансарда… Ни о какой реконструкции или восстановлении там речь не идет.
— Можно ли удержать ситуацию с охраной памятников в позитивном русле только с помощью соответствующего закона и подзаконных актов?
— Это трудно. В области — четыре с половиной тысячи охраняемых объектов, защитить их от «партизанских» действий очень непросто. Народ у нас сметливый и находчивый, особенно когда речь идет о собственном кармане. Нужно методично повышать культурный уровень, выстраивать позитивное отношение к своей истории, чтобы это наконец стало национальной чертой.
— Долгое время страна жила в ситуации явного пренебрежения к старине, особенно в ее провинциальном варианте. По сути, вам приходится разгребать «авгиевы конюшни» в человеческих душах, где за десятилетия накопилось много равнодушия, непонимания, а главное — меркантильности, сугубо коммерческого подхода.
— Если бы закон об охране объектов культурного наследия появился раньше, мы с вами не потеряли бы значительную часть улицы Дзержинского. Ту самую «полугору», о которой сегодня толкуем. Мало того, это колоритнейшее в свое время место могло бы сегодня стать украшением Курска. Снесли к Олимпиаде-80… Сегодня, что бы ни говорили, у нас в этом смысле есть вполне эффективные рычаги.
В качестве примера деляческого отношения к историческому центру города могу привести проект «Курск-Сити». Владелец электроаппаратного завода озвучивал эту задумку в самых разных инстанциях, при этом и слышать не хотел о памятниках, которых немало на этой площадке. Наш комитет никогда не даст согласия на проведение каких-либо работ в этой охранной зоне.
Впрочем, если хотя бы что-то на территории нынешнего электроаппаратного завода будут менять в планировочном смысле, мы сразу же пойдем туда с раскопками, которые могут быть весьма масштабными и дорогостоящими. На этой территории археологи еще никогда не копали.
— Коль уж снова заговорили об археологии — будут ли копать на площадке снесенного в прошлом году Летнего театра?
— Специалисты нашего комитета считают, что производить там раскопки нет смысла — культурного слоя нет. Это заключение сделано по итогам шурфования. Что касается самого здания Летнего театра, то памятником оно не было никогда, по мнению специалистов, не представляло интереса даже с технологической точки зрения, его снос был просто неизбежен. Тем не менее в курских газетах здание фигурировало именно как объект культурного наследия.
— Еще один объект, привлекающий внимание, — Дом офицеров… С момента создания здание горело дважды, причем второй раз, в конце XIX века, едва ли не дотла. Восстановили краше прежнего… С тех пор какие только функции оно ни выполняло…
— Сегодня это вторая сцена областной филармонии, здание уже больше года как передано на баланс этой организации. В течение года шла разработка проектно-сметной документации, что обошлось в девять миллионов рублей. Дорого по той причине, что речь идет о памятнике. Если кто-то задастся вопросом: так ли уж необходима филармонии вторая сцена, то судите сами: за последние десять лет вместо одного оркестра в ее составе стало четыре, вместо одного ансамбля — шесть, вместо ста с небольшим артистов — более трехсот!
Уже имеется подрядчик на работу по кровле и гидроизоляции. Скоро объявим аукцион на замену оконных и дверных проемов. И так далее, и так далее… Губернатор постоянно требует от нас отчета о состоянии дел по этому объекту.
В СМИ прозвучали сомнения, будет ли востребована новая сцена при наличии цирка и спортивно-концертного комплекса. Как ни печально, но, по мнению специалистов, проводить в цирке или в СКК качественные концерты затруднительно: акустика неважная, звук «летает». На ремонт бывшего Дома офицеров уйдет более 500 миллионов рублей и не менее двух лет. Здание просто гнилое, оно разрушается и требует серьезного подхода. Кстати, для сравнения: стоимость строительства (не ремонта) новых зданий музея и картинной галереи на «полугоре» — около 600 миллионов рублей на каждое.
— Через 19 лет Курску исполнится 1000 лет. Какие-то работы в этом направлении планируются?
— Здесь должна быть инициатива администрации города. Чтобы работа пошла, нужен нормативно-правовой акт или план мероприятий. Впрочем, насколько мне известно, у главы администрации Курска Николая Овчарова мысли на этот счет есть.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...