Работать под музыку
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Работать под музыку


Изложить на бумаге беседу с иным человеком и не потерять значительную часть сути бывает очень непросто. Пытаешься подогнать свои и чужие мысли, озвученные в витиеватом разговоре, под условности газетного ремесла, а в результате что-то важное уходит…    
Как прав был Тютчев: «Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь…». Беседовать с гитарным мастером Александром Евдокимовым и его женой Татьяной Яхонтовой, чьи изделия из дерева известны уже не только по всей России, но и за ее пределами, — одно удовольствие. Тонкое кружево разговора сразу вышло за пределы заготовленных вопросов и начало плестись как-то само по себе, «без руля и без ветрил», прибиваясь то к одному берегу, то к другому…
Но вначале — о моих гостеприимных собеседниках.
«HANTOIDOKIMO»

Студия «HANTOIDOKIMO» (созвучно фамилиям Яхонтова и Евдокимов) — постоянный участник и дипломант выставок декоративно-прикладного искусства и изящных искусств в городах Москве, Санкт-Петербурге, Сочи. Продукция успешно выставлялась в Центральном доме художника, «Экспоцентре», на ВВЦ, в художественном училище на Крымском валу, в выставочном зале Госдумы, в ВК «Сокольники». Музыкальная мастерская маэстро Dokimo в 2011 году включена в культурную программу Светланы Медведевой (председателя Фонда социально-культурных инициатив) для представления России на международных фестивалях и успешно дебютировала в Париже и Дубае. Мастерская является победителем городского конкурса «Золотые руки мастеров» и награждена дипломами I степени от мэра Курска Николая Овчарова и многими другими.
В этом году «HANTOIDOKIMO» участвовала в выставке «Foire de Paris» во Франции, в фестивалях ремесел на Днях города в Москве, Геленджике и Краснодаре и в «Звенящих кедрах России».
«…DOKIMO» — Александр

После окончания музыкального училища по классу гитары в начале семидесятых, Александр восемь лет преподавал там же и одновременно возглавлял вокально-инструментальный ансамбль. Несколько позже сумел создать свое дело. Сегодня список покупателей гитар «от Евдокимова» включает не только российских профессионалов, но и зарубежных. Один инструмент Александр подарил своей «альма-матер»…
— Осваивал ремесло в начале семидесятых годов по книжкам методом проб и ошибок. У преподавателя в музучилище была гитара работы известного мастера Феликса Акопова, которая поражала своим звучанием. Немаловажен был и тот факт, что качественные музыкальные инструменты в те времена стоили дорого, а денег у студента не было. Решил смастерить гитару сам — получилось. С тех пор этим и занимаюсь…
Надо сказать, что мастерская впечатляет своей технической оснащенностью. Точнее — это маленький, но очень рационально устроенный цех. Инженерная сторона натуры Александра Васильевича проявилась в самом лучшем виде. Недаром же говорят, что талантливый человек талантлив во всем…
Впрочем, очень скоро начинаешь понимать, что техника здесь далеко не главное. А уж после гитарного дуэта, коим попотчевали Александр и его ученик Иван, вовсе забываешь, что пришел брать интервью.
— Александр Васильевич, как создается гитара? Что берет на себя маэстро? В какой степени превалирует станочная работа?
— Сегодня за мной сугубо творческие грани создания инструмента, а остальное максимально сбросил на ученика и станки…. Впрочем, даже самая простая работа всегда доставляет огромное удовольствие. Скажем, можно отшлифовать дерево на станке, а можно вручную. И гитара в этом случае что-то чувствует, дерево впитывает творческие флюиды, да и сам ощущаешь совсем другое настроение, чем после станочной обработки материала…
Татьяна дополнила:
— Без применения механизированного труда наша с мужем продукция будет очень дорогой, а стало быть недоступной для большинства покупателей. Мы же предпочитаем, чтобы красота распространялась из наших рук с большой скоростью…
Характерная деталь — Александр Евдокимов не считает себя предпринимателем ни формально, ни по сути. Он полагает, что это ограничивало бы свободу и сдерживало бы творчество. В каком-то содействии со стороны государства и прочих преференциях давно не нуждается.
— Достаточно того, что городская администрация предоставила нам это помещение в безвозмездную аренду. За это мы очень благодарны Николаю Ивановичу Овчарову…
То есть социальный статус Александра и Татьяны мало отличается от статуса, скажем, Антонио Страдивари. Кстати, этот великий итальянец в свое время (XVII век) делал не только скрипки, но и гитары.
Говорили о многом, постоянно отступая от главной темы. К примеру, об оптимальном соотношении в жизни творческого человека сугубо креативной компоненты и процесса зарабатывания денег. Как это должно меняться с ходом времени, чтобы творчества становилось больше, а времени на заработок уходило меньше. По мнению Александра Евдокимова, только так можно сотворить для себя настоящую свободу, когда ты все меньше зависишь от многих обстоятельств, обязательств и условностей… Свобода — это когда тебе не мешают заниматься тем, чем ты хочешь… Он считает, что человек может забрать с собой в мир иной только высокий творческий опыт и дух творения. А все остальное, как шелуха, останется в этой жизни. Александр Евдокимов верит в карму, и это получается у него очень убедительно…
Какой бы темы мы ни коснулись в беседе, хозяин выказывал философский подход ко всем граням жизни. Но не мешает ли это процессу зарабатывания денег?
— Наоборот, помогает, — почти в унисон ответили Александр и Татьяна…
«HANTO…» — Татьяна

Деревянные гребни, невообразимой формы заколки и шпильки. Это уже работа Татьяны, хотя она утверждает, что половину из них придумал муж. По сути — славянские обереги, хотя название пород деревьев, которые применялись при работе, выходит далеко за пределы России. В стародавние времена лучшим оберегом считался как раз женский гребень, который дарили мужчине, особенно когда тому предстоял военный поход. Главное, чтобы этот предмет был изготовлен и подарен с теплым сердцем… А еще есть шкатулки работы мастера «HANTO…», миниатюрные домики, корпуса для настенных часов… В качестве одной из многочисленных задумок мне разрешили упомянуть линейку мебели из массива дерева, конструктивно поддерживающую традиции русского Средневековья…
Присутствует одна деталь, которая объединяет все, что выходит из мастеровитых рук Татьяны: тончайшая деревянная «чертозианская» мозаика. Она же украшает и гитары. В одном квадратном сантиметре удается разместить до 400 кусочков разноцветной древесины. Без хорошего «мелкоскопа» и не разглядишь. «Левша» да и только…
— Когда мы познакомились, у меня была длинная коса, и он сделал очень красивую заколочку. С нее все и началось…
Поговорили о магическом смысле длинных женских волос (залезли в исторические дебри и едва оттуда выбрались). Именно для таковых предназначена значительная часть работ Татьяны. Кстати, мужская борода в том же ключе…
Далее последовал разговор о музыкально-танцевальном стиле «фламенко», сопровождавшийся гитарной музыкой в исполнении Яхонтовой, Евдокимова и его ученика Ивана. Мне такая музыка всегда нравилась, но оказалось, что я совсем в ней не разбираюсь. Впрочем, музыканты даже доверили мне постучать на барабанах, сопровождая их исполнение. Несмотря на холодный дождь за окном, повеяло горячей Испанией. Помните, у Лорки: «Начинается плач гитары…»
Это трио уже записало на диск целый концерт, но широко озвучивать его не спешит. Там есть мелодии (композиции) и самого DOKIMO…
К сожалению, газетный формат не позволяет передать все детали и тонкости беседы с HANTO и DOKIMO. Мастерство Татьяны Яхонтовой неотделимо от ее обаяния. Ипостаси Александра Евдокимова — ремесленника, музыканта, философа — взаимопроникают в нем, помогают друг другу…
Любой человек подобен айсбергу, у коего для всеобщего обозрения лишь верхушка, а остальное скрыто под водой и лишь изредка становится доступным для немногих. С годами скрытая часть прирастает, что только придает человеку устойчивости и непотопляемости…
— И все же, Александр Васильевич… Станки — станками, даже самые современные, но предания четырехсотлетней давности донесли до нас, что современники считали Страдивари (и не только его) обладателем секрета, который помогал делать великолепные скрипки. Есть ли таковой у мастера «…DOKIMO»?
— Наверное, есть, но из тех, которые невозможно записать на бумаге или изложить в беседе. Дело не в технологиях и не в материалах (дерево бубинго, черное дерево, палисандр, лайсвуд, карельская береза, дуб, кедр…). Это сродни тому, что человек пишет хорошую музыку, но не в состоянии рассказать, как он это делает. Как раз отсюда, полагаю, и легенды о секретах Страдивари или Гварнери.
Мелодия, которую мастер «DOKIMO» не только исполнил для меня на собственноручно изготовленном инструменте, но и написал как композитор, еще долго звучала в моих ушах, прогоняя промозглую осеннюю сырость. Почему-то срочно захотелось в Севилью…
  • Комментарии
Загрузка комментариев...