Мама, папа, классный руководитель
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Мама, папа, классный руководитель


Наверное, каждый родитель сталкивался с проблемой переходного возраста, когда спокойный и послушный вчера еще ребенок вдруг открывается с совершенно противоположной стороны. Психологи говорят, что этот период надо принимать как неизбежный: детки незаметно вырастают... Но не все взрослые готовы это понять и принять – вот тут может проявиться множество проблем, внутрисемейных конфликтов. Об этом наш корреспондент беседует с педагогом школы №59 Любовью КОЗЛИТИНОЙ.
    
У Любови Владимировны — интересная судьба: вначале она получила образование техника-электрика. Но, выйдя замуж, переехав в Курск и проведя дома с детьми декретный отпуск, круто поменяла свой жизненный путь. Сначала работала в детсаду, а окончив КГУ, пришла в школу. Когда-то предмет, который она ведет, назывался «домоводство», потом — «обслуживающий труд», теперь это «технология». Хобби педагога превратилось в профессию. В этом учебном году Любовь Владимировна как классный руководитель ведет свой очередной класс — 6"Ж»:
— Меняются стандарты образования, появляются альтернативы вроде домашнего обучения или экстерната, но пока родители думают, какими должны быть уроки и нужны ли они вообще, дети растут. Скажу, что роль классного руководителя при этом велика, ведь ребята в школе получают не только знания, но и модель социального поведения. Если ребенок выпадает из социума в процессе становления, ему будет сложно адаптироваться в обществе. Педагог знает, в каком возрасте на какие моменты стоит обратить больше внимания, чтобы дети легче преодолели трудные периоды. Иногда родители даже не представляют себе, каков их ребенок на самом деле.
— Любовь Владимировна, что же помогает вам в воспитании?
— Я стараюсь опираться на старших детей. Они приходят на мероприятия, ведут классные часы. Например, прошлый День знаний проводили мои выпускники: играли с ребятами, причем сами с удовольствием погрузились в это занятие. А в этом году я приглашала представителя коммерческого банка, она рассказала, как сделать жизненный путь успешным. На каникулах мы посещаем музеи — краеведческий, пожарной охраны, картинную галерею, ходим в театр, филармонию. Это необходимо для развития гармоничной личности.
— Но не все дети любят внешкольные мероприятия…
— Классный руководитель ориентирует детей и предлагает им заняться в том числе тем, что им может поначалу не нравиться. Нужно это для того, чтобы подростки понимали: жизнь состоит не только из того, что хочется, но и из того, что нужно, причем это может оказаться очень интересным.
— Расскажите, пожалуйста, о мероприятиях, которые вы проводите именно в классе.
— Вот, к примеру, праздник, посвященный мамам. Сами мамы сначала не проявили особого желания: они думали, что такие мероприятия больше подходят для начальной школы. Однако 6 класс — это как раз тот возраст, когда семья отходит на второй план, а на первый выходят друзья. И такое мероприятие своего рода зацепочка, когда дети могут признаться мамам в любви. У нас были очень интересные конкурсы: например, маме надо было угадать на ощупь ребенка, а ребенку — маму, мамам — написать расписание детей, и дети очень серьезно и критично относились к тому, что родители не знают их интересов. Оказывается, мамы и сами не ожидали, что их дети повзрослели. Что они ушли вперед, и мамы многое о них не знают. Так что это был не просто праздник-развлечение: дети увидели, что мамы у них — любимые, хорошие, а мамы с удивлением обнаружили, что дети растут, меняются, и они не всегда за этим поспевают.
— Но что еще может сделать классный руководитель?
— У «классного» очень много возможностей. Например, встречи с людьми, которых ребята не увидят в повседневной жизни, — директор банка, врач, мои выпускники… Потому, что просто так в коридоре никто не будет разговаривать с детьми, делиться с ними своими прошлыми переживаниями и чувствами. Накануне новогодних каникул родители приходили и спрашивали: «А чего хотят дети?» То есть они, глядя на то, как растут и развиваются их дети, не всегда могут повлиять на них таким образом, каким бы хотели. Родители доверяют классному руководителю, а это дорогого стоит.
— А что вы можете сказать о возрасте 12–13 лет? Какие подводные камни могут ожидать здесь родителей?
— Самое ценное для родителей — чтобы ребенок, вырастая, их не забывал. А дети должны понимать, что родителей нельзя «отодвигать», «заменять» друзьями. К сожалению, даже в старшем возрасте некоторые считают, что родители им всегда должны. 6 класс — переломный период, потому такие совместные праздники, я считаю, очень нужны, причем на уровне чувственности. Детям все еще надо, чтобы мама их обняла, приголубила. Мне очень понравилось, что многие дети подходили, целовали своих мам и не стеснялись окружающих. Это важно, ведь дети, взрослея, считают, что это глупости.
— Но непонимание — это же общая проблема детей и родителей?
— Бывает, что родители какие-то трудности замалчивают, а то и приукрашивают своих детей, а это совсем не нужно. Потом вырастают конфликты: школьники даже президенту пишут, жалуются на родителей, на учителей! Им надо, чтобы все было только так, как хотят они. Они согласны на любые действия. Это страшно — сейчас дети агрессивно ведут себя по отношению к одноклассникам, взрослым. А ведь все они учатся в одной школе, читают одни книжки. Но почему разный результат?..
— Действительно, почему это происходит?
— Потому что кроме семьи и учителя наши дети набираются опыта из социума, который не всегда положителен. Но активная позиция учителя все же заставляет его задуматься, что можно жить и по-другому. Учитель ни при каких условиях не должен опускаться до выяснения отношений. Не надо ничего доказывать. Жизнь все расставит по местам.
— Времена меняются. А дети?
— И дети тоже. В 59-й школе я работаю 12 лет, это мой третий класс. Приятно, что выпускники меня помнят. Они приходят и на 1 сентября, делятся переживаниями. Это очень трогает. Каждый раз, когда выпускаешь ребят, думаешь — таких не будет… Но приходят новые, которых тоже полюбишь, ощутишь их «подпитку»… Конечно, все они по-разному относятся к жизни, к людям, но все равно поддерживают, дают силы.
— Любовь Владимировна, так получилось, что ваше хобби — рукоделие, или хэндмейд по-современному — стало вашей профессией. Об этом вы тоже рассказываете своим детям?
— Я всегда говорю им: вы любите химию, литературу, еще что-то и думаете, что это будет вашей работой? А жизнь может сложиться по-разному. Иногда хобби приносит больше дохода или душевного комфорта, чем та профессия, к которой вы стремитесь. Особенно это касается девочек: выходя замуж, вы не только поменяете фамилию, но еще и свою жизнь, и начнете думать «через призму» семьи, детей.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...