Из «Невы» да в «Лабиринт»
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Из «Невы» да в «Лабиринт»


На этой неделе российский турбизнес получил очередной удар «под дых» – вслед за «Невой», «Розой ветров Мир», «Экспо-тур» и авиаброкером «Идеал-тур» о несостоятельности объявили туроператоры «Лабиринт» и «ИнтАэр». По самым скромным подсчетам, от действий вышеупомянутых компаний пострадало более 40 тысяч россиян…  
    
Такой отдых нам не нужен
Среди них есть и куряне. Однако если в ситуации с разорившейся «Невой» их было несколько человек – по информации официального представителя туроператора в Курске компании «Экстра-тур», к тому моменту никто из туристов выехать по путевкам еще не успел, то случай с «Лабиринтом» оказался более печальным.
Ближайший к Курску офис этого туроператора находится в Белгороде – его телефон, понятное дело, не отвечает, поэтому получить точные сведения о количестве проданных путевок невозможно. По нашим данным, счет пострадавших от действий «Лабиринта»  идет на десятки. Сейчас все они обращаются в курское представительство страховой компании «ВСК», чтобы получить компенсацию за испорченный отдых.
По утверждениям специалистов, российская туриндустрия даже в кризисный 2008-й год не испытывала таких трудностей. А это значит, что количество «лопнувших» туроператоров и несостоявшихся туристов в ближайшее время может увеличиться…

Своих не бросаем?
Первую субботу августа, когда о своей несостоятельности объявила компания «Лабиринт», туроператоры неофициально окрестили «черной субботой», хотя справедливее было окрасить в черный цвет предшествующую ей пятницу.
Именно в этот день компания «Оренбургские авиалинии» заявила о временной приостановке 36 чартерных рейсов. Причиной этого стала задолженность в 1,5 миллиарда рублей компании «Идеал тур» – так называемого авиаброкера, который заказывает чартерные рейсы у авиакомпании, а потом перепродает блоки мест на рейсах туроператорам. (Впрочем, и к платежеспособным клиентам авиакомпания относилась, мягко говоря, странно. Автор этой статьи, вылетая из греческого Родоса в Белгород чартерным рейсом «Оренбургских авиалиний», 12 часов просидел в аэропорту в ожидании вылета – прим. авт.). В свою очередь туроператор «Лабиринт» являлся заказчиком и должником «Идеал-тур», что, собственно, и объясняет столь стремительную цепную реакцию.
Любопытный факт: как сообщила агентству Интерфакс пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, учредитель компании «Идеал-тур» владеет 99% акций компании «Лабиринт»: «Получается, что озвученная ранее цифра в 1,5 миллиарда рублей долга «Идеала» отсюда». Кроме того, по информации  Российского союза туриндустрии, авиаброкер «Идеал-тур» работал примерно с 30 туроператорами – по мнению РСТ, это все потенциальные банкроты.
Основная нагрузка по спасению «руссо туристо» легла на плечи «Турпомощи» – организации, специально созданной для разрешения подобных ситуаций. По иронии судьбы, в число ее учредителей входят – точнее, входили – туроператоры «Нева», «Роза ветров Мир» и «Лабиринт».
Согласно официальной информации, опубликованной на сайте «Турпомощи», по состоянию на 2 августа за границей находились 27 тысяч клиентов туроператора «Лабиринт». К 5 августа их осталось 15 тысяч человек, большинство из них находится в Греции – около 8 тысяч туристов. Общее количество россиян, вывезенных «Турпомощью», – около 4-5 тысяч человек, для чего было организовано порядка 15 авиарейсов. Вывоз туристов осуществлялся из Египта, Туниса, Испании, Турции, Греции, Черногории. В среднем на перевозку одного человека потребовалось 12–15 тысяч рублей.

Кто виноват и что делать?
Похоже, ответы на эти риторические вопросы придется искать всем миром. Внезапное разорение туроператоров, большинство из которых работало в  индустрии с 90-х годов прошлого века, не могло возникнуть на пустом месте.
Через официальный сайт руководство «Лабиринта» попыталось объяснить, кто, а точнее, что виновато в крахе компании.
Во-первых, резкий рост курса валют, сказавшийся на покупательской способности. С прошлого лета курс евро вырос на 10 рублей, что, конечно же, отразилось на стоимости путевок.
Во-вторых, «негативная политическая и экономическая ситуация, повлиявшая на количество бронирований, а также смещение принципа подачи заявок – подавляющее большинство заказов-путевок делалось за незначительный период до вылета (так называемые «горящие» туры»). Говоря по-русски, многие туристы из-за обострившейся политической ситуации не рискнули покидать Россию, а большинство тех, кто все-таки рискнул, предпочли «горящие» туры как более дешевый вариант отдыха.
В-третьих, рекомендации на запрет выезда за границу для военнослужащих и сотрудников внутренних служб. В апреле глава МВД Владимир Колокольцев подписал внутриведомственный приказ об ограничении выезда сотрудников фактически во все зарубежные страны, где они могут стать жертвами провокации из-за санкций, введенных против России после присоединения Крыма. В «черный список» попали 150 стран, в том числе Турция, Болгария, Великобритания, Италия, Египет.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), поток наших туристов на европейские курорты в этом сезоне снизился на 30%  по сравнению с прошлым годом. Такое падение, считает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, не могло не повлиять на благосостояние туроператоров, работающих на европейских направлениях. В результате продажи упали на четверть. Компании к тому времени уже успели забронировать  отели и трансферты, ориентируясь на цифры 2013 года, в итоге покрыть кассовый разрыв оказалось нечем.
Еще один ответ на вопрос «кто виноват?» может дать следствие. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил провести проверку турфирм, по вине которых у десятков тысяч россиян возникли проблемы с оплаченным отдыхом. В рамках проверки следователи намерены тщательно изучить деятельность туркомпаний «Нева» и «Лабиринт» на предмет наличия в действиях сотрудников  признаков мошенничества (ст. 159 УК РФ).
Что же касается риторического вопроса «что делать?», то в Ростуризме, например, рекомендуют отдыхать исключительно на российских курортах – дескать, так безопаснее и дешевле, с чем, конечно, можно поспорить. А если уж непременно хочется за границу, в ведомстве советуют тщательнее подходить к выбору туроператора, и после бронирования путевки самостоятельно звонить в авиакомпанию и отель, чтобы убедиться – билет и проживание оплачены. Как говорится, доверяй, но проверяй.
О мерах на государственном уровне мы еще услышим – соответствующие поручения даны и прорабатываются правительством РФ. Думается, одним из шагов станет обязательное лицензирование туроператоров, повышение страховых взносов и взносов в фонд «Турпомощь», что, к сожалению, скажется на цене путевок.
Кстати. По сообщениям российских информагентств, вечером 5 августа стало известно, что на связь перестала выходить авиаброкерская компания  «Авиачартер». Туроператоры, выкупавшие через нее блоки мест в самолетах, опасаются, что авиаброкер сбежал вместе с их деньгами… 6 августа о приостановке своей деятельности заявил и питерский туроператор «НордикСтар».
Справка «ГИ»
16 июля о приостановке своей деятельности объявила турфирма «Нева». На тот момент за границей находилось около 6500 клиентов компании.
25 июля приостановил работу туроператор «Роза ветров Мир».
31 июля о прекращении деятельности объявил «Экспо-тур».
2 августа о приостановке деятельности объявили сразу две крупные туристические компании, «Идеал тур» и «Лабиринт», создав проблемы с отдыхом более чем 25 тысячам россиян.
5 августа свою деятельность приостановила  группа компаний «ИнтАэр». По некоторым данным, за рубежом на тот момент находились 1,5 тысяч клиентов компании.
Материал подготовила
Татьяна Ласточкина.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...