Первым делом – самолеты
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Первым делом – самолеты


Что такое авиамоделирование — спорт, творчество, ремесло? И то, и другое, и третье.  Владимир Шибаев – старший моделист лаборатории ДОСААФ города Курска – знает об авиамоделировании все. Сегодня он –  гость «ГИ».    
– Как давно вы занимаетесь авиамоделированием?
– С 1967 года. В то время  ДОСААФ располагался в здании на улице Колхозной, это в районе нынешнего цирка.  Там я  занимался почти  все время без перерыва, не считая службы в армии. Через три года будет  пятьдесят лет, как  я увлекся моделированием.
И Владимиру Михайловичу есть c чем подойти к круглой дате! Он – титулованный моделист: с моделью-копией знаменитого самолета Ан-2 в 1997 году  стал чемпионом России, в 2004-м  –  чемпионом министерства авиапромышленности стран СНГ, в 2011-м   победил в классе радиоуправляемых моделей-копий. Теперь Ан-2 спокойно покачивается под потолком его мастерской. Позади «кукурузника» расположился  легендарный P-51 «Мустанг»  – гордость авиационной промышленности «Дяди Сэма» времен Второй мировой. Кроме того, мастерская стала пристанищем для Ил-4, а также нескольких скоростных моделей. А на столе лежит разобранный... но об этом чуть позже.
–  Увлечение стало делом всей вашей жизни. Наверняка  с этим связана как-нибудь красивая история?
–  Все просто: очень нравятся самолеты, да и в то время авиамоделирование было очень популярно среди молодежи.
–  А как дело обстоит сейчас?
–  Довольно неплохо. Недостатка в учениках мы никогда не испытывали. Секция есть  в 53-й школе, где занятия ведет Владимир Иванович Славков.  В 55-й юных  авиамоделистов готовит  Виктор Александрович Поздеев. В 2011 году он стал победителем в классе кордовых моделей-копий на чемпионате  стран СНГ. Работает секция во Дворце пионеров и школьников,  руководят которой один из старейших спортсменов, бывший военный летчик, неоднократный участник соревнований различного уровня  Алексей Серафимович Кривдин и Андрей Владимирович Щербаков. Также действует  секция на  улице Сумской, 5. Дети занимаются с интересом. Но далеко не всех авиамодельный спорт увлекает по-настоящему. Это очень кропотливый труд: все выверять, аккуратно склеивать мельчайшие детали, вытачивать, пилить, словом, сделать так, чтобы  в точности воссоздать модель.  Не у каждого хватает терпения и выдержки.
– А какие навыки ребята получают в секциях?
–  Прежде всего – учатся обращаться с инструментами. Ведь им приходится  и пилить, и строгать, и вырезать... Любому мальчишке это пригодится в жизни.
– Какие материалы лучше всего подходят для создания крылатых шедевров?
–  Основной материал – бальза. Это дерево, растущее в Южной Америке. Очень мягкое и легкое. Его мы применяем в основном для обшивки. Остальные породы нам известны: липа, сосна,  береза, ясень (последние две используем для конструирования винта двигателя, так как эти виды древесины достаточно прочные). Для того чтобы придать самолету реалистичный вид обшиваем листами дюралюминия. Что касается клея, то набор никого удивить не должен: суперклеи, эпоксидка, автомобильный клей «Абро», ПВА.
Какие инструменты  используются? Практически  все! В мастерской вы найдете любой – от отвертки до массивной дрели, от обычных гвоздей до самодельных ножниц и ножей. Есть даже несколько станков.
–  Владимир Михайлович, расскажите о становлении авиамодельного спорта  в Курске.
– Авиамоделированием куряне занимаются больше 60 лет. В конце 40-х  годов конструировали самолеты во Дворце пионеров и школьников, а в середине 50-х начал работать авиамодельный кружок на областной станции юных техников. Родоначальником авиамодельного спорта можно считать  Петра Васильевича Бирюкова. Потом пришел Виталий Захаров. Вот тогда авиамоделирование начало развиваться, что называется, семимильными шагами: больше людей  увлеклось этим видом спорта, появились более сложные модели, и на всесоюзных соревнованиях  куряне стали побеждать. Кандидатов в мастера спорта  и мастеров тогда было достаточно.
После развала Советского Союза авиамодельный спорт в Курске не умер. С 1994 года в Курском аэроклубе со спортсменами-авиамоделистами работал Геннадий Павлович Плужников, спортсмен с 1949-го. Он многократный чемпион Центральной зоны России, призер первенства России, а в 1983 году установил рекорд области на продолжительность полета радиоуправляемого планера. Его  результат – 3 часа 30 минут – зарегистрирован Центральным аэроклубом имени Чкалова.
–   С историей все ясно. Теперь перейдем к самим типам моделей. Их ведь два вида?
–  Совершенно верно. Существуют два больших класса моделей – кордовые и радиоуправляемые. Первый – более узкий, нежели второй. В кордовом классе есть гоночный и  скоростной классы, воздушный бой. Радиоуправляемые модели управляются с помощью пульта, а кордовые – тросом и специальной ручкой.
–  В каком классе у «пилота» больше возможностей для маневров?
–  У радиоуправляемых, конечно. Ведь их движение ничто не ограничивает, кроме законов физики и характеристик модели. Такая модель может делать фигуры различной сложности (мертвая петля, «бочка», «кубинская восьмерка»).
– Какие соревнования, по-вашему, самые зрелищные?
–  Видов состязаний очень много. Каждый имеет свое буквенно-цифровое обозначение (F1-7). Начнем по порядку. Есть свободнолетающие модели, не управляемые в полете ни по радио, ни механически. Цель таких турниров – самолет должен как можно дольше продержаться в воздухе. Про кордовые модели мы уже говорили. Здесь мы выясняем, кто лучший на дистанции 1 км (30 кругов), выполняем фигуры высшего пилотажа, участвуем в командных гонках (10 км или 100 стандартных кругов) с пит-стопами, как в настоящих гонках. Механик должен заправить самолет всего за несколько секунд. Объем бака – 7 куб. см, его хватает примерно на половину дистанции. Также кордовые модели принимают участие в воздушных боях. Это один из самых зрелищных видов соревнований, во время которых «пилоты» должны отрубить наибольшее количество кусочков ленты, привязанной к моделям самолетов. Победа  присуждается тому, кто «оттяпал» больше фрагментов за 5 минут. Ленточку можно разрезать только пропеллером. Кроме того, наносить повреждения корпусу модели строго запрещено. Если это условие нарушено, засчитывается поражение.
– Над каким  самолетом вы сейчас  работаете?
– Почти десять лет уже тружусь над ЯК-3 (самолет, на котором учился летать Юрий Гагарин). Это модель-копия. Здесь все воспроизведено в точности, как на настоящей боевой машине: фары, механизм шасси, закрылки... На соревнованиях судьи очень строго оценивают подобные мелочи. Размах крыла –  около 2,5 метра. Скоростные характеристики скромные – 50-60 км/ч. Он уже не раз летал, выполнял фигуры высшего пилотажа. Сейчас вот  решил заняться его покраской...
♦ Одним из первых российских авиамоделистов был М.В. Ломоносов. В 1754 году он «...делал опытную машину, которая бы, подымаясь кверху, могла поднять с собой маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине». Это был прообраз современного вертолета.
♦ В 1877-м действующие модели самолетов продемонстрировал А.Ф. Можайский.
♦ Мировые чемпионаты по авиамодельному спорту проводятся с 1925 года.
♦ С авиамодельного кружка начали путь в авиастроение конструкторы Павел Сухой и создатель знаменитого российского истребителя Су-27 Михаил Симонов, увлекались построением планеров Олег Антонов, создатель ракетной техники Петр Грушин (генеральный конструктор зенитно-ракетного комплекса С-300), легендарный «главный конструктор» Сергей Королев, первый космонавт Юрий Гагарин и другие. И прежде, и сегодня большая авиация немыслима без авиамодельного спорта.
♦ Размеры моделей могут варьироваться от 80 см (размах крыльев) до двух с половиной метров!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...