Сила мелочей
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Мы с вами не всегда замечаем, в каком красивом городе живем. Для многих это всего лишь привычная среда обитания.    
И только когда слышишь дифирамбы Курску из уст гостей города,  для которых он  откровение, начинаешь  смотреть на свою «среду обитания» другими  глазами.  С такими «очарованными странниками» постоянно встречаюсь, когда в Курск  привозят из-за океана икону «Знамение» Курскую Коренную.  В нынешнем сентябре это были жители далекого города Долинск, что на Сахалине...
Курск за последние годы сильно похорошел, причем  пока он не  утратил  и шарма старого города...  Однако мы с вами не гости, а хозяева, коим  следует не забывать о порядке.
Скажем, куряне давно уже привыкли  к тротуарам, вымощенным плиткой. Шагать по ним –  одно удовольствие. Да и ремонта нынешние  мостовые в целом требуют меньше. Впрочем, есть замечания, можно сказать, мелочи...
Плиточные  плоскости местами начали превращаться в более сложные поверхности, изобилующие впадинами, а то и настоящими провалами. Это особенно заметно в дождь, когда на тротуарах  появляются лужи, обозначая  дефекты покрытия. Причина может быть только  в  невыполнении технологических регламентов. Речь идет о целом ряде параметров: устройство необходимых уклонов, несущего и дренажного слоев, установка бордюров,  выравнивающий песчаный слой и только в завершение –  укладка самой плитки…
Тротуары, тротуары –
Мир свиданий и разлук.
Припозднившиеся пары
Утаят касанья рук.
Не станем докучать  лишними деталями, скажем лишь, что все эти технологические этапы  имеют свои тонкости. Многое зависит от условий эксплуатации того или иного участка. Скажем, если он предназначен только для пешеходов – это одно, но если по  покрытию хотя бы изредка будут перемещаться автомобили или иная дорожная техника – совсем другое. В последнем случае необходимо значительно усилить несущий и дренажный слои по сравнению с пешеходным вариантом…
Однако в любом городе тротуаров, на всем протяжении которых передвигаются только пешеходы, немного. Автомобили подвозят товары к многочисленным магазинам, они могут парковаться прямо на тротуарах, или  наезжают на них  передними колесами. Зимой же плиточное покрытие тракторами чистят от наледи… Учитывается ли этот автомобильно-нагрузочный фактор? Полагаю, что не всегда. Иначе чем объяснить хотя и фрагментарные, но провалы мощеной поверхности тротуаров?  К примеру, на углу улиц Гоголя и Радищева, Ленина и Садовой...
Класть плитку поверх старого асфальта тоже нужно по определенной технологии, поскольку слой асфальта препятствует  дренажу, вода скапливается под плиткой, с наступлением холодов замерзает и расширяется. Опять же, асфальт со временем неизбежно проседает или вспучивается, а с ним – плиточный слой…
Кстати, категорически не рекомендуется чистить с плиточных тротуаров снег и наледь с помощью техники, не оборудованной на отвале специальными резиновыми накладками. И уж тем более нельзя пользоваться в этом процессе железными ломами.
Еще одна из причин образования ям на таких тротуарах – они часто возникают там, где еще до укладки плитки (иногда очень давно) копали траншею, которую потом просто засыпали без проливки и трамбовки.  В этих случаях даже строгое соблюдение вышеупомянутых технологий не поможет…
И еще. Если на плиточном тротуаре образовалась впадина, с годами она будет только увеличиваться. Снять плитку, подсыпать песочку и снова уложить –  это поможет ненадолго. Нужен серьезный ремонт, причем гораздо обширнее площади впадины.
Но каков бы ни был плиточный тротуар, он не обходится без люков технических колодцев. Чего только не придумали за последние десятилетия, чтобы эта неизбежность выглядела эстетичнее!..  Пластиковые, алюминиевые и даже резиновые люки давно уже делают квадратными, чтобы вписать в плиточный рисунок.   Где-то их выполняют в виде  вазы, куда сажают цветы, или устраивают на люках маленькие газоны.  Но чаще всего люки вписывают в мостовую с помощью  плитки специальной формы и размера. Заливать незаполненное плиткой пространство раствором, конечно, проще, но эта «ложка дегтя»  изрядно портит мостовую, как бы красиво она не выглядела  в целом.
Есть один предмет, без которого трудно представить тротуары современного города.
Товарищи люди, будьте культурны!
На пол не плюйте, а плюйте в урны.
Со времен Владимира Маяковского, коему принадлежат эти немудреные стихи, отношение к урнам изрядно изменилось. Они все больше становятся предметом городской эстетики, балуют горожан разнообразием форм и функциональных особенностей. Если таковые стоят у кромки проезжей части  – это муниципальные, если у дверей магазинов и офисов –  ведомственные.  Среди последних попадаются самые разные конструкции, иногда весьма причудливые и неудобные в пользовании.
Иные   прикованы цепями к стене:  хозяин откровенно не доверяет прохожим.  Есть и такие, что носят больше декоративный характер – как ливрейные швейцары у дверей  того или иного заведения в былые времена. Как-то, попытавшись воспользоваться такой урной по ее прямому назначению, я вызвал недовольство охранника, отдыхавшего на крыльце от трудов праведных. Проходи, дескать, мимо, любезный... А можно встретить урну, и вовсе затянутую сверху полиэтиленовой пленкой –  чтобы никому и в голову не пришло использовать ее по прямому назначению.
И все же заступимся за урну-трудягу,
памятуя о ее нелегком труде:
...Ведь можно мне придумать другое примененье…
В меня поставить розы, шампанским бы наполнить,
Чтобы черпал прохожий бокал веселья полный…
Но я гляжу на звезды, и мне бывает дурно:
Так нелегко на свете быть мусорною урной!
Отличительной особенностью магазинчиков, сплошь заполонивших центральные улицы города, является крыльцо. И чем оно обширнее, «ширше», тем больше «чести» заведению.  Где-то ступени поднимаются вдоль стены, а  в иных местах – поперек тротуара, достигая иной раз  его середины.  
Магазин небольшой, но что надо — крыльцо:
Тротуар им заполнен изрядно.
А иначе никак: делу честь и лицо.
Чтоб еще до  порога – нарядно.
Такие «вторичные» конструкции вторгаются в  архитектуру здания, порой старинного,  без всякого учета его специфики.  Улица в целом тоже проигрывает. В свое время существовало понятие «авторский надзор», когда разработчик того или иного строения мог возразить относительно новоделов, сегодня такой практики нет... Еще в 1926 году в Курске был разработан норматив, оговаривающий этот параметр, — все было очень сдержанно. Сегодня каждый проект индивидуален — на волю разработчика.  Но, может быть, стоит вернуться к опыту прошлых десятилетий?
Кто-то скажет: все это все мелкотемье, есть  проблемы серьезнее. Но сила-то мелочей в том, что их много, и хочется, чтобы эта арифметика начала-таки  сдавать свои позиции. Тем более в таком красивом городе, как наш.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...