А мы с тобой, брат, из пехоты...
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
А мы с тобой, брат, из пехоты...


Рассуждения на тему: «Кто главнее – пешеход или автомобиль»    
На мой взгляд, в городе Курске среди субъектов дорожно-тротуарного движения все большую силу набирают как раз автомобили.  С каждым годом их становится больше, они давят на нас  количеством,  размерами, массой, а того более – агрессивностью. Замечено, что, сев за руль, иной человек начинает смотреть на окружающий мир совсем по-другому. Дескать, я  рулю, давлю на педали газа или тормоза (причем   иногда их путаю), а ты всего лишь суетишься на пешеходном переходе. Стало быть,  знай свое место, «гомо пешеходикус». Я, дескать, как рыцарь из средневековья, закованный в автомобильную броню, а ты даже в оруженосцы мне не годишься. Отошел бы подальше... Одним словом: «не пыли, пяхота...»
Но может быть, мне так кажется лишь по той причине, что я – закоренелый пешеход, а  на самом деле не все так однозначно? Скажем, вполне можно представить пешехода без тротуара, а вот городской автомобиль без улицы — никак.  Стало быть,  в первую очередь  улица – с разметкой,  парковками, со строгими, но доброжелательными полицейскими и адекватными пешеходами.  Хотя разве так бывает?
О стремлении курян создать в городе идеальные улицы можно писать много, повествуя в масштабе как минимум пары столетий. Но мы коснемся  новой и новейшей истории обустройства  лишь главной  артерии города – улицы Ленина.  Скажем, в меру узкий тротуар по нечетной стороне и несоразмерно широкий по четной объясняется тем, что курские архитекторы еще в пятидесятые годы прошлого века задумали проложить под этим широким тротуаром подземный путепровод в сторону мединститута, выполнив его открытым способом с последующим перекрытием.  С  путепроводом тогда не получилось, хотя задумывали его всерьез... Но отдадим должное курским градоустроителям тех лет, когда автомобили на улицах  были редкостью, — городские архитекторы предвидели, что   автоситуация  рано или поздно  изменится, и пытались заранее конструктивно вмешаться. Во всяком случае тезис «после нас хоть потоп» тогда  не главенствовал.  Можно привести множество примеров, когда в генпланах развития Курска (в первую очередь его центральной части) вполне реальные авторазвязочные решения ставились как раз во главу угла, а все остальное  лишь сопрягалось  с ними.
Сегодня максимум внимания – на новые районы, коими город, судя по всему, и будет прирастать. Там строят новые автомагистрали, объективно заглядывая в будущее... А центр, получается, легче обойти  транспортными потоками, чем реконструировать  автоартерии.  Невольно скажешь спасибо инвесторам-застройщикам, которые нет-нет да возведут очередной торговый центр и транспортные артерии рядом поправят...
Но, может быть,  архитекторы и строители вспомнят свою старую задумку — возведение автомобильной эстакады через пойму Кура со стороны улицы Ватутина? Сколько вопросов можно было бы решить таким образом  для частного и для общественного транспорта.
Однако, вернемся к четной стороне улицы Ленина, которая  по идее должна была стать раем для  пешеходов, но не стала. То тут, то там, прямо на широком плиточном тротуаре, поближе к цветникам паркуются легковые автомобили, «кучкуясь» явно по корпоративному признаку: банки, магазины и прочие учреждения... Добираются они туда тоже по тротуарам, сердито сигналя докучливым пешеходам.   Разметки, которая позволяла бы им это делать, понятное дело, нет, но попробуйте только посягнуть на их приоритет и пристроиться рядом — мало не покажется. Несколько раз был свидетелем того, как автомобили выезжали на тротуар и объезжали пробки, которые не редкость на главной улице. Очень хочется — значит можно?
Так может быть, пешеходам уступить часть своих прав под организацию парковочных карманов не только рядом с площадью Перекальского? Широченный тротуар четной стороны – это своеобразный «резерв главного командования», который пора использовать.
Тротуар по нечетной стороне улицы Ленина тоже не застрахован от автомобильного засилия. Нередко можно видеть, как припаркованные  машины  передней парой колес  въезжают далеко за бордюр. Это стало  своеобразным «шиком», когда капот поперек тротуара напоминает пешеходу, кто он такой по сравнению с дорогим «Мерседесом» или «Лексусом». К примеру, напротив центрального офиса «Сбербанка» на тротуаре часто паркуется огромный черный автомобиль – всеми четырьмя колесами. Всякий раз не могу отделаться от ощущения, что это чикагские гангстеры приехали грабить банк. Но потом прихожу к выводу, что причина все та же: «если очень хочется, то...». Да и как откажешь в маленькой прихоти такому серьезному авто? Ни разу не наблюдал, чтобы подъехали работники ГИБДД и оштрафовали водителя, или того пуще — эвакуировали это средство передвижения...
На улице Радищева ситуация еще серьезнее, чем на центральной. Здесь автомобили нередко целиком перегораживают  пешеходные потоки, заставляя «пехоту» выискивать лазейки или использовать проезжую часть. К примеру, так происходит в направлении  торгового центра «Пушкинский».
А, может, правила дорожного движения по каким-либо пунктам незаметно для нас с вами изменились, поставив во главу угла все тот же тезис: «строго запрещается, но в отдельных случаях...»? Как тут не вспомнить очень популярную сегодня «отмазку» (контрдовод): «не мы такие, жизнь такая...». Если конкретно: «где можно в центре города припарковаться, если не здесь?».  Однако вполне допускаю, что речь идет как раз о разумном компромиссе, когда излишняя строгость со стороны стражей дорожного порядка ни к чему не приведет.
Но вернемся к планировочным решениям курских улиц. Чтобы они  идеально работали и на автомобилистов, и на пешеходов, нужны годы упорной работы. И центральная улица – не единственная. Известно ли вам, что улица Радищева еще в середине тридцатых годов прошлого века была тупиковой, как и соосная ей Мясницкая? Их объединили в одну, для чего снесли два храма (Николаевский и Флоровский), а так же   целый «микрорайон» частных домов. Цель — получить полноценную магистраль рядом с улицей Ленина... А вот  улица Горького так и не стала союзницей центральной в облегчении автонагрузки. За несколько десятилетий (опять же в рамках послевоенных генпланов) ее расширили, значительно сместив «красную линию» западной стороны.  Но для чего это сделали, если улица Горького  до сих пор тупиковая практически с двух сторон? В архитектурных задумках (еще с довоенных времен) ее не раз пытались сделать сквозной, но дальше замыслов дело не пошло. И вот сегодня, оставшись такой же узкой в проезжей части, как в пятидесятые годы, улица обзавелась шестиметровыми газонами с двух сторон, смысл которых совсем не понятен.... Кстати,  проект строительства жилого микрорайона ниже к Тускари от Московского проезда предполагал как раз продление улицы Горького в сторону Кировского моста. С южной стороны улица упирается в Первомайский парк. Может,  стоит разрезать парк на две части полноценным продолжением улицы Горького? Тогда  она выходила бы на улицу Сонина, превратившись из тупиковой во вполне состоятельную...
В тридцатые годы (сразу после возвращения Курску статуса областного центра) многие архитекторы предлагали  использовать площадку в рамках нынешнего Первомайского парка для строительства вдоль улицы Горького, максимально сохранив зеленые насаждения, а косогор — для создания зоны отдыха. Но после войны зеленая зона парка (к тому времени весьма поредевшая от вырубок) потребовалась как санитарная, отделявшая  с северной стороны строившийся электроаппаратный завод от Дома советов и прочих административных зданий окрест.  Но сегодня-то дело идет к тому, что завод рано или поздно переедет на другую площадку... Что построят в этом случае на месте парка? Если тут появятся новые торговые центры, которые потребуют огромных парковок и технологических подъездов, то опять получится  формат «не пыли пехота». Рациональней все-таки перенести строительство всяких «гипер» и «супер» на окраины...
Пешеходной среды (включая поездку в общественном транспорте) мало кому из автомобилистов удается окончательно избежать. Жизнь полна неожиданностей: каким бы роскошным не был твой автомобиль, профессор ты или небогатый пенсионер – на тротуаре или в троллейбусе разницы никакой — сплошная демократия. Все мы немножко пехотинцы.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Решение дорожной проблемы все-таки существует. Этим вопросом сейчас занята городская администрация.
Как рассказал глава администрации Курска Николай Овчаров, на данный момент запланировано строительство многоуровневых парковок на площади Перекальского и улице Карла Маркса, а также на проспекте Клыкова и в районе улицы Орловской. Правда, есть и ложка дегтя: все они станут платными.
Кроме того, на 2015 год планируется строительство нескольких карманов для муниципального транспорта на главных улицах города.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...