Он видит перспективу
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Он видит перспективу


Слепота не ставит крест на жизни человека. Во все времена и во всех странах были незрячие люди, которые благодаря таланту, упорству и поддержке близких добивались уникальных результатов в науке, искусстве и других областях. Одни из самых известных – Гомер, Джон Мильтон, Георг Фридрих Гендель. Среди наших соотечественников – Николай Островский, Эдуард Асадов, Диана Гурцкая. В нашем городе тоже есть на кого равняться: лауреатом конкурса «Человек года-2014» и обладателем премии «Курская антоновка» в номинации «Преодоление» стал председатель региональной организации ВОС Валентин Твердохлеб. Сегодня он – гость «ГИ».    
Пока едем по улице Радищева, ловлю себя на том, что жадно рассматриваю привычные пятиэтажки с разноцветными балконами, голые февральские деревья с качающимися на ветру кронами, торопящихся людей – время около двух, заканчивается обеденный перерыв.
– Валентин Викторович, вы знаете, как выглядят автомобили, тротуар, дома?
– Да. У меня хорошая зрительная память. Хотите, дам словесный портрет любого поэта или писателя, из тех, кого изучали в школе? У Александра Сергеевича черные кудри, бакенбарды, нос такой вытянутый (показывает рукой)… А лица родных, знакомых – и сейчас перед глазами.
– Кому легче адаптироваться – незрячим с рождения или тем, кто утратил способность видеть, будучи взрослым? Когда имеешь хотя бы представление об окружающем мире, наверное, жить проще?
– Что вы! Слепые с рождения –  как рыба в воде. У них все остальные органы чувств сразу же включаются на полную мощность, они не знают, чего лишены. А когда видящий человек вдруг погружается во тьму – это такой удар! От него трудно оправиться.
...Типичный кабинет руководителя – стол с телефоном и оргтехникой, грамоты и фотографии в рамочках на стене. Валентин Викторович открыл шкаф для одежды, предложил мне помочь повесить пальто, потом вернулся к своему креслу, не прикоснувшись по пути ни к одному предмету. Единственное, что выдавало особенность этого человека – черные очки на лице и лежащие перед ним белые листы бумаги с «гусиной кожей» текста Брайля.
О себе говорил скупо, словно читал строки из личного дела в отделе кадров: родился в 1956 году в Запорожье, учился, работал, организовал… Но в какой-то момент я поймала себя на мысли, что сидящий передо мной слепой человек и его рассказ трудно совместить друг с другом. Пришлось пробиваться сквозь парадный фасад личности руководителя:
– Валентин Викторович, когда у вас начались проблемы со зрением?
– В роддоме мне закапали глаза ляписом, что привело к ожогу, а впоследствии и к глаукоме. Поначалу у меня оставалось две десятых зрения, и мальчишкой я не ощущал никакого дискомфорта, бегал со сверстниками, гонял в футбол. Но болезнь прогрессировала, зрение становилось все хуже. В 16 лет после неудачной операции один глаз закрылся полностью. В двадцать наступила полная слепота.
– Что помогло не опустить руки?
– Наверное, высокая самооценка и непримиримость со второсортностью, в чем бы она ни выражалась. Когда я был совсем маленьким, отец ушел в другую семью. Нам с мамой пришлось хлебнуть лиха. Денег постоянно не хватало. Если в других семьях детей часто баловали шоколадными конфетами, зефиром, то мама на свою зарплату санитарки могла купить лишь карамельные подушечки или леденцы. И так во многом. Мне было обидно до слез, плакала и мама. Но однажды, лет в восемь, после какой-то издевки одноклассников, я пришел домой и сказал: «Мама, я вырасту и сделаю все, чтобы мы жили не хуже других».
После окончания восьми классов пошел работать слесарем-сборщиком и первые месяцы в день зарплаты и аванса приносил домой по торту, пока досыта не наелись ими. Получив профессиональное образование, всегда работал на полторы, а то и на две ставки. Нужда осталась только в детских воспоминаниях.
– Музыка – это призвание или выбор из немногих профессий, доступных незрячим?
– Музыкой я грезил с детства. Учился в школе-интернате для слабовидящих и параллельно занимался в музыкальной школе по классу баяна. Мечтал продолжить обучение в Запорожском музыкальном училище (рядом с домом), но плоскопечатный шрифт становился для меня недоступным. Год работал на заводе. Освоил систему Брайля, необходимую для поступления в Курское музыкальное училище-интернат слепых, и в 1973 году при конкурсе четыре человека на место успешно сдал приемные экзамены.
Мне очень повезло с педагогом. С Федором Александровичем Яременко все было интересно: и работа над техникой, и разбор новых произведений, и выступления на академических концертах. Помимо учебы и выполнения обязанностей комсорга я ежедневно не менее пяти часов занимался на инструменте.
Начиная со второго курса я постоянно занимал призовые места на ежегодных конкурсах в училище. Увлечение баяном помогло справиться с полной потерей зрения. У меня появилась новая цель – консерватория.
В 1977 году, с отличием окончив музучилище, поступил на заочное отделение Донецкого музыкально-педагогического института, а через год был приглашен в родное училище преподавателем по классу баяна, как оказалось – на долгие 23 года.
– Знаю, что наряду с преподаванием вы выступали в дуэте баянистов Курской филармонии, а в 1981-м заняли четвертое место на международном конкурсе незрячих музыкантов в Праге…
– Да, и горжусь этим. Для музучилища я стал первым «международником», и в Донецке (музыкально-педагогический институт обрел статус консерватории) коллеги видели на стенде выпускников мою фотографию с подписью «первый дипломант международного конкурса».
– 90-е стали шоковыми для всей страны: дефолт, дефицит бюджета. Какие испытания выпали на долю инвалидов?
– Чтобы выжить, пришлось заняться бизнесом. Основной посыл для этого – налоговые льготы для общественных организаций инвалидов. Я создал Ассоциацию незрячих музыкантов «Тоника», в которую вошли полторы сотни курских инвалидов по зрению. Ассоциация принимала заказы и с помощью наемных специалистов и рабочих выполняла проектные работы, строила здания, ремонтировала школы и поликлиники. Была у «Тоники» и собственная столярная мастерская по производству окон и дверей.
Полученная прибыль направлялась на помощь незрячим: выдавали нуждающимся ссуды, лучшим учащимся выплачивали стипендии имени незрячего музыканта Паницкого, оказывали материальную помощь сиротам, приобретали музыкальные инструменты и костюмы для оркестра народных инструментов и хора незрячих, финансировали их концертные поездки по России.
В 1995-97 годах музыкальное училище финансировалось хуже некуда. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении, а их кормили один раз – не было денег на продукты. Зарплата преподавателям выплачивалась с большими задержками. И тут «Тоника» помогала как могла: закупала овощи, моющие средства.
Потом необходимость в «Тонике» отпала. Предпринимательскую и концертную деятельность мы продолжали под эгидой регионального отделения Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов.
– В 2001 году вам выпало новое испытание – перелом руки со смещением после попадания под машину. Музыка и преподавание остались в прошлом. Чем занялись?
– Организовал производство соевых продуктов – молоко, сыр, вареники и блинчики с начинкой. Для сбыта открыли фирменный магазин «Союшка», поставляли продукцию и в другие торговые точки города. В посты спрос был ажиотажным. К сожалению, через пару лет льготы для инвалидов сократили, а конкуренты, уклоняющиеся от налогов, вышли на рынок с более низкими ценами.
– Расскажите о своей деятельности в ВОС. Что удалось сделать?
– С 1984 года на общественных началах я руководил музыкальной секцией незрячих, был членом президиума ВОС. С 2003-го, став председателем Курской организации Всероссийского общества слепых, добивался открытия реабилитационного центра на базе заброшенного клуба предприятия «Магнит». Благодаря поддержке президента ВОС и губернатора области мы выиграли 2 федеральных и 3 областных гранта на реализацию программ поддержки инвалидов по зрению. В 2006 году открыли Центр реабилитации слепых. Там обучают системе Брайля, прививают компьютерную грамотность – как найти нужную информацию, скачать аудиокнигу, как общаться по скайпу. Работают в клубе кружки по интересам, спортивные секции.
Вместе с администрацией города решаем проблемы доступной среды для инвалидов. Например, автоматическое оповещение остановок в пассажирском транспорте. В городе из 126 светофоров 85 – звуковые. Это один из лучших показателей в ЦФО.
– Какие проблемы инвалидов на сегодняшний день не решены?
– На пальцах не перечесть. Те же водители общественного транспорта вместо оповещения остановок включают музыку. Звуковые светофоры выходят из строя, а их ремонт затягивается на недели. В банкоматах отсутствует звуковое сопровождение для незрячих. С кредитами тоже проблема, поскольку инвалиды по зрению – категория повышенного риска. Опять же открытые люки на дорогах, лед на тротуарах, не всегда корректное отношение со стороны горожан.
Но самый больной вопрос – трудоустройство. Если в советское время на предприятии ВОС «Магнит» работало около полутора тысяч человек, половина из которых – инвалиды по зрению, то сейчас трудятся 42 человека, из них 27 инвалидов. Это на 2600 незрячих в нашей области! Мы уже пять лет ведем переписку с властями, просим два миллиона на создание новых рабочих мест, но пока вопрос не решен.
Нужны деньги и на социальные нужды: одеть хор – 22 человека, оплатить поездку на Всероссийский фестиваль народного творчества ВОС «Салют Победы» … В общем, жизнь продолжается и надо брать новые барьеры.
Учеба в институте требовала большого труда и времени. Чтобы, например, сделать курсовую работу, надо было просить кого-то начитать материал на магнитофон. Слушая запись, я конспектировал ее по Брайлю и только потом на пишущей машинке распечатывал текст.
И вот на 4 курсе мы, студенты-заочники, приехав на очередную сессию, увидели в расписании экзамен по научному коммунизму. Решили – ошибка, ведь нам этот предмет не читали. Как бы не так! Выяснилось, что экзамен сдавать обязательно, а это – выучить 40 билетов и написать конспекты работ Маркса, Энгельса, Ленина, материалов съездов КПСС. Объем непосильный даже для зрячих.
Что оставалось делать? Положил в авоську нотные тетради и лекции, написанные по Брайлю, и пошел на экзамен. На вопрос преподавателя «Что это?» бойко ответил: «Конспекты первоисточников». Открыв одну из тетрадей, он удивился: «Сколько точек вы понатыкали за столь короткое время!» Я боялся, что попросит прочесть написанное, но обошлось. А по билету ответил на пятерку.
На выпускном рассказал преподавателю о содержимом авоськи. Пошутили, посмеялись.
Наталья СКОЛЬЗНЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...