Истоки карт
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Большинство современных школьников из всего списка учебников на досуге любят полистать лишь атлас. Как же создают  карты, а главное – кто?    
Топографы и картографы – эксклюзивные специалисты, массово этому ремеслу не обучают нигде. В Курске, например, всего лишь один университет готовит профессионалов, которые могут справиться с этой задачей. И занимается он этим уже 50 лет. Кафедра экономической и социальной географии КГУ создана в мае 1965 года. За это время высшее образование там получили сотни будущих профессионалов в различных областях.
– В Курской области мы монополисты в данной сфере, а значит, нам сложнее остальных – призналась завкафедрой экономической и социальной географии Людмила Попкова. – Без конкуренции трудно развиваться, поэтому приходится самим ставить себе задачи.
Выход из сложившейся ситуации – практика. Помимо изучения важных, но сугубо теоретических дисциплин студенты имеют возможность путешествовать как по России, так и по странам ближнего и дальнего зарубежья. Все для того, чтобы своими руками создать первую карту.
– Один из видов такого тренинга – практика по топологии, – рассказал доцент кафедры  Владимир Горин. – В нее входят теодолитная съемка (совокупность полевых измерений выполняемых теодолитом и другими инструментами для получения контурного плана местности) и работа с нивелиром (тот самый желтый прибор на треноге, который используют дорожники для определения разности высот). С нивелиром справляются все наши студенты, а вот с теодолитной съемкой сложнее. Но со временем этому мастерству обучаются и остальные. Помимо этого мы играем в геокэшинг. По правилам студенты получают GPS-навигатор и координаты тайника. Секретное место обычно располагается в поле, поэтому особых ориентиров нет. Побеждает тот, кто находит тайник первым. Но главное, что в полевых условиях ребята должны подготовить материал о местности и перенести информацию на карту.
Эта практика уже помогла в создании крупного проекта – социально-экономического атласа Курской области. Его презентация состоялась в прошлом году. Он представляет собой интерактивный сборник карт, на которых можно наглядно увидеть, например, в каких районах области наиболее высока плотность населения, где больше всего мужчин и женщин, и многое другое. Всего создано более 30 вариаций данной карты. Но главное – в эту карту можно вносить изменения, что наиболее актуально в социальных и экономических аспектах.
Еще один вариант закрепления практических навыков – путешествия на дальние расстояния. Так, студенты факультета последние четыре года ездят за границу.
– Вначале мы решили остановиться на странах поближе: Белоруссии и Украине, – пояснила Людмила Попкова. – Но уже в 2013 году  отправились в Молдавию, а еще через год – в Польшу. Но здесь важен не сам город или страна. Каждый студент должен по итогам практики сдать собственную карту путешествия, куда он вносит заданные параметры.
Вот так, в течение нескольких лет обучения студенты получают необходимые знания в области топографии и картографии. Конечно, далеко не все продолжают работу в этой сфере: кто-то уходит в туризм, кто-то становится преподавателем. Но каждый из географов уже не может смотреть на карты, как мы. Он понимает, каким трудом добываются данные, которые в итоге окажутся лишь ярким пятном в атласе: сотни фотографий, проштудированные архивы, десятки часов на открытой местности в дождь и зной, и сложные математические вычисления. И все это для подготовки одной страницы в  атласе.
На фото: студенты на практике в Молдавии
  • Комментарии
Загрузка комментариев...