Раз ступенька, две, три, четыре...
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Центр «Ступени» (так сейчас называется 26-я школа)  утопает в цветах и зелени. Классы небольшие. Прозвенел звонок.    
Идем за старшеклассницами в швейную мастерскую, оборудованную современной техникой. Уют этому классу придают работы декоративно-прикладного творчества.  Сегодня у девочек итоговая контрольная работа — пошив постельного белья. Выпускницы освоили работу не только на бытовых машинах, но и на современном швейном оборудовании, которым оборудованы предприятия города.
Валерия Быканова мечтает работать в ателье, выполнять дизайнерские проекты.  Яна Андреева хорошо справляется с оверлоком. У Вероники Кротовой  неплохо получается работать с трикотажем: она мастерит оригинальные игрушки по своим эскизам, хорошо рисует, поет, стала лауреатом конкурса самодеятельности среди коррекционных учреждений.
— У меня дома есть машинка, — смущаясь, говорит Алина Артемова. — Из старых джинсов сшила жилетку и сумку. К лету сделаю себе юбку. И близким тоже шью. Еще вязать люблю.
Педагоги Ольга Касьянова и Татьяна Лукьянчикова рассказали, что к 70-летию Победы Алина связала тюльпаны, работа попала на областную выставку декоративно-прикладного и технического творчества. Швейному делу девочки обучаются с 5-го класса. Если решат выбрать эту профессию, в старших классах обучение усложняется, практику проходят на производстве. Все выпускницы этого года решили продолжить обучение в профучилище-интернате.
В этом году в «Ступенях» завершился проект «Новая жизнь старых джинсов» — в центре появились новые вещи, игрушки, кегли для зала адаптивной физкультуры, сенсорная дорожка (импортная обошлась бы в 250 тысяч рублей),  одежду учеников украсили кружева из джинсовых ниток.
Школа первой начала использовать проектную технологию в трудовом обучении. Ее цель — закрепление навыков и дальнейшее использование их в быту. Заканчивая школу, девочки могут  обновить одежду, оформить стол и многое другое. Оригинальные панно из пластилина, соленого теста, роспись по стеклу, глиняные игрушки, батик — все это отголоски прежних проектов.
Для детей работает 14 кружков декоративно-прикладного и технического творчества. А еще – спортивные секции. Ребята наравне со здоровыми посещают Центр технического творчества, студии Дворца пионеров и школьников. В апреле они участвовали в 13-м межрегиональном фестивале самодеятельных театров «Открытый занавес». Спектакль «Дорожные истории» центра «Ступени» получил кубок фестиваля.
У мальчишек из 11-го класса свои заботы — ребята вернулись с производственной практики, показали пропуска завода «Электроаппарат», рассказали, что у каждого свое рабочее место в сборочном цехе, свой шкафчик.
— Нас в школе хорошо учат, и мы с рабочими на конвейере рядом трудимся, — говорит Сережа Самарин. — Несколько человек после школы решили остаться на производстве. Другие будут поступать в монтажный техникум.
— Ребятами на заводе довольны, — говорят педагоги Николай Старков и Геннадий  Макеенко. — Стараемся дать им как можно больше навыков. А вот дальнейшая их судьба зависит от настроя — некоторые родители наивно полагают, что и дальше будет бесплатное питание, обучение.
Оба педагога работают в школе четвертый десяток, и знают, как важно этим ребятам войти в жизнь с профессией. Директор центра «Ступени» Оксана Фатеева называет  педагогов  трудового обучения «наши бриллианты». Мужчины в коллективе на вес золота, потому что обучаются в центре в основном мальчики. К сожалению, термин «ребенок с ограниченными возможностями» чаще всего относится к представителям сильного пола. В «Ступенях» очень пекутся о судьбе выпускников. Каждого (!) пристраивают работать, учиться дальше или делать что-то на дому. Одна лежачая выпускница плетет из бисера бусы, которые реализует частный предприниматель.
По коридору за руку с учителем Татьяной Волянской вприпрыжку  идет незрячая девочка. Знакомимся: второклассница Дашенька Евглевская поет, читает стихи, занимается музыкой. Недавно стала лауреатом межрегионального конкурса чтецов  в Орле.
...Учителя старейшего коррекционного заведения имеют по два образования: по предмету и специальное — логопед, дефектолог, психолог. В последнее время педагоги осваивают тифлопедагогику, так как в центре теперь обучаются слабовидящие и  слепые дети.
— Родители всегда могут найти специализированную помощь и совет, как подготовить ребенка к школе, — отметила директор. — В садики не все наши дети попадают, поэтому на базе центра мы открыли для них группы кратковременного пребывания. Здесь  можно подготовить ребенка по любой программе: массовой или для специального заведения. Обучение детей ведется с большим блоком коррекционных занятий, способствующих развитию психо-эмоциональной, интеллектуальной сфер, мелкой моторики.
— Почему «Ступени»?
— Особые детки требуют не только особых условий пребывания, но и особых методик преподавания, особых подходов на уроке. Цель нашего коллектива — помочь им найти место в жизни, понять, чем они могут заняться в дальнейшем. Для того чтобы социализировать детей к концу обучения, мы ведем с ними большую коррекционную работу. Стало возможным осуществить давнюю мечту: сделать процесс обучения непрерывным — от дошкольного возраста до взрослого. Дошколята — первая ступень, чем раньше их приведут к нам родители, тем большего эффекта можно достичь. 20% детей после коррекционной работы поступают  в обычные школы.
В центре есть подготовительный класс для тех, кто еще не созрел эмоционально, психологически для первого класса. Следующая ступень — начальная, за ней идет средняя. Дети получают 9-летнее образование, по итогам государственной аттестации им выдают  аттестат, а  ребята с нарушениями интеллекта, обучавшиеся по спецпрограмме, получают свидетельство об обучении  по адаптированной программе. Они могут продолжать обучение в специальных 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой.  Отсюда наше название – «Ступени». Это ступеньки в самостоятельную жизнь.
— Вы упомянули взрослых учеников...
— Есть у нас и такие. Окончившие 9 классов в специальных школах-интернатах для глухих и слабослышащих, а также имеющие речевые нарушения, с сохраненным интеллектом, уже работающие, но решившие дальше учиться: без отрыва от производства в вечернее время получают общеобразовательную подготовку 10-11 классов, сдают ЕГЭ.
— Все ли успешно проходят ступени?
— Трудности для наших детей повсюду: с освоением программы, с общением, с принятием в обществе. Наш социум, несмотря на социальную рекламу, не готов принимать инвалидов такими, какие они есть. Успешность обучения зависит и от диагноза. Все очень индивидуально. Пятая часть детей не может посещать школу, обучается на дому. У нас 57 таких учеников. Социализировать их тоже нужно, надо дать им шанс попасть в общество. Для них по субботам в центре устраиваем развивающие занятия, встречи, праздники. Приходят с детишками  в основном мамы, на плечи их и бабушек ложатся заботы, а папы из семей с детьми-инвалидами быстро исчезают.
Педагоги центра «Ступени» обучают детей тому, что те не умели раньше: например, предлагают улыбаться перед зеркалом, правильно выражать эмоции и конечно, общаться. Особые дети особенно ценят любовь и внимание. Если встретите их, не оставайтесь безразличными.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...