Алексей ЧЕРНЫШЕВ: Мой путь — не путь одиночки
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Алексей ЧЕРНЫШЕВ: Мой путь — не путь одиночки


Научные достижения курского ученого – доктора психологических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ, академика Международной Академии психологических наук, заведующего кафедрой психологии КГУ Алексея Чернышева широко известны и востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. Какой дорогой шел сельский паренек к  мировому признанию, и в чем секрет его успеха? С такими вопросами пришел наш корреспондент  в скромный кабинет известного человека.    
К нам бежали за огоньком
Ученый с мировым именем родился в 1936  году в селе Селино,  в  180 км от Курска. Семья Чернышевых славилась трудом и любовью к литературе. Отец Алексея, Сергей Иванович,  – лучший плотник и лучший косарь, имел феноменальную память и в свободное время вдохновенно декламировал односельчанам  стихи Некрасова, Пушкина, Лермонтова,  почти слово в слово пересказывал «Девяносто третий год» Гюго. Культ книги и знаний  создавали в семье особую атмосферу, которую впитал Алексей.
– Сейчас я знаю наизусть около 200 стихотворений, а в детстве был  настоящей ходячей энциклопедией,  – рассказывает он.
Когда отец ушел на фронт,  Алексею было пять лет, сестре – восемь, брату – тринадцать.  Из родни Чернышевых, включая двоюродных, воевали девять человек.  Вернулись только двое, причем отец  – потерявшим здоровье. Так было у всех. Похоронки  буквально завалили село.
В годы войны маленькому Алеше пришлось увидеть, как мама и бабушка в тяжелейших условиях  боролись за выживание.   Представьте себе: зима 41-го года. Печка кое-как сохраняет тепло. Дров нет. Водоемы  и колодцы замерзли. Мама пробивала лед, чтобы достать воды.  Нет ни спичек, ни керосина.  Старший брат придумал способ добывать огонь  –  бил стальным бруском по граниту и высекал искры. К ним  подносили  трут – кусочек засмоленной ваты, от которого потом загорались сухие веточки. Мама растапливала печку, и к Чернышевым бежали соседки: «Устинья, дай огонька!».   Сложив горящие головни в тазики, они  несли их домой,  к ним за огоньком приходили соседи. И так по всему селу из хаты в хату женщины  бегали за огоньком.
Немцы, глядя на сельских женщин, восклицали: «Русская леди – лошадь»! Мама Алексея надевала зипун, запрягалась в санки и везла троих детей  на болото, где они  – кто топором, кто ножом  – заготавливали лозу для топки. Потом шла пешком за тридцать пять километров, чтобы выменять  последние отцовские вещи на стакан соли.
Помнит  Алексей и тиф: у брата галлюцинации, он выбегает на улицу в тридцатиградусный мороз,  сестра  в бреду ищет призраков под лавками,  мать лежит без сознания. Незаболевшая бабушка и маленький Алеша поддерживают всю семью  – как-то топят, что-то готовят и, в конце концов,  спасают всех.
– Трудное военное детство сформировало в нас заряд предприимчивости и сноровки, научило искать выход из самого трудного положения,  – говорит ученый. –   С тех пор у меня огромная тяга к обучению.
В селе всем было известно, что младший Чернышев приходил из  школы и, не поев, садился делать уроки.
Семилетку Алексей закончил блестяще и поступил в Дмитриевское педагогическое училище. Жил на стипендию — других денег в семье не было.  Острая жажда знаний повела его  дальше  – на физико-математический факультет, а в армии  – в офицерское  артиллерийское училище.
После службы Алексей преподавал в сельской школе физику,  показывал на уроках такие опыты, что о нем  ходили легенды по всей округе.  Интересная работа, любимая семья.  Казалось бы, чего еще желать? Но...

Случай, перевернувший жизнь
Один эпизод из армейской  жизни изменил ход мыслей и всю дальнейшую судьбу Алексея Чернышева. Он служил в частях Западной Украины.  Однажды ночью на солдата, стоявшего на посту, напал бандеровец. С крыши пятиэтажного здания он, что называется, «рубил» тело военнослужащего на части, поочередно стреляя в ноги, руки, живот, но не делая смертельного выстрела. Раненый дергался в судорогах. Лежа в свете фонаря, он отлично просматривался, и мерзавец наслаждался его страданиями.  Чернышев, первым прибежавший на звук выстрелов, был поражен увиденным и дал автоматную очередь по бандеровцу. Тот бросил стрелять, спрыгнул с крыши и побежал.  Алексей ринулся за ним.  Вдруг сзади  кто-то схватил Алексея за плечо и крикнул: «Куда, лейтенант?! У тебя только что дочь родилась!». Командир батареи, капитан Роголь, еврей по национальности,  вырвался вперед  и закрыл Алексея  своим телом от возможных выстрелов бандита. Через несколько секунд за бандитом ринулся другой военнослужащий — рядовой Федотов, спортсмен, парень богатырского телосложения.  Бандеровец юркнул в заранее подготовленный лаз и скрылся.
– Спустя какое-то время я осознал произошедшее и стал спрашивать себя, какой механизм сработал в нас троих, что мы в экстремальной ситуации без приказа и какого-либо принуждения героически мчались на верную смерть?  –  вспоминает Алексей Сергеевич.  –  Почему мы,  люди разных национальностей и статусов,  оказались едины в благородном деле?  С того момента во мне разгорелся неудержимый интерес к психологии.
В 1964 году  Алексей поступил в аспирантуру. Совместив познания в  физике с усиленным изучением психологии (на физмате она давалась в ограниченных объемах),   Чернышев изобрел два прибора:  «Групповой социомоторный интегратор со стрессором» и «Арку», которые моделируют совместную деятельность.  Эти приборы до сих пор используются в исследовательских лабораториях России. Защита диссертации и степень кандидата психологических наук открыли Алексею путь в большую науку.

Такая разная работа
– Вы удивляетесь, почему в моем кабинете игрушки? Думаете, доктор наук на старости лет в детство впал? Нет. Сюда для психологического обследования сотрудники ФСБ приводят детей – жертв педофилов. Посмотрите, сколько материалов  было только за текущий год!  – отмечает Алексей Сергеевич и показывает мне увесистую папку.
Есть в работе  ученого и не столь печальные темы. Например, психология надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях.  Помните ее истоки? Разработки Алексея Чернышева, его ученика, профессора Сергея Сарычева, и  коллег активно применяются  в исследованиях при подборе экипажей, работа которых связана с интенсивными психологическими  и физическими нагрузками.
Как психолог-экспериментатор Чернышев занимается проблемой формирования лидерских качеств у молодежи. Для этих целей им совместно с его учителем – профессором Львом Уманским и учениками в свое время был организован летний лагерь «Комсорг», в котором создана особая, развивающая социальная среда (социальный оазис), где культивируются любовь, уважение и поддержка. В таких условиях подростки с  радостью  и рвением работают над своими проектами с утра до ночи, в результате чего раскрывается их внутренний потенциал.
– Коллеги вначале не поверили, что за 21 день лагерной смены  можно воспитать лидера, и сочли профанацией мою докторскую диссертацию,  – рассказывает Алексей Сергеевич. – Пришлось доказывать. Например, кавказскую девушку за месяц можно психологически обработать, и она с поясом, наполненном взрывчаткой, уничтожит себя и десятки пассажиров в метро.  Почему же, признавая  факты негативного воздействия на психику за короткий промежуток времени, мы отрицаем  возможность позитивных изменений?  Через лагерь «Комсорг»  прошли 35 тысяч воспитанников, многие из них сегодня занимают высокие посты.
Под руководством Алексея Чернышева созданы центры психологической помощи  –  «Гармония», «Монолит», «Спасатель», «Бумеранг»,  «Диалог».  Каждая из этих социально значимых структур начинала работать на общественных началах, потом, благодаря усилиям  ученого, большинство из них обрели статус бюджетных учреждений.  Во всех центрах работают ученики Чернышева.

Немного об итогах
– Мой вклад в развитие теоретической и практической психологии,  – подводит итоги беседы  Алексей Чернышев,  – не чудодейственный всплеск, а закономерный  результат изнурительного, но радостного труда  в тех общественно-социальных  условиях, в которых мне посчастливилось жить и созидать.  Мой путь в науке – не путь одиночки.  Мне  повезло встретить интересных людей и трудиться в творческом коллективе. Работая совместно, и я, и каждый из моих учеников достигли очень многого.
Именно учеников, среди  которых 30 кандидатов и докторов психологических наук, полноценных тружеников  на тяжелейшей научной ниве,  Чернышев считает главным  итогом  деятельности.  Сегодня ядро  кафедры психологии КГУ состоит из воспитанников Чернышева,  его ученики работают  и  в Воронежском классическом университете,  на кафедрах психологии  Орловского,  Брянского и  московских вузов.  Некоторые   оказались востребованными за пределами страны.
Вторым по значению достижением, коллективным и лично своим курский ученый считает создание на кафедре КГУ научной школы психологии, у истоков которой стоял  известный психолог, профессор Лев Уманский.  Алексей Чернышев  сохранил и развил дело, начатое  научным руководителем.
В  рамках курской школы психологии  разработана теория малых групп, которая  вошла в 16 лучших научных разработок, посвященных этой теме.  В крупных монографиях  «Психология ХXI века», «Психологическая наука ХХ столетия»  есть  работы Алексея Чернышева и имеется  ряд ссылок на его труды. Он входит в редакционные советы двух фундаментальных профильных изданий «Психологический журнал» и «Практическая психология». В увесистую  «Энциклопедию психологии общения» вошли пять новых понятий, введенных в науку курским психологом, и его биография.  И наконец, международное признание, о котором наперебой твердили средства массовой информации. В энциклопедию «Who’s Who in the World»  Алексея Чернышева включили сразу по двум номинациям «Известные люди планеты» и «Выдающиеся ученые».
– За меня никто не просил, не ходатайствовал, и не за деньги я получил все это,  – отмечает собеседник.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...