Михаил КОЖУХОВ: На пороге перемен
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Михаил КОЖУХОВ: На пороге перемен


Поводом для встречи с главным врачом Курской областной клинической больницы Михаилом Кожуховым послужило письмо в редакцию.    
Жительница поселка Коренево в смерти мужа Владимира Л. обвинила медиков, назвав в качестве причин непрофессионализм и равнодушие. Однако разговор вышел далеко за рамки обозначенной темы.
– Михаил Алексеевич, знаю, что вы уже  разбирались  в ситуации и провели специальное совещание с персоналом по итогам. Как вы видите случившееся?
– На основании жалобы, поступившей от сына умершего, я назначил служебное расследование. Комиссия, созданная мной, а потом и лечебно-контрольная комиссия констатировали, что лечение проводилось в соответствии с имеющимися стандартами. Пациент получал всю необходимую терапию.
– Получается, что в жалобе содержатся ложные обвинения?
– Безусловно, нет. Просто родственники не являются медиками и им трудно судить объективно. Согласно истории болезни Л., при обследовании  пациента установлена почечная недостаточность и возникло подозрение на онкологию в поджелудочной железе, которое впоследствии не подтвердилось. Больной получал лечение, поддерживающее и почки, и поджелудочную железу. За все время нахождения его в больнице показаний к хирургическому вмешательству не было. Однако интоксикация одновременно из двух источников в какой-то момент превысила допустимый уровень и обрушила жизнедеятельность больного. Реаниматологи были бессильны. По статистике, смертность при остром панкреатите в нашей стране достигает 70%. К сожалению, в это число попал и Л. Тем не менее, заведующему отделением и двум врачам, осуществлявшим лечение этого пациента, вынесены дисциплинарные взыскания. Кроме того, они лишены надбавок стимулирующего характера. К ответственности привлечены и медицинские сестры, имевшие отношение к обслуживанию больного. Но, честно говоря, до уровня равнодушия, обозначенного в жалобе, нашей больнице далеко.
– На равнодушие в больницах жалуются очень многие, причем это проблема не только нашего региона. Что происходит с профессией: меняется сознание медицинских работников и их отношение к делу?
– Я так не думаю. И тысячи спасенных жизней в нашей больнице – веское доказательство этому. Часто отношение врача к пациенту воспринимается через призму боли. Когда болит, несмотря на лечение,  всегда кажется, что медики сделали недостаточно.
– И все-таки, если лечение проводилось правильно, за что же вы наказали своих подчиненных?
– Видите ли, если бы Л. дня за три до резкого ухудшения состояния перевели в реанимационное отделение, где совершенно другие условия: один врач на четверых и одна медсестра на троих пациентов, монитор, отражающий все изменения жизненных функций, анализы по два раза в сутки, постоянные капельницы в вену, я был бы уверен, что мы сделали все возможное для спасения жизни этого больного. Находится же у нас пациент 335 суток «на трубке», а 15 человек, лишившиеся возможности самостоятельно дышать, – на искусственной вентиляции легких. Правда, остается вопрос, оплатят ли их лечение страховые компании?
– На майском съезде Национальной медицинской палаты много говорилось о неэффективности работы страховых компаний и даже поставлен вопрос о передаче их функций фондам обязательного медицинского страхования. Вы поддерживаете эту идею?
– Спросите любого бизнесмена, отдаст ли он собственные деньги кому-то другому, чтобы потом их же у него зарабатывать? А у нас получается именно так. Мы – областное бюджетное учреждение. В областном бюджете аккумулируются взносы на медицинское страхование, которые являются источником финансирования учреждений здравоохранения в регионе. Но вместо того, чтобы направить эти средства сразу по назначению, комитет финансов вынужден переводить их в Москву, Москва – в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, тот – в территориальный фонд медицинского страхования, а оттуда наши налоги уходят в частный бизнес – страховую компанию, являющуюся коммерческой структурой и, как любое ООО, имеющую ограниченную ответственность по своим обязательствам. Надо ли объяснять, что проходя через каждое звено этой цепочки, первоначальная денежная масса уменьшается в объеме, поскольку необходимо содержать штаты, нести хозяйственные расходы, а бизнесу – еще и иметь приличный уровень рентабельности? Неудивительно, что медики в прессе все чаще взывают: «Остановитесь! В условиях экономического кризиса страна такого груза не потянет!».
– Насколько я знаю, страховая медицина была введена для создания конкурентной среды среди учреждений здравоохранения и повышения качества медицинского обслуживания. Людям предоставили право выбирать, в какую поликлинику или больницу обратиться за помощью. Учитывая, что финансирование через страховые компании привязано к пациентам, медучреждения должны бороться за каждого больного. Сколько пролечишь, за столько и заплатят.
– Красивая легенда. Реальность оказалась другой. Во-первых, в небольших районных городах бюджетным учреждениям здравоохранения конкурировать не с кем. Во-вторых, даже в областном центре, где человек может выбрать, где ему лечиться, финансирование происходит не по принципу сколько медицинской помощи оказано населению, столько и будет профинансировано, а наоборот: какой объем финансирования выделяет страховая компания, столько медицинских услуг и получат люди, а учреждения здравоохранения, соответственно, не должны превысить эту планку. Другими словами, страховщик доводит до меня, какую сумму денег он может заплатить, и запрещает принимать больных сверх установленного объема. Что получается? Я, к примеру, выполнил месячный план к 20 июня и должен закрыть отделение, в то время как очередь на госпитализацию расписана до октября. Парадокс, но правила игры такие. За прошлый год мы перевыполнили план. А куда больных девать?
В отдельных районах очень плохо со специалистами – нет хирурга, анестезиолога, травматолога, нейрохирурга. Поступил к ним больной с банальным аппендицитом – его надо везти в область, иначе умрет. У нас налажена работа санавиации – в данном случае это не вертолеты, а наземный транспорт и бригады медиков на круглосуточном дежурстве. Врач может выехать и прооперировать больного на месте, а может транспортировать в наш стационар – оборудование реанимобилей позволяет доставлять даже тяжелых больных. Так вот, мы вывозим. И получается, что при плане 100 человек мы пролечили 110. В стахановцы нас за это не запишут и переходящим красным вымпелом не наградят, а вот за лечение сверхплановых 10 человек могут не заплатить или заплатить частично. Ты можешь судиться, доказывать, что были основания для медицинской помощи и что лечение проводилось правильно, но полной оплаты все равно не добьешься.
– Но ведь все 110 больных застрахованы, с их заработной платы отчислялись страховые взносы, и все они по полису имеют право на лечение...
– Полис сейчас – всего лишь пропуск в поликлинику. Допустим, в вашей поликлинике нет врача-гастроэнтеролога. Вы бы пришли в страховую компанию и сказали, что вам нужен этот врач. Но страховые компании так не работают, и вы как курянка идете с направлением к нам, а регистратура вам говорит: «Талонов нет, приходите завтра». Дело в том, что на амбулаторно-поликлиническую помощь тоже есть задание количественного плана. Доктор за 7 часов 12 минут рабочего времени должен принять 17-18 больных – это его норматив, но иногда он вынужден принимать больше, поскольку давал клятву Гиппократа и не может отказать человеку, остро нуждающемуся в помощи. А для страховых компаний это не аргумент. Любой сверхплановый больной для них – всего лишь потеря денег, которую они в какой-то мере компенсируют, проводя собственные экспертизы и накладывая на нас штрафные санкции.
– Сегодня звучат предложения о введении нового вида страхования – всеобщего лекарственного. Мотивы, как всегда, благие – большая часть населения в силу материального положения не может обеспечить себя лекарственными препаратами.
– Почему бы и нет? Средства на лечение сейчас есть далеко не у всех. Образно говоря: больной приходит в аптеку с рецептами на три препарата. Один стоит 1500 руб, второй 1200, третий 800 руб. Больной не в состоянии их оплатить. Он просит у аптекаря: «А можно купить не упаковку, а одну полосочку?». В результате того, что он купил, хватает на три дня, тогда как лечение прописано на десять. Через три дня, возможно, он получит зарплату, но ему надо питаться, оплачивать коммунальные услуги, содержать детей. И что происходит дальше? Больной не вылечился и стал хроником, а хроническое заболевание требует постоянного лечения. Таким образом, его на всю жизнь подсаживают на лекарственную иглу.
В Японии эта проблема решена государственным страхованием. Там аптеки отпускают лекарства бесплатно на основании рецептов. Люди лечатся, не ущемляя себя в других материальных потребностях.
– Боюсь, что на российской почве подобная схема приведет только к дефициту бесплатных лекарств и доступу к ним избранных. Но оставим аптеки. Как вы видите перспективы развития медицины в сегодняшней ситуации?
– Я сторонник бюджетной модели организации здравоохранения, при которой используется прямое бюджетное финансирование государственных лечебных учреждений. К сожалению, сейчас взят иной курс. В здравоохранении внедряется государственно-частное партнерство – концессия, в рамках которой в Москве государственные медицинские учреждения  отдаются в частные руки. Единственное требование к новому собственнику – сохранить профиль. До владельца доводится государственный план по оказанию медицинской помощи, как правило, не превышающий 50% потенциала учреждения, остальные 50% используются бизнесменом для коммерческой медицины. Так что мы на пороге перемен.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...