И сегодня он – гость «ГИ».
– Владимир Николаевич, в одной статье вы утверждали, что пяти-, шестилетнего ребенка уже можно приводить в художественный музей. Что должны предпринять родители, чтобы это посещение стало событием в жизни малыша?
– Вот уже более 20 лет к нам в галерею приходят дети из 31-го детского сада. Практика показала, что в этом возрасте ребенок готов воспринимать увиденное, размышлять над ним и получать массу эмоциональных впечатлений. Родителям, планирующим познакомить чадо с галереей, нужно попытаться пробудить в маленьком человечке интерес к музею, хотя бы заинтриговать тем, что он пойдет туда, где никогда не был. Можно показать репродукции, но при этом обязательно объяснить разницу между ними и настоящими картинами, подлинниками. Некоторые музейщики рекомендуют приводить ребенка не одного, а с друзьями, чтобы дети могли делиться впечатлениями с равными по развитию собеседниками. Я же придерживаюсь другой точки зрения: — камерность, заложенная в генетической природе музея, требует к себе особого отношения, то есть общения с искусством тет-а-тет. Поэтому в первый раз ребенка лучше привести одного, неспешно походить, поговорить с ним на доступном ему языке.
– Часто внимание детей в музее привлекают не сами картины, а интерьер выставочных залов, диванчики, на которых можно посидеть, скульптуры, сувенирная продукция. Как на это должны реагировать взрослые?
– Как на нормальное поведение детей. Музей — это комплекс, некий универсум, там все служит общему делу — создать максимально благоприятную атмосферу для подлинника, подчеркнуть его художественные достоинства. Картины ведь все равно попадают в поле зрения, так что не надо бояться, что внимание ребенка привлекло что-то иное.
– Вы знакомите детей с понятием художественного образа в живописи?
– Я работаю не только с дошколятами, но и учениками младших классов, пытаюсь донести до них это сложное явление в понятной для них форме. Объясняю ребятам, что Буратино и Дед Мороз – это художественные образы. Точно изобразить предмет или человека еще не значит создать художественный образ, потому что он возникает, когда через изображение передаются мысли и чувства художника. Вспоминаю, как мы с детьми размышляли над «Герникой» Пабло Пикассо, и они соглашались с тем, что ужасы войны, смерти, разрухи можно изобразить именно так. А его известная «Голова лошади» всегда вызывает такой восторг, такую бурю эмоций, такое желание высказаться! Абстрактная живопись имеет полное право на осмысление детским сознанием. Я также показываю детям рисунки раннего Пикассо, совсем еще мальчика, и они удивляются изменениям, произошедшим в творчестве художника.
– Как воспринимают дети живопись Александра Дейнеки?
– Дейнека — это колоссальный пласт нашей изобразительной культуры, это удивительное художественное видение! Он автор не только знаменитых «Обороны Севастополя» и «Футболиста», но и великолепных иллюстраций к детской литературе, которые являются образцом того, как надо понимать и чувствовать детское мышление, как интересно и эмоционально можно говорить с ребятами на изобразительном языке. Его работы «Футболист», «Сухие листья», «Отдыхающие дети», «В оккупации» отличаются своеобразным и характерным только для него пониманием самых разных явлений. А еще Дейнека дает нам право гордиться тем, что он у нас есть, что он родился на нашей земле, и что его знает весь мир. Мы часто говорим о патриотизме, о Родине, о любви к ней. Вот Дейнека — это и есть патриотизм, Родина и любовь к земле нашей курской. Иногда, правда, бывает, что «в своем Отечестве...» , ну да не буду говорить, чтобы никого не обидеть.
– Что такое мультлекторий? Какие еще формы работы с юными посетителями вы используете?
– В 1992 году комитет по культуре Курской области подарил картинной галерее видеодвойку. Мы стали думать, как ее употребить, и придумали мультлекторий. Это программа, направленная на приобщение детей к музею. По структуре она универсальна. Беседы об искусстве в ней соединены с показом мультфильмов. Кстати, замечу, что мультфильм как произведение искусства обладает огромными возможностями для обучения, воспитания, образования. Один только «Ежик в тумане» чего стоит!
Не могу не вспомнить и обожаемые детьми новогодние праздники в галерее. Я с удовольствием в них участвую, хотя всегда играю отрицательные персонажи, но главное, чтобы детям нравилось.
– Галерея находится в тесном здании, предназначавшемся для книжного магазина. Как это сказывается на вашей работе?
– Это особая печаль и совсем не светлая. Вот уже 35 лет меня не покидает чувство обиды, когда я вхожу в выставочный зал галереи. Ну почему, почему, почему мы, куряне, не имеем права на нормальное здание художественного музея?! Так и хочется патетически воскликнуть: «Чем мы хуже других?». С нашей-то коллекцией! Один Дейнека чего стоит! Отсутствие нормальных условий сказывается на работе с детьми, но особенно неловко, когда приезжают гости из других городов, а уж от зарубежных и вовсе не знаешь, куда глаза прятать. Впервые острое чувство стыда за галерею я испытал в далеком 1984 году, когда вел экскурсию для руководителей венгерского комсомола. Я видел их глаза и лица, в которых явно читалось: «Неужели это художественный музей?». Мне показалось, что им жалко меня и что не только я, но и они испытывали неловкость.
У меня в памяти остался камень с надписью «Здесь будет построена картинная галерея». Многие годы и я, и мои коллеги ждем этого. Дождемся ли?
- Комментарии
Загрузка комментариев...