Мой друг Валентин БУРЦЕВ
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Мой друг Валентин БУРЦЕВ


В 2018 году, когда в России будет проходить чемпионат мира по футболу, исполнится 60 лет с момента создания курской команды «Трудовые резервы».    
С историей этого коллектива связано много славных спортивных имен, к сожалению, несправедливо забытых или вытесненных из памяти нынешней футбольно-меркантильной суетой. В самый раз на фоне предстоящего мундиаля вспомнить земляков, беззаветно преданных этому виду спорта.
Тот, кто не знает этого имени,  – или приезжий, или не застал те времена, когда футбол в Курске был едва ли не религией для большинства мужчин, Бурцев – знаменитый вратарь команды «Трудовые резервы» шестидесятых годов, много лет верой и правдой защищавший футбольные рубежи Курской области. Он не угадывал, куда полетит мяч в момент одиннадцатиметрового удара, он просто брал его. Понятно, что не всякий раз. Но если и пропускал, то выглядело это гораздо достойнее многих нынешних вратарских метаний. Болельщики со стажем еще помнят слова знаменитой в свое время песни:
Эй, вратарь, готовься к бою,
Часовым ты поставлен у ворот.
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идет...
Так вот для Валентина Бурцева это были не просто слова: после школы он окончил военное пограничное училище и некоторое время служил офицером на западном рубеже страны. То есть, чувство ответственности (свойственное любому вратарю) у него присутствовало вдвойне.
В свое время десятилетним мальчишкой я с родителями вернулся в Курск с Сахалина, где служил отец. Футбол был и там, но совершенно другого уровня: где-нибудь на поляне или на голом солдатском плацу. И вот курский стадион «Динамо». Настоящий футбол меня просто очаровал: переполненная эмоциями толпа, под настроение которой ты невольно подстраиваешься, зеленое поле и жесткий соревновательный порыв игроков. Но особенно понравился вратарь курской команды, который в «рамке» творил чудеса. Из воплей болельщиков переполненного стадиона я узнал, что его фамилия — Бурцев. Он начал свою спортивную карьеру именно в команде «Динамо» и уже потом перешел в «Трудовые резервы».
И я решил стать вратарем – подхватил-таки футбольный «вирус». И не обязательно таким знаменитым, как Бурцев, впрочем, это как получится. В доме №37 (как раз напротив стадиона «Динамо») была своя футбольная команда, но меня туда упорно не брали. Помог случай: как-то их штатный вратарь (по фамилии Дубовик) приболел, и вот я в воротах из двух портфелей. Отыграл, содрал коленки, локти и нос, но был-таки «зачислен» в дворовую команду запасным голкипером.До самого окончания школы и даже уже в институте я оставался верен этому амплуа. Ходил на стадион специально, чтобы посмотреть, как играет в воротах Валентин Бурцев, копировал его спортивную манеру, учился самоотверженности, перенимал умение повелевать защитниками.
К слову, для кого-то из курских мальчишек футбольными «гуру» были и другие игроки команды «Трудовые резервы». Это в зависимости от амплуа: Геннадий Забелин, братья Батины, Павел Адамов, Юрий Цыбанов, Сергей Хлопов. Их узнавали на улицах и мальчишки, и взрослые: «Глянь-ка, вон Геша Забелин пошел. Вчера гол забил прямо с углового. Я с ним в одном дворе в футбол играл...». Большинство из футбольных кумиров тех лет были курянами, в детстве гоняли мяч на пустырях и задворках и знали друг друга еще с тех времен. Мало кто из болельщиков открывал программку матча, чтобы узнать, кто играет и под каким номером. Своих знали в лицо. В нынешней команде «Авангард» еще год-два назад большинство игроков были «варягами». Что им Курск – лишь бы деньги платили. Экономический кризис немного изменил эту арифметику, но суть осталась прежней.
Понятное дело, игроков команды «Трудовые резервы» трудно было назвать спортсменами-любителями, поскольку все они тогда получали зарплату. Но, как правило, это была всего лишь ставка инженера промышленного предприятия: 120-140 рублей в месяц. Главный тренер получал не намного больше. То есть – средняя зарплата по СССР в шестидесятые годы. Болельщики компенсировали эти скромные цифры любовью к своим кумирам, но из нее суп не сваришь и от многочисленных травм не вылечишься, тем более, как сейчас, – в зарубежных клиниках.
С тех пор реальная покупательная возможность зарплат болельщиков практически не изменилась (страна наша по-прежнему небогата), а вот футбольная братия стала получать больше во много раз. Разве уже на этой почве не должен был возникнуть антагонизм в формате «бедный богатому не товарищ» между болельщиками и футболистами? Дескать, с какого это перепугу? Вы что, ребята, стали лучше играть, чем бессребреники из 60-70-х? Или стадионы переполнены болельщиками? Да нет же! Просто, видимо, зарплата некоторых футбольных чиновников (которые как раз и делают сегодняшнюю «игру») напрямую привязана к зарплатам футболистов.
Как тут не вспомнить Владимира Высоцкого:
...Да я в Москве с киркой уран найду
При такой повышенной зарплате...
Но ведь не ищут же. И снова Высоцкий:
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю...
Если сравнить с футболом, то эти строки можно отнести лишь к старым временам. Сегодня в самом народном виде спорта рваный рубль умудряются менять на миллион, а то и больше. Такие вот футбольные «финты».
Справедливости ради отметим, что свой негативный вклад в падение популярности футбола внесло и телевидение. На больших телеэкранах, в цвете, а то и в объеме можно рассмотреть футбол во всех ракурсах и деталях мастерства. Тут вам и повтор сделают по долям секунды, и поле виртуально расчертят в случае офсайда, и растолкуют что-к чему. Да и невольное сравнение футбола телевизионного и провинциального далеко не в пользу последнего. Телевизор нас избаловал... Насколько блестяще нужно играть футболистам, чтобы человек предпочел домашнему уюту пыльные сиденья стадиона, солнце, которое палит в глаза, или сомнительной трезвости соседа на трибуне?! Как сложилось бы отношение к этому виду спорта, появись нынешние чудо-телевизоры в шестидесятые годы вместо черно-белых «Рекордов» с маленькими, мутноватыми экранами? Так и хочется воскликнуть: футболу – время, телевизору – час.
НО ВЕРНЕМСЯ к Валентину Бурцеву. Его до сих пор узнают на улицах и в общественном транспорте, незнакомые люди обращаются к нему, как к давнему приятелю, вспоминают старые, добрые времена – как будто играли с Валентином Ильичом в одной команде. Может ли похвастаться такой устойчивой популярностью кто-либо из нынешних игроков «Авангарда»? Не думаю: вышли после матча со стадиона, уселись в свои авто или просто растворились в толпе.
...Из истории нашего знакомства. В 1965 году я жил с родителями в микрорайоне КЗТЗ, учился в школе №1. Вся северная часть поселка, что ближе к лесу, в те времена представляла собой сплошной песчаный пустырь, где можно было вволю попинать мяч. Имелось одно поле и с воротами, где сетка была сплетена из обычной бечевки. Так вот, играем мы как-то, я – на воротах, за сеткой стоит взрослый уже парень, наблюдает за моей работой и дает советы. Вполне доброжелательно, но мне надоело: «Мужик, ты бы сам попробовал, чем языком-то…». Он хмыкнул и ушел. Тут ребята мне говорят: «Это же Бурцев. Ты что, не узнал?».
Я продолжал ходить на матчи с его участием, но в следующий раз судьба свела нас близко уже лет через сорок. У каждого за спиной была своя жизнь, где футбол стал приятным воспоминанием. Вместе мы написали книгу, которую назвали «Призвание – футбол». Ее главный герой – Валентин Бурцев.
И еще. Валентин Ильич пишет прекрасные картины. Я горжусь, что несколько его полотен украшают стены моего дома.
ВСЕ-ТАКИ футбол это не только вид спорта. Скорее способ объединять людей всех возрастов вокруг спортивной (и не только) чести двора, улицы, города, страны. Когда-то для провинциального города это было особенно важно. Судя по полупустым трибунам нынешних стадионов (не только курских), как раз этого качества сегодня не хватает. Но может быть, не поздно все вернуть? Не знаю… Спросите об этом у моего друга, Валентина Бурцева.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...