Особенные дети
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Особенные дети


Педагоги заподозрили у первоклассницы умственную отсталость и порекомендовали ее матери обратиться к психологу за заключением. Напуганная женщина категорически отказывается это делать. «Пусть лучше дочь закончит школу на слабые тройки, чем попадет в разряд людей второго сорта», – считает она. «ГИ» обратились за консультацией по этой проблеме к психологу высшей категории лечебно-реабилитационного отдела диспансерного отделения клинической психитрической больницы Римме БЫКОВОЙ.    
– Римма Анатольевна, родителям очень сложно принять ребенка с умственной отсталостью, и они готовы сделать все возможное и невозможное, чтобы он был «как все». Можно ли им помочь ?
– Внешне умственная отсталость проявляется у детей в виде отставания интеллекта, инфантильного поведения, недостаточных навыков по самообслуживанию. Эти признаки становятся заметными уже к дошкольному возрасту. Однако при легкой степени умственной отсталости они могут и не броситься в глаза. Тем не менее чем раньше родители обратятся к психологам и найдут в себе смелость принять индивидуальные особенности своего отпрыска, тем больше у него будет шансов для адаптации в обществе. Дело в том, что под «умственной отсталостью» часто понимают как слабоумие – особое состояние психики, при котором развитие интеллекта ограничено недоразвитостью центральной нервной системы, так и задержку в развитии, обусловленную биологическими, социологическими или педагогическими факторами, которые могут поддаваться коррекции. Определить грань между слабоумием и задержкой интеллектуального развития может только специалист.
К нам часто по направлению школ приводят детей, которые не справляются с учебной программой. В ходе психологического тестирования мы определяем  точный диагноз. Если у ребенка задержка в развитии, родителям даются рекомендации по «подтягиванию» его до нормы. Если диагностируется слабоумие, надо понимать, что интеллект ребенка имеет предел. Как бы родителям ни хотелось, их отпрыск не сможет усвоить ни алгебру, ни физику, ни химию и не догонит остальных детей. Но и в этом случае мы даем рекомендации, как заниматься и как правильно общаться с ребенком. Поэтому визит к психологу откладывать не стоит.
– Результат психологического тестирования оспариванию не подлежит?
– Ошибки случаются крайне редко. За мою практику я помню единственный случай, когда первокласснику по результатам тестирования поставили  слабоумие, а через два года повторные тесты опровергли этот диагноз. До 10-11-летнего возраста интеллект ребенка мощно развивается, поэтому, если родители обратились к психологу до того, как малыш пошел в школу, и намерены бороться за него, им дается такой шанс. Ребенок с неутешительным диагнозом проходит медико-педагогическую комиссию и может получит право на пробное обучение по программе массовой школы. Родители параллельно занимаются с ним или дополнительно подключают педагогов. Если через три года при повторном тестировании слабоумие подтверждается, надежды на благоприятный исход уже нет. Но жизнь на этом не заканчивается. Не всем членам нашего общества быть учеными, программистами или главными бухгалтерами. То же самое тестирование показывает, к чему у ребенка есть способности, и мы подскажем, где он с годами сможет найти себе применение. Если, например, у ребенка достаточно развито конструктивное мышление, став взрослым, он сможет работать плотником или каменщиком. Родители сами могут понаблюдать, что любит делать их чадо, и исходя из того, что у него получается, определить его будущую профессию.
– Как воспринимают сами дети свою неполноценность?
– Все зависит от степени отсталости интеллекта. Если у ребенка легкая дебильность, которая характеризуется уровнем IQ от 50 до 69 пунктов, с возрастом он осознает свое заболевание и пытается его скрыть. К сожалению, вылечить его невозможно. Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей ребенка.
Когда мы говорим о снятии диагноза, речь идет не об излечении, а об ошибке в диагностике. Совсем недавно ко мне обратилась 18-летняя девушка из района. Ей поставили слабоумие в детстве, и она училась в коррекционной школе. Ко мне на прием она пришла для очередного переосвидетельствования на комиссию по инвалидности. Я сразу обратила внимание, что эта пациентка – достаточно развитый человек. Например, описывая свой характер, девушка сказала, что она «стеснительная, терпеливая, ранимая, иногда бывает вспыльчивой». Один словарный запас чего стоит! Значит, читает художественную литературу и любит общаться. Девушка работала и очень хотела получить новую специальность – секретаря, а это мечты обычного человека. В ходе тестирования она показала средний уровень IQ – 93 балла, которой считается нормой. Мы сняли инвалидность, и девушка была очень рада этому, поскольку такое заключение экспертизы даст ей возможность выйти замуж, не стесняясь своей неполноценности, поступить в вечернюю школу или сдать экзамены экстерном и, имея нормальные документы об образовании, получить желаемую профессию.
Вот так психолог может менять сценарий судьбы человека.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...