Социолог – не абстракция
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Социолог – не абстракция


Сегодня, 14 ноября, российские социологи отмечают  профессиональный праздник, имеющий глубокие исторические корни – в этот день в 1901 году в Париже на улице Сорбонны открылась Русская высшая школа общественных наук, в которой функционировал один из первых в мире социологических факультетов.    
Чем занимаются социологи сегодня, и каково значение их деятельности для современного общества,  «ГИ» рассказала доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии и политологии КГУ Евгения КОГАЙ.
– Евгения Анатольевна, в отношении социологов сложились прямо противоположные мнения. Официально источники говорят о высоком предназначении этой профессии: социолог – специалист, изучающий общество и законы его развития. Если же поговорить с людьми, то можно услышать и такое: «Абстрактная профессия. Занимаются черт знает чем. Убери социолога – никто его отсутствия и не заметит...
– (Смеется) В этом году вышла в свет книга «Курская область на социокультурной карте России», одним из соавторов которой являюсь я.  Если просто полистать это издание и пробежаться глазами по таблицам, не говоря уже о внимательном прочтении, все сомнения о востребованности социологии как науки и социологии как практической деятельности отпадут раз и навсегда.
Я бы сравнила ее с системой навигации корабля, находящегося в открытом море. Безусловно, его можно вести по звездам или каким-то другим признакам, видимым с борта, но, чтобы прийти в порт вовремя и без злоключений, лучше прокладывать курс, ориентируясь на показания приборов. Социология дает знания о социальной действительности и изменениях, происходящих в ней. Обычному человеку она помогает определить место в обществе, выбрать жизненный путь, выяснить перспективы той или иной профессии, властным структурам – действовать осознанно, предвидя возможные последствия предпринимаемых действий.
– Чаще всего на слуху социологические исследования проводящиеся перед выборами.  Их используют политики при подготовке предвыборных программ. Но гораздо важнее текущее управление страной и отдельными ее территориями. Вы занимались исследованием социальной ситуации в Курской области:  и можете сказать, на какие значимые тенденции в обществе следует обратить внимание руководству региона?
– Важным индикатором для принятия тех или иных решений со стороны власти является социальное самочувствие населения, которое определяется степенью его защищенности от опасностей, удовлетворенностью жизнью и социальным оптимизмом. Так вот, согласно нашим исследованиям, проведенным  в 2012 году, 60% жителей области самой главной опасностью, угрожающей им, считали преступность, второй угрозой была бедность (59%), что не удивительно при финансово-экономическом кризисе. На третье место вышла опасность произвола чиновников (57%). Далее следовали экологические опасности (51%) и произвол правоохранительных органов (50%). Есть над чем задуматься, не правда ли?
Замечу сразу, что в аналогичных опросах, проведенных в Тюменской и Тульской областях в 2013 году, первые пять мест занимали те же самые проблемы, но наиболее острой там являлась опасность произвола чиновников.
В 2012 году 55% жителей региона были удовлетворены жизнью и 37%  высказывали уверенность в будущем. Если произвести простые подсчеты, то станет ясно, что процент неудовлетворенных жизнью и неуверенных в будущем не так уж и мал. Таким образом, социология помогает выявить больные места общества и поставить диагноз.
– Опасения людей, безусловно, являются отражением действительности, в которой они живут, но часто страхи носят субъективный характер. Проводили ли вы исследования ключевых проблем, заботящих население?
– В свое время у нас проводились экспертные опросы, а также опросы населения, в ходе которых осуществлялся мониторинг качества жизни и качества управления. Результаты исследований показали, что подвижки в регионе есть, хотя нерешенных проблем остается много. В частности, на вопрос «Что, по вашему мнению, необходимо сделать для улучшения жизни населения Курской области?» в 2012 году 31% респондентов отметил необходимость мер по борьбе с криминалом и коррупцией, 19% опрошенных наиболее важной задачей властей считали улучшение медицинского обслуживания и 14% – создание новых рабочих мест. Далее следовали проблемы оздоровления природы, строительства новых дорог и усиления государственного контроля за экономикой. Последнее говорит о том, что надежда на справедливые решения со стороны чиновников, несмотря на страх перед их произволом, еще остается. Мы полагаем, что эти результаты являются определенным сигналом к действию как для представителей региональной власти, так и для самих граждан.
– Какой из результатов опроса оказался для вас наиболее неожиданным?
– В ходе одного из соцопросов мы попросили респондентов оценить по принципу «близкое-далекое» свое отношение к жителям региона, страны, Москвы и планеты в целом. Результат поразил всех, потому что москвичи для курян оказались дальше, чем жители планеты. Потом мы убрали этот пункт из опросника, чтобы не смущать наших столичных коллег (смеется).
Кстати, Москва всегда считала, что регионы – это непробиваемый патернализм, при котором центр обеспечивает все потребности регионов, а последние могут только стоять с протянутой рукой да жаловаться на судьбу. Жители Курской области в опросе показали, что они изменили ожидания в отношении государства и считают теперь, что нужно надеяться только на себя и прилагать собственные усилия, чтобы с уверенностью смотреть в завтрашний день.
– Используются ли данные работы социологов в управлении областью?
– Мы провели несколько волн исследований в 2007, 2009 в 2012 годах (в следующем году намечена новая волна) и обратили внимание на проблемы, которые в то время никто не поднимал. Проходило буквально полгода, и о них начинали говорить все и сразу. Это ключевой принцип социологии – работать на опережение. Мы первыми заговорили о необходимости привлечения инвестиций в регион, о создании условий для развития малого и среднего бизнеса, о том, что люди хотят идти на риск и получать доход от результатов своей деятельности. (Кстати, сейчас все большее количество людей отдают предпочтение постоянной работе по трудовому договору –  пусть с небольшой, но гарантированной заработной платой, что неудивительно в сегодняшней непростой экономической ситуации).
Данные социологических исследований находят отражение в комплексных программах развития региона, а наши выкладки по имиджевой составляющей Курского края были включены в программу развития области, ведь от того, как воспринимается область и страна в целом, во многом зависит, пойдут ли туда денежные потоки.
– И вот мы вплотную подошли к инвестиционной привлекательности региона...
– Как полагают эксперты, особую привлекательность Курской области  создают удобное географическое положение, культурно-историческое наследие, наличие значительных сельскохозяйственных угодий и рудных месторождений, развитая транспортная инфраструктура, трудолюбивые и образованные люди. Инвесторы обращают внимание также на такую важную характеристику региона, как инвестиционный риск. Отрадно отметить, что в последние годы в регионе инвестиционный риск стал проявлять тенденции к снижению. В то же время у нас есть определенные «тормоза», которые снижают скорость реализации имиджевого потенциала. Это – низкий уровень инициативности, слабый кадровый управленческий потенциал, формальное отношение к культурному и научному богатству края, недостаток честной конкуренции в большинстве сегментов рынка.
– Как социология оценивает возможность будущего трудоустройства молодых людей, выбравших профессию социолога?
– Если рассмотреть нашу профессию в широком масштабе, то можно сказать, что социолог – это специалист, который с помощью различных методов обработки данных может составить картину развития определенного процесса или общества. В таких услугах нуждаются не только органы государственной и муниципальной власти, но и бизнес. Поэтому широкое применение своим знаниям современные социологи-практики находят в области маркетинга и рекламы, в различных центрах изучения общественного мнения и рейтинговых агентствах.
Пользуясь случаем, в преддверии праздника, хочу похвалиться нашими учениками – студентами-социологами. В последние годы им стало тесно в стенах нашего университета и в границах курского научного сообщества,  они вышли на общероссийский уровень – выезжают в разные города, чтобы принять участие в социологических школах и научно-практических конференциях. Наша молодежь заявила о себе уже в  Москве, Вологде, Омске, Перми, Чебоксарах и не далее как в эту среду девять студентов и аспирантов нашей кафедры, пройдя все предварительные конкурсные отборы, отправились штурмовать Санкт-Петербургский университет, где будут проходить Х Ковалевские чтения. В Северной столице ребята представят свои работы, многие из которых посвящены развитию курского края.
В этом году губернатором Курской области Александром Михайловым объявлена благодарность Евгении Когай за вклад в развитие института гражданского общества в регионе и активную общественную деятельность.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...