И пахнуло в Курске далеким морем…
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В последние десятилетия XVIII века в курском крае успешно действовала судоходная компания, которую возглавлял сам губернатор Александр Зубов.    
Об открытии судоходного пути из Курска в Киев губернатор докладывал Екатерине II в донесении от 6 мая 1787 года.
Ранее было развито судоходство по реке Сейм для транспортировки сукон с Глушковской мануфактуры, а также леса и дров. В основном использовалось северное направление: Тускарь – Сейм – Свапа, перегрузка у слободы Михайловка (ныне Железногорский район), далее санным путем везли к Орлу на Окскую пристань, а оттуда товары доходили до самой Волги. «Компания Зубова» использовала события русско-турецкой войны («времен Очакова и покоренья Крыма…»), армия нуждалась в запасах провианта, обмундировании – все это стоило дорого. Компания успешно перевозила грузы по Свапе, Сейму, Десне и Днепру до Херсона и Очакова. Были созданы  две пристани: у города Дмитриева на реке Свапе и у Обояни на реке Псел. Успешная деятельность компании была отмечена общим городским собранием, решившим поместить портрет  Зубова в здании собрания. Губернатору была также преподнесена золотая табакерка с выгравированным плывущим судном. Однако с окончанием военных действий судоходный путь из Курска к Черному морю утратил экономическое значение – товары в тех местах сильно подешевели.
В судоходный режим реки приходили только после весенних половодий, которые длились сравнительно недолго. Стало быть, нужно было заранее подготовить товар, складировать его на берегу реки, а то и погрузить его на баржи и плоты прямо на мелководье, чтобы потом не терять ни единого часа. То есть была логистика, которой, судя по всему, наши давние предки владели в совершенстве.
Вспомним также, что курское сезонное судоходство времен губернатора Зубова не требовало возведения на реках гидротехнических сооружений (шлюзы, плотины и тому подобное) и в этом смысле было весьма малозатратным. Чего не скажешь о тридцатых-сороковых годах XIX века, когда куряне вернулись к своим рекам, но уже с замыслом сделать судоходство не привязанным к весенним разливам и более того – не только грузовым. Для этого нужно было технически преобразить в первую очередь Сейм. Это стало «в копеечку», но своего куряне добились. Впрочем, дальнейшему развитию этого помешала другая идея – о развитии в европейской части России сети железных дорог. Ее начали воплощать одновременно с работой Александрийского водного пути. Так называлась система судоходства в Курской губернии – в честь императрицы, жены Николая I.
Кстати, в пятидесятые годы уже ХХ века, в нашей области рассматривался проект транспортировки сахарной свеклы к перерабатывающим заводам по воде. Оказалось, построить дороги – дешевле.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...