Прозрачность бюджета и заслон коррупции
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Подходит к концу 2015-й. Время подводить итоги. И сегодня – очередь департамента закупок для муниципальных нужд города. Насколько эффективно используются бюджетные средства и есть ли трудности в работе по закону? Обо этом «ГИ» рассказал директор департамента Алексей МИХАЙЛОВ.    
– Алексей Юрьевич, с момента вступления в силу 44-го федерального закона, называемого в народе «О госсзакупках», прошло почти 2 года...
– Да, и этого вполне достаточно, чтобы подвести итоги работы закона, который направлен на предупреждение коррупционных и иных злоупотреблений в сфере закупок.
Кстати, в закон было внесено 18 изменений. Вместе с тем   обойтись без поправок было нельзя, и по большому счету их следует оценивать положительно. Эти изменения – «работа над ошибками»: закон о контрактной системе постепенно шлифуется, уточняются отсылочные нормы, конкретизируются формулировки, устраняются пробелы. Это придает документу большую ясность, которая  крайне необходима, учитывая количество и размеры административных штрафов, предусмотренных в КоАП РФ за несоблюдение требований данного закона.
– С какими проблемами пришлось столкнуться?
– Основная – скорость, с которой вносятся изменения в закон. Вот  пример.
До 1 января 2015 года в первой части заявки участникам закупки необходимо было указать «наименование места происхождения товара». Вы даже не можете представить, сколько заказчиков и уполномоченных органов было привлечено к административной ответственности из-за отсутствия единого подхода контролирующих органов, а также непонимания того, что является местом происхождения товара: то ли необходимо пользоваться Гражданским кодексом, где приводится это понятие, то ли понимать под  ним  страну, где был произведен товар.
Для того чтобы решить проблему, законодателям потребовался почти год.  Этот пример, по моему мнению, ярко характеризует проблемы, которые существуют до сих пор: возможность неоднозначного толкования отдельных положений закона и отсутствие единообразной правоприменительной практики.
– А что хорошее в законе можете выделить?
– Я считаю, что главное достоинство – четкое выделение этапов осуществления закупки: начиная от планирования и заканчивая приемкой результата исполнения контракта, что позволяет  выстроить систему взаимодействия органов государственной власти в части соблюдения требований законодательства о контрактной системе. Этот закон нацелен на эффективность, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. А публичность всех вышеуказанных этапов достигается путем размещения планов-графиков, сведений о заключении и исполнении контрактов, отчетов об исполнении контрактов, с документами, подтверждающими факт приемки результатов выполнения контрактов на официальном сайте www.zakupkigov.ru.
Департамент закупок для муниципальных нужд города постоянно отслеживает все изменения, связанные с законодательством о контрактной системе.
– Сложно ли было подготовить специалистов, ориентирующихся в законе?
– Все сотрудники департамента прошли обучение на курсах повышения квалификации. Кроме того, 10 сентября 2015 года  были утверждены профессиональные стандарты для специалиста и эксперта в сфере закупок, которые содержат описание трудовых функций в этой области. Там прописаны основные требования к таким работникам, а также возможные варианты наименования должностей. Согласно изменениям, внесенным в  Трудовой кодекс, уже с 1 июля 2016 года работодатель будет обязан применять исключительно профессиональные стандарты в части требований к квалификации работника, поскольку закон N44-ФЗ содержит такие требования.
Стоит отметить, что департамент постоянно  консультирует  заказчиков, проводит семинары самостоятельно и с приглашением специалистов  в области закупок.   В марте  2015 года   был  организован семинар руководителей контрактных служб и контрактных управляющих,  его провел один из лучших лекторов страны по программе обучения по закону о контрактной системе в сфере закупок – Татьяна Трефилова (проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования» Минобрнауки, профессор кафедры государственных и корпоративных  закупок, член-корреспондент РАЕН, кандидат психологических наук).
– Алексей Юрьевич, какие изменения грядут?
– Сейчас подготовлены изменения, которые позволят улучшить контрактную систему, помогут не только предотвратить возможные злоупотребления, но и сделают контракты более прозрачными, что в итоге поможет сэкономить бюджетные деньги. Ведь речь идет о планировании на трехлетний период. Так, с 1 января 2016 года к информации, которая уже размещается на сайте, добавятся еще и планы закупок. Правила и требования к планам закупок и планам-графикам необходимо будет учитывать при составлении данных документов на 2017 и последующие годы. Однако не стоит расслабляться, надо  уже сейчас с учетом требований Приказа N 182/7н начинать планирование, так как с  1 января в связи с частью 12 статьи 21 закона N44-ФЗ уже нельзя будет размещать в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки или направлять приглашения принять участие в ней, если они будут содержать информацию, не соответствующую данным, указанным в планах-графиках.
Кроме того, заказчику придется  обосновывать  закупки. При этом он  будет обосновывать  выбор объекта или объектов закупки и начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Еще одним важным нововведением является нормирование в сфере закупок. Так,  будут установлены требования к закупаемым товарам (работам, услугам) и нормативным затратам на обеспечение функций муниципальных органов. Будут составлены перечни товаров (работ, услуг)  с указанием потребительских свойств и иных характеристик, влияющих на цену объектов закупок, с  дифференциацией  в зависимости от должности сотрудников. Например, сотовый телефон руководителя федерального органа власти должен стоить не более 15 тысяч рублей, а специалиста этого органа – не более 5 тысяч. Такие требования позволят избежать закупок товаров (работ, услуг), которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...