История спорта в отдельно взятом городе
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
История спорта в отдельно взятом городе


Листая подшивки газет довоенной поры, часто наталкивался на фамилию Гущиных. Что ни соревнование, то  кто-то из Гущиных –  победитель.    
И в легкой атлетике, и в лыжах, и в лаун-теннисе, и в велоспорте, и даже в шахматах! В футбольной команде – трое Гущиных. Иногда даже спортивные заметки тоже были подписаны кем-то из них.
Да что же это за семейка такая! Они же, Гущины, «закрыли» в Курске все вида спорта. И там, где мускулы важны, и там, где мозги включать надо, –  везде они.
Был я тогда молодым журналистом – не по возрасту, а по стажу работы. И пройти мимо такой интересной темы, как семья Гущиных, не мог. Начал робко  расспрашивать более опытных коллег об этой семье. Почему робко? Чтобы не перехватили тему.
Но, к моему удивлению, о Гущиных никто не писал, на вопрос коллеги часто отвечали: «А кто такие Гущины?». Я обрадовался, поняв, что это «мой» материал. Но  никак не мог к нему подступиться. Все разговоры о Гущиных со старыми курскими спортсменами также заканчивались неудачей:   никто о них ничего не знал. Я снова изучил подшивки 1920-х годов –  ничего нового. Где-то к 1927-му фамилия почти исчезла со страниц. Уехали из Курска или...
Пришлось отложить  свой замысел. Но чувствовал, что где-нибудь когда-нибудь эта фамилия  всплывет. Так и случилось.
Года через три появилась в  «Советском спорте»  небольшая статья «Я жила в славном городе Курске». Кто же так мило отозвался о нашем  городе? Дочитал и обратил внимание на подпись – Л. Гущина. Представьте мое состояние! Уже свыкся с мыслью, что ничего не получится с Гущиными. И нате вам, дождался!
Статья была замечательная. Она меня взволновала. Люблю, когда о Курске и наших краях пишут по-доброму. Автором была  одна из сестер Гущиных. Прикинул, что лет ей много – за восемьдесят. Надо спешить!
Написал письмо в редакцию «Советского спорта» с просьбой передать его Л. Гущиной. Через две недели уже держал ответ  из Москвы от нее. Она поблагодарила за письмо (оказывается, за неделю ей написали более ста курян, которые на тот момент жили в разных местах: от Москвы до самых до окраин, а из Курска был я один). После в разговоре  мы это объяснили ностальгией по малой родине. А тем, кто живет в Курске, ностальгировать не надо.
Встреча с Людмилой Михайловной состоялась через пару недель. Она пригласила в гости. Собрав вырезки о Курске и фотографии (тогда о нашем городе было мало книг и фотографии серые, но  что есть), отправился в столицу...

Чудесен Курск садами и соловьями
Повернуть разговор к семье Гущиных никак не удавалось, потому что сначала рассказывал я. Конечно, о Курске.
Журналисты всегда задают вопросы тем, о ком хотят написать. Но иногда хочется, чтобы и нас кто-то выслушал. Не для того, чтобы написали, а просто поговорить о том, кого или что любишь.Так получилось, что роли поменялись – Людмила Михайловна  интервьюировала меня.
Ей было девяносто лет, но дай Бог всем сохранить в этом возрасте и радость жизни, и хорошую память, и романтику в душе. О Курске по-доброму писали и Тютчев и Лесков. Я бы добавил сюда и впечатления Гущиной.
«...Чудесен Курск  садами и соловьями. Идешь весной домой, а кругом белые шатры садов. И соловьиные трели. Остановишься и подсвистываешь их. И так на душе легко и весело.
...Родилась я в Москве, но детские и юношеские годы провела в Курске, куда был направлен отец. Он работал на Киевско-Воронежской железной дороге. Было нас три брата и сестры, причем младшие родились уже в Курске. Жили на Воротней улице (ныне Павлуновского – ред.). Снимали  дом с садиком. В нем – всего понемногу. Ели много фруктов, в пищу добавляли разные травы, которых в саду и в оврагах было много. Для  нашей семьи  жизнь в Курске – это жизнь на природе.
...Еще мне нравились за городом овраги. Там было много земляники, терна, орехов. Там мы играли во все игры – прятки и войнушку, чижика, футбол и лапту. Игры все были подвижные».
В семье  Гущиных было шестеро детей – три брата и три сестры. Старший – Александр, за ним – Борис и Володя, Людмила, Таня и Елена. Заводилами были старшие ребята, Володя тянулся за ними. Людмила почти все время проводила с братьями, а Таня и Леля больше любили тихие девчоночьи игры. Так вот проходили у них дни – в работе в саду и играх в овраге или на Сейме. А вечерами семья собиралась вместе, и наступали минуты поэзии и прозы. У Гущиных была хорошая библиотека. Каждый находил книгу по интересам, иногда обсуждали какие-то  рассказы, читали вслух стихи и даже проводили викторины. Любили Пушкина и Тютчева, Фета, Лермонтова и Никитина, художников Шишкина, Левитана. Саврасова.
Родители не были атеистами и к религии относились спокойно. «Пасхальные дни в Курске остались в памяти как большие радостные праздники, – вспоминала собеседница. – Мама шила мне и Леле что-то новое: пальто, платьица, береты. Мы ходили в церковь. Оттуда возвращались с горящими свечами, вставленными в цветные фонарики. Город наполняли звуки колоколов, особенно Знаменского собора. Нигде больше такого звона не слышала. Малиновый звон. Он сопровождает мою курскую память».

Приобщение к спорту
Двадцатые годы прошлого века. Удивительное время приобщения к массовой физической культуре. Гражданская  война завершилась, но враждебное окружение осталось. Надо было готовить молодежь к защите Родины. А лучшими формами подготовки к экстремальным ситуациям являются физкультура и спорт. В те годы в Курске возникают кружки любителей спорта, секции, клубы. И семья Гущиных просто не могла остаться в стороне. Родители поощряли увлечения детей играми и по возможности покупали инвентарь. Дети мастерили самодельные коньки, привязывали веревками к валенкам и катались с гор. Днем по улице Солдатской (ныне Суворовская) текли ручьи, ночью подмораживало – улица превращалась в каток. И пацаны на салазках и коньках летели аж до самого низа. После покупки лыж стало ясно, что на шесть человек одной пары недостаточно – шли бои местного значения: кому кататься. Купили еще одну пару. Лыжами особенно увлекались Саша и Борис. Старший полюбил охоту – отец купил ему ружье. По выходным Александр уходил на целый день. Эти два увлечения привели к тому, что Саша во всех лыжных и стрелковых соревнованиях забирал первые призы. В конце двадцатых команда Курской области, где Саша был участником и тренером, выиграла в Москве гонку патрулей. Это были соревнования лыжников со стрельбой – предтеча современного биатлона.
Старшие братья ходили и в секцию бокса – отец купил им перчатки. Дома они  закрепляли то, что узнали на тренировке, на Володе и незло поколачивали его. Все вместе мальчишки увлекались футболом и волейболом.
Людмила вступила в скауты. Ее звено называлось «горлинкой» (все звенья по имени птиц). Там занимались спортом, изучали азбуку Морзе, ходили в походы в Мокву, на Солянку, в Лебяжье, катались на лодках и изучали туристские премудрости. Отряд просуществовал недолго, но след в судьбе Людмилы оставил  весомый.
В начале двадцатых в Курске организовали «Херсонский клуб спорта». Он объединил жителей прилегающих к Херсонской (ныне Дзержинского) улиц. А Воротняя отходила от Херсонской. Председателем избрали Александра Гущина. Канцелярия клуба (да-да, это было серьезно, даже канцелярия своя) находилась в доме, где жили Гущины. Это был прообраз будущих спортивных обществ, в частности «Спартака». Кроме Саши, в Херсонский клуб входили Борис, Володя и Людмила. И на всех лыжных и беговых соревнованиях Гущины были впереди. Менялись у победителей имена, но не фамилия – ГУЩИНЫ. Потом  «Херсонский клуб спорта» преобразовали в военно-спортивный клуб,  Александр остался его председателем. Городские власти и военкоматы поддерживали клуб. Соревнования были с призами и грамотами. Бег и велогонки проводились на ипподроме на улице Выгонной (сейчас это 50 лет Октября).
Гущина подарила мне грамоту: «Удостоверение. Дано сие члену Курского военно-спортивного клуба Гущиной Людмиле Михайловне в том, что она на 2-х Курских губернских лыжных состязаниях в 1922 году, участвуя от указанного выше спортклуба в женской группе на дистанции 3 версты заняла первое  место, показав время 23 минуты 15 секунд, что подписями и приложением печати удостоверяется. Помгубвоенкома по всеобучу Шаталов, инспектор для поручений  Клочков».
Клочков – один из тех, кто стоял у истоков курского спорта. Обладатель немыслимого количества наград и грамот в послевоенные годы возглавлял кафедру физвоспитания в пединституте и работал там до середины шестидесятых.

До свидания, любимый город!
В 1923 году семья вернулась в Москву, куда  перевели отца Михаила Петровича. Но без Александра. Он остался в Курске. Слишком сильно завязана была его жизнь с нашим городом, чтобы вот так разом уехать.  Он очень много сделал для развития в Курске массовой физической культуры – сооружал фундамент будущих побед курян. Он был судьей  всесоюзной категории по лыжам, плаванию и легкой атлетике, поставил много рекордов по лыжам и в беге. Он был первым тренером многих физкультурников и спортсменов. Из Курска Александр поступил в Воронеж в институт лесного хозяйства.
Все, за что брался, он делал основательно и серьезно. В тысячах гектаров новых лесов в Черноземье есть и его дух и участие.
Людмила спортом увлеклась серьезно. Участвовала в чемпионатах России по плаванию и лыжам. В Алупке заняла первое место на крупных всесоюзных соревнованиях  по плаванию. Только в 53 года оставила активные занятия. Закончила юридический институт и работала судьей. И в 90 лет старалась двигаться, каждое утро начиная с зарядки. Поэтому и сохранилась хорошо, у нее была прекрасная память и такая же любовь к жизни, как в молодые годы.
В семье Гущиных  не только книги и спорт были в большом почете. Александр увлекся акварелью, рисовал до  конца жизненного пути, а прожил он более 80 лет. Борис тоже рисовал – карандашом. Рисовали Людмила и Татьяна, они увлекались плакатами и в годы войны  выпускали «Окна ТАСС».
Еще Борис  в молодые года кроме спорта увлекался журналистикой. Это он писал о различных соревнованиях в Курске – его фамилия стоит под многими заметками. Но журналистом   не стал, связал жизнь с армией. Однако  юношеского увлечения не оставил.
Будучи пенсионером засел в архивы и по сути написал диссертацию о дореволюционном спортивном Курске. Благодаря Борису Михайловичу мы узнали о зарождении легкой атлетики в нашем городе, о соревновании скороходов в Лазаретном саду, о частном катке на Тускари, о курском циклодроме (по-нынешнему,  велотреке), о первых полетах на аэропланах в Курске и о многом другом. Он был одним из первых краеведов области, а из спортивных краеведов – точно первый.
Вот такая интересная семья проживала в нашем городе и оставила глубокий след в его истории.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...