Дом преобразился к 195-летию поэта
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Дом преобразился к 195-летию поэта


Михайловское, Спасское-Лутовиново, Ясная Поляна, – отныне среди знаменитых усадеб и курская Воробьевка. 5 декабря – в день, когда в 1820-м появился на свет будущий хозяин имения Афанасий Шеншин (Фет), – открылась музейная экспозиция во славу нашего земляка.    
Александр Михайлов: «Уверен, усадьба станет любимым местом культурного досуга жителей и гостей области. Здесь можно прикоснуться к литературному наследию Фета, что важно для просвещения молодых людей, формирования в провинции качественно новой культуры».
Это событие останется в летописях курского края как пример истинной просвещенности, почтительного отношения к национальному достоянию.
«Он намного выше своего времени, не умеющего его оценить», – писал Алексей Толстой. Среди современников к числу ценителей поэта принадлежали Лев Толстой и Петр Чайковский. Оба они гостили у курского помещика в доме, обустроенном, как и все хозяйство, чуть ли не с нуля.
...Субботний день минувшей недели. В уютных комнатах Воробьевки, как в старые добрые времена, загорелись огни и зазвучали голоса друзей. А как назвать курян, которые уже много лет не жалеют сил и времени ради того, чтобы чудесный уголок наполнился жизнью?..
Куряне разных специальностей (от преподавателей высшей и средней школы до архитекторов, музейных работников и руководителей исполнительной власти) десятилетиями по крупицам собирали все, что связано с жизнью и творчеством великого лирика, глубокого мыслителя и образцового земледельца. Явлением международного уровня стали проводимые КГУ Фетовские чтения и издание, вместе с Институтом русской литературы (Пушкинским домом), 20-томного собрания сочинений и писем непрочитанного, по сути, классика. Что же до усадьбы в Воробьевке, при знакомстве с нею нельзя не подивиться, что за жемчужина сохранилась на курской земле.
Господский дом и даже ряд хозяйственных построек подлинные – в этих стенах рождались волшебные «Вечерние огни». Дорожки парка помнят подругу стихотворца, рачительную и душевную хозяйку – Марию Петровну. Свечи и перья заняли место в музейной экспозиции. И «Фауст» здесь обретал русскую душу (переиздание раритетного фетовского перевода по инициативе курских служителей культуры, всколыхнуло читающую Россию, тираж расхватали знатоки). Даже «вьющийся виноград», что «подымается к самой крыше», запечатлен на дагерротипном снимке...
Иных земных пристанищ Афанасия Шеншина-Фета, к сожалению, не уцелело: ни особняка в Москве на Плющихе, ни Степановки – предшественницы нашей Воробьевки. Остался лишь склеп в церкви на орловской земле.
Чем только «маленькая Швейцария» (такое название дал поэтичному и богатому краю Иван Тургенев) не побывала в послереволюционные десятилетия: почтой, клубом, магазином, птичником, мастерскими МТС, школой... Именно учителя Василий Волобуев и Антонида Яковлева (ныне заведующая филиалом областного краеведческого музея) были первыми подвижниками, собиравшими все, что связано с Фетом, и напомнившими жителям Воробьевки о необычном «барине». Нельзя не вспомнить и кафедру литературы КГУ – ушедших и здравствующих, а также коллектив Дворца пионеров и школьников (педагоги и их питомцы также внесли вклад в прославление фетовского наследия). Стали традицией ежегодные июльские праздники в Воробьевке. Старания областного комитета по культуре по воссозданию усадьбы в ее историческом виде нашли поддержку в администрации региона. Начинать пришлось с чистого листа, много приятных сюрпризов преподнес старинный дом реставраторам: обнаружились и замурованные доселе колонны, и фрагменты паркета, и ниши для свеч... Конечно, 45 млн рублей, направленных за несколько лет из бюджета области на восстановление, – это далеко не 105 тысяч золотых, которые уплатил Афанасий Афанасьевич при покупке имения.
Участникам торжественного открытия музея при виде нарядного двухэтажного строения наверняка пришли на память фетовские строки Фета: «А как он весь успел перемениться!». Сколько отрадных открытий ждало за порогом! Концерт артистов театра, филармонии (и не только) напомнил, что Фет при жизни снискал славу самого музыкального русского поэта.
И вот настал час, когда, облачившись в защитные бахилы, посетители смогли узреть и изящную мебель, и многотомье библиотеки, и зеленое сукно бильярда, и портреты друзей. Даже кофейник 1892 года буквально на днях передала в дар таможня. А впереди – новая жизнь для интерьеров первого этажа (большая и малая гостиные, столовая и ряд других помещений) и, конечно, усадьбы: в нее хозяин вложил столько сил, а земля воздавала ему достатком и вдохновением.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...