Алексей ЧЕРНЫШЕВ: Ребенок должен быть погружен в деятельность с утра до вечера
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Если в целом по стране подростковая преступность растет, то в Курской области дела обстоят не так плохо.    
За 10 месяцев 2015 года в нашем регионе зарегистрировано 270 преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18-летнего возраста,  –  это на треть меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Тем не менее, 242 подростка, преступивших уголовный закон менее чем за  год, – разве не повод для принятия мер? За комментарием  «ГИ» обратились к доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой психологии КГУ Алексею Чернышеву.
«Что нужно делать, чтобы ребенок не вырос преступником?»  – спросила я у профессора.
«О-о! Если бы это было решаемо! – раздалось в телефонной трубке. – Но приезжайте, обсудим». Весь дальнейший текст   – ответ Алексея Сергеевича на единственный заданный ему вопрос, а вернее, пошаговая инструкция по решению серьезнейшей проблемы как для отдельно взятой семьи, так и для человечества в целом. Дело за малым – прислушаться к мнению известного ученого и последовать его советам.
Итак, ступени становления человека по Чернышеву:

1. От природы к цивилизации
– Дети не рождаются ни преступниками, ни законопослушными гражданами, – говорит Алексей Сергеевич. – Родившись, они имеют задатки, на основе которых впоследствии может сформироваться психика социально адаптированного человека (нормальная или с отклонениями), а может и не сформироваться вовсе. Все помнят Маугли и других воспитанных животными детей, не освоивших речь, прямохождение и живущих по правилам звериной стаи. Под социально адаптированной психикой понимаются высшие психические функции, духовно-нравственные качества, сознание и  эмоционально-волевая сфера.
Согласно теории Льва Выготского, высшие психические функции человека – не врожденные, обусловленные генетикой процессы, а приобретенные. Они формируются при непосредственном влиянии общества и культуры, в первую очередь – семьи и школы.
Выготский называл детей «зверенышами», которые постепенно приобретают высшую психику, осваивая накопленный человечеством культурно-исторический опыт, включая такие, казалось бы, обычные правила поведения: как встать, как сесть, как одеться, как вести себя за столом, что сказать при встрече. По мере освоения моральных норм и этики ребенок начинает чувствовать, что от него ожидают, какое поведение одобряют и какое нет. Цивилизация проявляется через систему самозапретов. При этом необходимо, чтобы человек чувствовал свои обязанности, сознательно нес в себе соответствующую ориентировку, а не уступал шантажу или насилию со стороны.

2. Понять, что в жизни главное
Маленькому человеку необходимо определить для себя, что в его жизни главное, а что второстепенное. На это должно быть нацелено наше идеологическое воспитание, которое из-за влияния западных ценностей сейчас переживает глубочайший кризис.
Не так давно журналист Владимир Кулагин в одной из областных газет цитировал слова  курского скульптора Вячеслава Клыкова, который сравнивал российское мировоззрение с западным:
«Признаки русского мира вот такие:
– Духовность выше материального.
– Общее – выше частного.
– Служение – выше собственности.
– Справедливость – выше богатства.
Это наши символы веры, православные ценности русской цивилизации.
А Запад?
– Деньги – наш бог.
– Выгода – важнее совести.
– Души нет – есть желудок».
– Что происходит сегодня? – вопрошает Алексей Сергеевич, – Телевидение насаждает завышенные стандарты жизни, согласно которым человек, независимо от профессии и общественного положения, является обладателем роскошного коттеджа в несколько этажей, автомобиля бизнес-класса, проводит досуг с ухоженными девушками, путешествует по миру. Не удивительно, что подростки купились на такую красивую жизнь. Потом, повзрослев и столкнувшись с реальной жизнью, они начинают осознавать, что заработать очень тяжело даже на пропитание, что идеалы, которые они вынашивали в себе, недостижимы, и у молодых людей возникает явление, названное учеными фрустрированной агрессией, которая проявляется в бессознательном, жестоком уничтожении всего на своем пути. Так неверная ценностная ориентация формирует самый опасный тип подростков – фрустрированно агрессивных, у которых пустота в душе и сердце.

3. Знать о наказании (санкциях)
Маленькому человечку с ранних лет нужно давать представление о наказании, о санкциях за невыполнение моральных и правовых норм. Сначала элементарные правила: обижая младшего, он в глазах окружающих становится «плохим»,  крадут только нехорошие люди, и их за это сажают в тюрьму. Подросток уже должен понимать, чем рискует человек, игнорируя такие ценности, как уважение к людям, семья, доверие, здоровье.

4 Труд создал человека
Приобретение высших психических функций невозможно вне труда, точнее вне  деятельности. Помимо соблюдения запретов человек должен совершать деятельность, а не лежать, подобно Обломову, на диване и не играть в компьютерные «стрелялки» сутки напролет. Деятельность  – высшая форма проявления психики, направленная на преобразование предметов. Для детей это возводить города из песка, выпиливать лобзиком фигурки из куска фанеры, строить дом из кубиков, складывать свои вещи в шкаф и так далее. Ребенок должен быть погружен в деятельность с утра до вечера, должен приобретать опыт – основной фактор становления человека.
Печально говорить, но в современной школе деятельность уступила место присутствию. Ученики перестали перерабатывать знания, пропускать их через себя, потому что для этого необходимо напряжение, а они уходят от него, как уходим и мы, заменяя собственные глаза и уши телевизором. Пассивное, а тем более искаженное восприятие жизни надо отсекать безжалостно, как хирург отсекает пораженный злокачественной опухолью кусок плоти.

5. Вместе
Для формирования высшей психики недостаточно просто деятельности, еще необходима совместная деятельность – она хорошо представлена в командных видах спорта: волейбол, футбол и другие, где успех и ошибка одного влияют на общий результат. В команде ребенок быстро осознает очень важную идею, лежащую в основе человеческого общежития: «Я хорош, когда приношу пользу коллективу».
В свое время доцент нашей кафедры Иосиф Полонский и писатель Владимир Детков  собрали всех трудных подростков в городе и создали отряд «Разведчик», который стал лучшим молодежным объединением в Советском Союзе. Бывшие трудные увлеклись раскопками, ходили по местам партизанской славы,   участвовали в «Зарницах», воссоздали штабную землянку в Дмитриевском районе и Курган славы в Понырях. Подумайте, какой след они могли оставить в людской памяти и какой оставили? Во Дворце пионеров создан музей отряда  «Разведчик».
Сейчас в Курске при психологическом центре «Гармония» действует оздоровительный лагерь «Спасатель», который отличается от своего предшественника тем, что в него берут не только «трудных», но и социализированных ребят – для совместной деятельности и общения.
Эту спасительную цепочку в воспитании подрастающего поколения — деятельность, совместная деятельность, объединения – осознали на государственном уровне, и 29 октября, в День рождения комсомола, президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Сейчас важна общая стратегия работы со всеми категориями детей. Нельзя ориентироваться на отдельные виды: ребят с ограниченными возможностями, трудных, одаренных, нормальных – надо работать с детством вообще, развивая успех у каждого ребенка.

6. Многогранность
Идем дальше. Одного вида совместной деятельности для ребенка мало, нужен целый веер различных направлений  – спортивное, художественное, учебное, трудовое. Богатый пласт деятельности создает могучую психику. А что мы сегодня делаем? Подросток общается только с компьютером – ни спорта, ни труда, ни творчества.

7. Как рассол для огурца
Очень важно, в какой среде растет ребенок. Надо, чтобы это была развивающая социальная среда – концентрат доброты, уважения чести и достоинства ребенка, поддержки его способностей. Мои коллеги такую среду называют «социальным оазисом».

8. Целительные свойства красоты
И, наконец, о красоте, которая, как известно, спасет мир. Детям наши нудные наставления не так нужны, как опыт ярких впечатлений. Макаренко проповедовал эстетично-выразительную жизнь. У его подопечных все было красиво – и одежда, и поступки, и строй, и речевки, и ритуалы. В этом мы тоже проигрываем.

9. Воспитать в ребенке человечность
«Первоначальное... воспитание,— писал Белинский,— должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком». Проблема в том, что об этом стали забывать в современных школах. Теорию о высших психических функциях Льва Выготского недооценивают и преподаватели, и чиновники, работающие с семьями. Властные структуры утратили тесную связь с наукой, нет единой государственной линии, направленной на воспитание подрастающего поколения, а точечные усилия отдельных семей в отношении собственных детей – это не решение проблемы.

10. Есть опыт, есть результат
В нашем регионе сложилась уникальная система духовно-нравственного воспитания подростков и юношей в виде 14 профильных лагерей, рассчитанных  для детей разных категорий: от одаренных до проблемных. Ежегодно в этих «социальных оазисах» приобретают высокий духовно-нравственный потенциал около 2000 детей. В недавно вышедшей книге «Профильный лагерь: Курский вектор» рассказывается об опыте по формированию в подростках личностных качеств, присущих настоящему человеку и гражданину. Этот опыт достоин осмысления и внедрения в воспитательный процесс школ и других социальных организаций, работающих с детьми, и, безусловно, должен быть доведен до сведения каждой семьи, значение которой в формировании личности ребенка трудно переоценить.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...